Страны мира

Корея: Государственное устройство и политическая система

По Конституции КНДР — «суверенное социалис­тическое государство, представляющее интересы все­го корейского народа». КНДР является также «рево­люционным государством». Реальная власть в стране находится в руках военных. Высшим органом власти фактически является Государственный комитет обо­роны во главе с Ким Чен Иром. КНДР — это суперто­талитарное государство с присущей ему системой культа личности Ким Чен Ира.

Действует Конституция 1972 с важными изменени­ями и дополнениями 1992 и 1998. В частности, введена новая глава «Оборона страны», упразднены должность президента, Постоянный совет Верховного народного собрания, Центральный народный комитет и Админи­стративный совет, учреждён Государственный комитет обороны, восстановлен президиум Верховного народ­ного собрания и кабинет министров.

В административном отношении КНДР делится на 9 провинций: Рянган, Чаган, Северная Хамгён, Южная Хамгён, Северная Пхенан, Южная Пхенан, Северная Хванхэ, Южная Хванхэ, Канвон. Три го­рода центрального подчинения: Пхеньян, Кэсон, Нампхо.

Наиболее крупные города: Пхеньян (столица), Вонсан, Синыйджу, Хамхын, Хэджу, Чхонджин.

Принципом государственного управления явля­ется демократический централизм. Высший орган за­конодательной власти — Верховное народное собра­ние (ВНС). Высший орган исполнительной власти — кабинет министров.

Глава государства: по Конституции — председа­тель президиума ВНС, реально председатель Государ­ственного комитета обороны.

Председатель Государственного комитета оборо­ны — Ким Чен Ир; председатель президиума ВНС — Ким Ен Нам, председатель кабинета министров — Пак Бон Джу.

Конституция декларирует, что выборы в ВНС и местные народные собрания (провинций, городов и уездов) проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосова­нии. В условиях КНДР выборы носят формальный характер.

Ким Ир Сен (1912—94) — основатель и бессмен­ный руководитель КНДР в течение почти 50 лет. В Конституции КНДР Ким Ир Сен охарактеризован «гением идей, теории и практики руководства, все­побеждающим, стальным полководцем, великим ре­волюционером» и объявлен «вечным президентом» Северной К.

Ким Чен Ир (род. 1942) — сын Ким Ир Сена. По­лучил высшую власть в стране от отца. В североко­рейской пропаганде называется «великим полковод­цем», «любимым руководителем корейского народа».

Ким Чен Ир выдвинул курс на строительство «мо­гущественной державы», проводит политику «при­оритета армии» в целях мобилизации общества на со­хранение существующего режима.

По Конституции народные собрания провин­ций, городов и уездов (законодательные органы) и соответствующие народные комитеты (исполни­тельные органы) выполняют хозяйственные функ­ции. Реально же руководство хозяйственной дея­тельностью осуществляют органы Комитета оборо­ны на местах.

Трудовая партия К. (ТПК) почти 60 лет является монопольно правящей партией в КНДР. Числен­ность 2,5 млн членов. Всего состоялось 6 съездов пар­тии (последний в 1980). Главная функция ТПК — претворение в жизнь идеологии чучхе («человек — хозяин всему»).

Кроме ТПК, в стране действуют Социал-демократи­ческая партия и религиозная партия Чондогё-Чхонудан («партия молодых друзей»). Эти партии полностью поддерживают политику ТПК и не играют существен­ной роли в политической системе КНДР.

Основные общественные организации: Объединён­ные профсоюзы К. (ОПК), Союз трудящихся сель­ского хозяйства (СТСХ), Кимирсеновский социалис­тический союз молодёжи (КССМ), Союз демократических женщин (СДЖ). Главная задача обществен­ных организаций — выполнение функции «привод­ных ремней», т.е. обеспечение связи ТПК с населени­ем, проведение идейно-воспитательной работы на ос­нове идеологии чучхе.

Все партии и общественные организации (всего более 70) входят в Единый демократический отечест­венный фронт (ЕДОФ). В центре деятельности ЕДОФ — борьба за мирное объединение К. на основе северокорейской политической платформы — образо­вания конфедерации Корё.

Внутренняя политика правящего режима направ­лена на укрепление «социализма корейского образца», строительство «могущественной державы», превраще­ние страны в «крепость». Осуществляется линия на милитаризацию общества, усиление индоктринации населения в духе идей чучхе («чучхеизация»).

