Страны мира

Колумбия: Государственное устройство и политическая система

К. — унитарная президентская республика. При­нятая в 1991 Конституция сохранила президентскую форму правления, однако значительно уравновесила полномочия различных ветвей власти. Многие функ­ции центральных институтов переданы местным ор­ганам власти, которая пользуется политической, ад­министративной и финансовой автономией. Призна­ется культурное и этническое разнообразие колум­бийского народа.

Административное деление — 32 департамента и столичный округ (Амасонас, Антиокия, Араука, Ат-лантико, Столичный округ Богота, Бойака, Боливар, Валье-дель-Каука, Ваупес, Вичада, Гуавьаре, Гуай-ния, Гуахира, Какета, Кальдас, Касанаре, Каука, Кин-дио, Кордоба, Кундинамарка, Магдалена, Мета, Нари-ньо, Норте-де-Сантандер, Путумайо, Рисаральда, Сан-Андрес и Провиденсия, Сантандер, Сесар, Сукре, Толима, Уила, Чоко).

Крупнейшие города (млн чел., 2002): Богота, Кали (2,2), Медельин (1,9) и Барранкилья (1,3).

Законодательная власть осуществляется конгрес­сом, состоящим из палаты представителей (166 депута­тов в 2002) и Сената (102 сенатора). По мере роста численности населения число депутатов нижней палаты увеличивается. В компетенцию конгресса входит зако­нотворческая деятельность, принятие национального плана развития и программы государственных капита­ловложений, регулирование финансовой, биржевой и страховой деятельности, определение уровня заработ­ной платы и социальных выплат государственным слу­жащим, распределение общественных ресурсов, нало­говая и кредитная политика, внешняя торговля и тамо­женное законодательство. Конгресс определяет струк­туру и полномочия министерств и ведомств и других административных органов. В случае необходимости предоставляются чрезвычайные полномочия прези­денту, однако в любое время и по собственной инициа­тиве конгрессмены могут пересмотреть президентские указы, утвердить или отклонить договоры и соглаше­ния, заключённые представителями исполнительной власти с государственными и частными компаниями, иностранными державами и международными органи­зациями. Конгресс имеет право предоставления амнис­тии, может заслушивать государственных чиновников и представителей частного сектора, физических и юри­дических лиц, освобождать министров от занимаемой должности в случае некомпетентности или допущен­ных правонарушений.

Сенат принимает решение об освобождении от должности президента и вице-президента республики и ряда других высших должностных лиц в случае вы­движения против них обвинений, утверждает присво­ение высших воинских званий, даёт разрешение на прохождение иностранных войск по территории рес­публики, на объявление войны, избирает членов Кон­ституционного суда и генерального прокурора.

Палата представителей избирает защитника наро­да (омбудсмена), утверждает отчёт об исполнении бюджета и о состоянии государственной казны, вы­двигает перед сенатом при наличии соответствующих конституционных причин обвинения против высших должностных лиц.

Исполнительная власть осуществляется президен­том, который является главой государства, прави­тельства и верховным главнокомандующим Воору­жёнными силами. Он назначает и смещает министров и руководителей центральных ведомств, может ме­нять структуру министерств и ведомств. Правитель­ство пользуется законодательной инициативой, на­правляет в палату представителей план национально­го развития и проект государственного бюджета, от­читывается перед парламентариями о проделанной работе. Вице-президент исполняет обязанности пре-зидента в случае его временного отсутствия либо вы­полняет специальные поручения, возложенные на не­го главой государства.

Судебная власть включает Верховный суд, Госу­дарственный совет, суды низших инстанций. На тер­ритории компактного проживания коренного населе­ния судебные функции могут осуществляться в соот­ветствии с принятыми местными нормами и процеду­рами, если они не противоречат Конституции и друго­му законодательству республики. Мелкие споры меж­ду гражданами и общинами разрешаются мировыми судьями. Действует также Высший совет судебных органов, в задачи которого входит продвижение по службе юридических работников и дисциплинарный контроль над их деятельностью, составление списков кандидатов на судебные должности и разработка бю­джета судебных органов, решение конфликтных ситу­аций. Верховный суд может выступать в качестве кас­сационного суда и осуществлять правосудие по отно­шению к президенту республики, депутатам и сенато­рам и высшим должностным лицам в случае соверше­ния ими противоправных действий. Конституцион­ный суд избирается Сенатом на 8 лет без права пере­избрания из кандидатур, предложенных президентом, Верховным судом и Государственным советом.

