Страны мира

Колумбия: Наука и культура

Современная система образования К. строится в соответствии с несколькими законами, которые были приняты в 1990-е гг.: Законом о высшем государствен­ном образовании (1992), Законом о распределении ре­сурсов и полномочий по территориальным единицам (1993), Всеобщим законом об образовании (1993), Де­кретом об образовании этнических групп (1995), Зако­ном о дошкольном обучении (1997).

Всеобщий закон об образовании ввёл обязатель­ное 10-летнее базовое обучение для детей в возрасте 5—15 лет, которое включает: один (завершающий) год дошкольного обучения; 1—5-й класс — начальной школы и 6—9-й класс — базового уровня средней шко­лы. Для подростков 15—16 лет предназначено двухго­дичное образование, которое имеет академическую (гуманитарную) или профессионально-техническую направленность; по окончании среднего учебного за­ведения выпускникам выдаётся диплом бакалавра, необходимый для поступления в вуз.

В 2000 общие расходы на образование составили 4,7% ВВП. Базовым обучением было охвачено 4,5 млн учащихся, средним образованием 3,1 млн чел. (нетто-охват этой ступенью обучения составлял 56,6%). Брутто-охват молодёжи высшим образованием нахо­дится на уровне 23,3%.

В вузах К. обучается 977 тыс. студентов; крупней­шими являются: Национальный университет К. (ос­нован в 1867, 28 тыс. студентов), университет Анти-окии в г. Медельин (основан в 1822, 21 тыс. студен­тов), Педагогический и технический университет К. в г. Богота (основан в 1953, 14 тыс. студентов).

Культура индейских племён на территории К. бы­ла практически полностью уничтожена конкистадо­рами в 16 в. От неё сохранились лишь остатки древ­них индейских построек — каменных святилищ и гробниц культуры Сан-Агустин, храмов и укреплений индейцев чибча, а также представленные в Музее зо­лота Боготы и Национальном музее металлические и керамические изделия. Некоторые города, основан­ные на месте индейских поселений, представляют ин­терес как памятники архитектуры колониального пе­риода: исторический центр Картахены и район Ла-Канделариа Боготы объявлены ЮНЕСКО достояни­ем человечества.

Фольклор индейских племён не оказал большого воздействия на становление национальной литерату­ры, основными жанрами которой первоначально бы­ли исторические и бытовые хроники (Г. Хименес де Кесада и др.) и поэзия. В кон. 18 — нач. 19 вв. они ус­тупают место революционно-патриотическому клас­сицизму (К. Торрес, Х. Фернандес Мадрид). После завоевания независимости в литературе утверждается романтизм, господствовавший до нач. 20 в. (крупней­ший представитель — поэт Р. Помбо). Параллельно развивался костумбризм (Т. Карраскилья, Х. де Рест-репо). На смену романтизму приходят модернизм (поэты Х.А. Сильва, Г. Валенсиа), а позднее постмо­дернизм и авангардизм (поэт Л. де Грейф). Выдаю­щийся современный писатель Г. Гарсиа Маркес (род. 1928), лауреат Нобелевской премии по литературе 1982 — один из ведущих представителей «нового ла­тиноамериканского романа».

Изобразительное искусство колониальной эпохи представлено главным образом церковными роспися­ми, ковровой резьбой в интерьерах церквей и книж­ной миниатюрой. С кон. 18 в. религиозная живопись уступает место портрету, пейзажу, бытовому жанру. В 19 — нач. 20 вв. распространены костумбризм, акаде­мизм, реализм, импрессионизм. С сер. 20 в. колумбий­ские художники стали испытывать влияние экспрес­сионизма, кубизма, абстракционизма, поп-арта. Вид­ными представителями модернизма являются А. Об-регон, Э. Грау Араухо. Всемирную известность полу­чил художник и скульптор Ф.Ботеро, творящий в жа­нре постмодернизма. Выдающиеся композиторы — создатель национального гимна Х.М. Понсе де Леон и Г. Урибе Ольгин.

Активно развивается национальное сценическое искусство. Один раз в 2 года в Боготе проводится Ибероамериканский театральный фестиваль. Опре­делённых успехов достиг национальный кинемато­граф. В Картахене и Боготе проводятся международ­ные кинофестивали.

Большинство из существующих сегодня научно-ис­следовательских институтов и научных центров возник­ли в кон. 19 — 1-й пол. 20 вв., главным образом при веду­щих университетах. Наиболее известные из них — Гео­графический институт «Агустино Кодацци», Институт Каро и Куэрво (филология), Колумбийская акаде­мия истории. Общепризнанны достижения колум­бийских учёных в области медицины. Один из них — Э. Патарройо, изобретший вакцину против отдельных видов малярии, получил всемирную известность.