Основные принципы внешней политики — «само­стоятельность, мир и дружба». КНДР поддерживает дружественные отношения с КНР, имеет с ней союз­ный договор. Развивает добрососедские связи с РФ. В 2000 между КНДР и РФ подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Президент РФ В.В. Путин в 2000 нанёс визит в Пхеньян. Руководитель КНДР Ким Чен Ир посетил РФ в 2001 и 2002.

КНДР стремится к нормализации отношений с США, выступает за двусторонний диалог с Вашингто­ном в целях разрешения северокорейской ядерной проблемы. В 2003 КНДР объявила о выходе из Дого­вора о нераспространении ядерного оружия и возоб­новлении военной ядерной программы.

Пхеньян настаивает на получении со стороны Вашингтона твёрдых гарантий собственной безо­пасности в обмен на прекращение военной ядерной деятельности.

В последние годы КНДР заметно расширила внешнеполитические связи, установив дипломати­ческие отношения практически со всеми западноев­ропейскими государствами и в целом с ЕС. КНДР поддерживает дипломатические отношения более чем со 150 государствами мира.

Вооружённые силы КНДР насчитывают 1,2 млн чел. На вооружении находится ок. 4 тыс. танков, более 600 самолётов, 11 тыс. орудий, 800 ра­кет типа СКАД и 200 баллистических ракет класса «Нодон» (дальность полёта св. 1000 км). Ежегодные расходы на содержание огромной армии составляют более 50% государственного бюджета.

В связи с разразившимся в 2003 ядерным кризи­сом КНДР официально объявила о том, что намерена «укреплять самостоятельные силы ядерного сдержи­вания как меру самозащиты».

КНДР имеет дипломатические отношения с РФ (установлены с СССР 12 октября 1948).

Межкорейские отношения

Почти 60 лет Корейский полуостров расчленён на два государства — КНДР и РК, создавшие противопо­ложные общественно-политические и экономические системы. Весь период существования двух корейских государств отмечен острым военно-политическим и идеологическим противоборством, трёхлетней крово­пролитной войной 1950—53.

В нач. 1970-х гг. Север и Юг приступили к диало­гу, завершившемуся принятием Совместного заявле­ния (4 июля 1972), определившего основополагаю­щие подходы Пхеньяна и Сеула к объединению К., ко­торое должно быть достигнуто, во-первых, самостоя­тельно, без вмешательства внешних сил, во-вторых, мирным путём и, в-третьих, на основе национальной консолидации.

В нач. 1990-х гг. КНДР и РК подписали два важ­ных межгосударственных документа — Соглашение о примирении, ненападении, сотрудничестве и обменах (13 декабря 1991) и Декларацию о безъядерном стату­се Корейского полуострова (31 декабря 1991). Эти до­кументы де-юре зафиксировали наличие двух госу­дарств на Корейском полуострове и принципы их вза­имоотношений как самостоятельных государств.

Историческими событиями в межкорейских отно­шениях стали встреча руководителей КНДР и РК Ким Чен Ира и Ким Дэ Чжуна в июне 2000 в Пхеньяне и под­писанная ими Совместная декларация (15 июня 2000), в которой нашли отражение общие подходы к объедине­нию страны, развитию политических, экономических и культурных связей между Севером и Югом. На высшем уровне было подтверждено, что объединение К. будет осуществлено самими корейцами, мирным путём и на основе сближения северокорейской идеи конфедерации и южнокорейской концепции сообщества.

Важное значение для межкорейского сближения имела политика «солнечного тепла», проводившаяся президентом Ким Дэ Чжуном в отношении КНДР (во­влечение Северной К. в широкое международное со­трудничество, развитие многосторонних связей с ней).

В 1998—2002 между Севером и Югом установи­лись политические контакты, расширились экономи­ческое сотрудничество, торговля, гуманитарные свя­зи. КНДР и РК осуществляют взаимовыгодные про­екты: соединение железных дорог Севера и Юга с вы-

ходом на Транссиб, создание технопарка в районе Кэ­сона, туристический проект «Кымгансан» и др. Тем не менее межкорейский диалог нельзя назвать стабиль­ным. Периодически между сторонами возникают се­рьёзные конфликты (боевые столкновения военных судов в Жёлтом море в 1999 и 2002). Негативно влия­ет на диалог и ядерная проблема КНДР. Правительст­во президента Но Му Хена выступает за продолжение политики диалога с КНДР, за мирное политическое урегулирование северокорейской ядерной проблемы.