Президент и вице-президент страны избираются абсолютным большинством голосов на основе прямо­го и тайного голосования сроком на 4 года без права непосредственного переизбрания. В случае необходи­мости через 3 недели проводится второй тур голосова­ния, в котором участвуют два кандидата, получившие наибольшее число голосов. Для победы во втором ту­ре достаточно относительного большинства голосов.

100 сенаторов избираются по общенационально­му округу, 2 сенатора, представляющие индейские общины, — дополнительно по специальному нацио­нальному округу. Члены палаты представителей из­бираются по территориальным округам (по 2 депута­та от каждого департамента и столичного округа). Для представительства этнических групп, политиче­ских меньшинств и колумбийцев, проживающих за рубежом, создаётся специальный округ, от которого избирается не более 5 депутатов. Право голоса предо­ставляется с 18 лет. Военнослужащие и полицейские, находящиеся на действительной службе, лишены права голоса и не могут участвовать в деятельности политических партий.

В К. зарегистрировано ок. 60 политических пар­тий, организаций и движений, однако политическая монополия принадлежит Либеральной и Консервативной партиям. В результате тесного сотрудничества либералов и консерваторов в период Национального фронта и в последующие годы идеологические и про­граммные различия между традиционными партиями начали постепенно стираться. В 1990-е гг. разнород­ность традиционных политических партий усили­лась, нередко обнаруживается гораздо больше общего между теми или иными течениями либералов и кон­серваторов, чем между фракциями одной и той же партии. В то время как либералам в целом удалось со­хранить организационное единство своей партии, не­которые фракции консерваторов получили статус юридического лица и фактически стали самостоя­тельными организациями.

После свержения диктатуры Г.Рохаса Пинильи Либеральная партия находилась у власти в 1958—62, 1966—70, 1974—82 и 1986—98, Консервативная — в 1962—66, 1970—74 и 1982—86, коалиция консерватив­ных партий и группировок — в 1998—2002. Организа­ционные трудности консерваторов и неспособность правившей консервативной коалиции найти выход из внутреннего вооружённого конфликта привели к но­вой расстановке сил.

По итогам парламентских выборов (10 мая 2002) либералы получили 32,5% мест в нижней и 34,4% в верхней палате, а консерваторы соответственно 12,6 и 25,5% мест. Отсутствие заградительного барьера при­вело к тому, что остальные места распределились между крайне мелкими группировками.

На президентских выборах (26 мая 2002) уже в первом туре победил диссидент из Либеральной пар­тии, создавший надпартийное движение «К. прежде всего» А. Урибе Велес (53,04% голосов). Его ближай­шего соперника, официального кандидата Либераль­ной партии О.Серпу, поддержали 31,72% избирателей.

Важнейшим субъектом политики продолжает ос­таваться партизанское движение, действующее с раз­личной степенью интенсивности в течение полувека. В сентябре 1987 шесть военно-политических органи­заций создали Национальный координационный ко­митет партизанского движения им. С. Боливара, одна­ко он не смог сыграть роль предполагаемого коорди­нирующего центра из-за разногласий между его участ­никами. Некоторые из них заключили мирные согла­шения с правительством, остальные по разным причи­нам отказались от переговоров. Политические требо­вания партизан всё чаще уходили на второй план, про­изошла дальнейшая криминализация вооружённых формирований, заметно активизировались террорис­тические акции и похищения с целью выкупа. Наиболее влиятельная военно-политическая организация — близкие к компартии Революционные вооружённые силы К. (FARC) (ориентировочная численность 17— 20 тыс. чел., лидер — М. Маруланда). Действует гева-ристская Армия национального освобождения (ELN) (5 тыс. чел., лидер — Н. Родригес). Продолжает воору­жённую борьбу и часть маоистской Народной армии освобождения (EPL) (500 чел., лидер — Ф. Караба-льо). К нач. 2000-х гг. FARC развернули деятельность на 60 фронтах, а ELN — на 30. Деятельность вооружён­ных формирований заметна на территории 600 из 1097 муниципалитетов, примерно 200 из них фактически находятся под контролем партизан.

Праворадикальные вооружённые формирования (до 14 тыс. чел.), многие из которых связаны с нарко­мафией, также признаны виновными в многочислен­ных нарушениях прав человека и массовых убийст­вах. Идеология Объединённой самозащиты К. (AUC) основывается на праве населения на самозащиту от леворадикальных партизан. Организация добивается от правительства официального признания и участия в мирном урегулировании.

В качестве важных групп давления выступают предпринимательские организации — Национальная ассоциация промышленников (ANDI), Банковская ас­социация К. (ASOBANCARIA), Национальная ассоци­ация финансовых институтов (ANIF), Национальная федерация производителей кофе (FEDECAFE), Ко­лумбийская федерация предприятий металлургичес­кой промышленности (FEDEMETAL) и ряд других от­раслевых федераций, профцентры, крестьянские орга­низации (прежде всего Национальная организация крестьянских землепользователей, ANUC), новые со­циальные движения, правозащитные организации.

Основные приоритеты внутренней и внешней поли­тики К. связаны с решением проблемы внутреннего вооружённого конфликта и с борьбой с наркомафией.

При урегулировании внутреннего вооружённого конфликта колумбийские правительства использова­ли как силовые, так и политические методы. Макси­мальную готовность к диалогу проявил президент А. Пастрана (1998—2002), который лично встречался с лидером FARC М. Маруландой и принял решение о демилитаризации 5 муниципий. В результате под контроль партизан попала т.н. Фаркландия — обшир­ная территория площадью 42 тыс. км2. Для выхода из острого социально-политического кризиса прави­тельство Пастраны разработало План К. — комплекс­ную стратегию, включающую укрепление государст­ва, создание условий для установления прочного мира, контроль над выращиванием наркосодержащих культур, борьбу с торговлей наркотиками и решение социальных проблем. Финансовое обеспечение плана составило 7,5 млрд долл. США. Правительство К. вы­делило 4 млрд, США предоставлено 1,3 млрд, осталь­ную сумму предполагается получить от европейских стран и международных финансовых организаций.

На практике предпринятые колумбийским прави­тельством и международным сообществом инициати­вы пока дали минимальные результаты. Не удалось добиться прогресса и в мирном урегулировании кон­фликта: демилитаризованная зона использовалась партизанами для тренировки боевиков, содержания заложников, подготовки вооружённых нападений, торговли наркотиками и оружием, не прекращались и террористические акции. После получения политиче­ского статуса Армия национального освобождения также стала добиваться выделения ей демилитаризо­ванной зоны и одновременно продолжала террорис­тические акции. Активизировались и ультраправые военизированные формирования, которые также ста­ли добиваться участия в переговорах. В феврале 2002 переговоры были прекращены, а правительство нача­ло вводить войска в демилитаризованную зону.

Президент А.Урибе (с 2002) считает, что возоб­новление переговоров с повстанцами возможно толь­ко при условии прекращения с их стороны террорис­тических акций и захвата заложников. По его мне­нию, добиться успеха в переговорах можно только с позиции силы. Ключевое место в политике Урибе за­нимает укрепление силовых структур, в частности, увеличение военных расходов и удвоение численнос­ти профессиональной армии и полиции. (Числен­ность каждой из силовых структур запланировано до­вести до 100 тыс. чел.). Одновременно предполагается привлечь ок. 1 млн колумбийцев в местные органы ох­раны общественного порядка, организации поддерж­ки Вооружённых сил и охранные фирмы.

Сразу же после избрания президентом Урибе об­ратился к США с просьбой об оказании военной по­мощи. Неожиданным шагом стало предложение о включении в будущие мирные переговоры ультрапра­вых военизированных формирований.

Урибе выступает за продолжение реализации Плана К., при этом предполагается некоторое пере­распределение средств и увеличение расходов на во­енные цели.

Жёсткая позиция Урибе нашла поддержку у адми­нистрации США, которая ещё раньше квалифициро­вала FARC, ELN и AUC как террористические орга-низации и взяла на себя обязательства по оказанию помощи в борьбе с терроризмом и с наркомафией. (По объёму американской помощи К. занимает 2-е место после Израиля). В июне 2002 изменилась позиция и ЕС, который наряду с ультраправыми вооружёнными формированиями включил в список террористичес­ких организаций FARC. В мае 2003 Урибе выступил c инициативой предоставления амнистии всем парти­занам, готовым включиться в мирный процесс незави­симо от совершённых преступлений.

Вооружённые силы К. включают национальную ар­мию, Военно-морской флот, Военно-воздушные силы и национальную полицию. Расходы на оборону соста­вили в 2001 3, 3 млрд долл. США (3,45% ВВП).

К. имеет дипломатические отношения с РФ (уста­новлены с СССР в 1935, обмен посольствами состоял­ся в 1943).