Страны мира

Коста-Рика: Наука и культура

Система организации науки в К.-Р. неразрывно свя­зана с высшим образованием и международными науч­ными и университетскими организациями, так как К.-Р. является страной пребывания ряда региональных меж­дународных организаций и учреждений, таких, как дей­ствующий с 1944 в Турриальбе Международный инсти­тут сельскохозяйственных наук (финансируется из бю­джета ОАГ), Высшая школа подготовки административ­ных кадров для Центральной Америки (открыт в 1967, финансируется из государственных бюджетов цент­ральноамериканских стран и бюджета ООН).

Всего на науку и технологии в К.-Р. ежегодно рас­ходуется 0,1—0,2% ВВП.

Центральным учреждением, занимающимся коорди­нацией научно-исследовательской и технологической деятельности в масштабе страны, с 1964 выступает Госу­дарственный университет К.-Р., при котором состоит ряд научно-исследовательских институтов, центров и лабо­раторий. Университет был основан в 1843, затем распу­щен по политическим мотивам и возобновил свою дея­тельность как образовательное и научное учреждение в 1940. Другие государственные вузы: Национальный уни­верситет в г. Эредия, Открытый (заочный) университет с 28 региональными отделениями, успешно развивающий дистанционное образование, Технологический универ­ситет (даёт высшее сельскохозяйственное и лесное обра­зование), частный университет — Автономный универ­ситет К.-Р. с региональными филиалами.

Коста-риканские искусство и литература являются довольно молодыми (по латиноамериканским масшта­бам). Национальная литература начала формироваться во 2-й пол. 19 в. в рамках костумбризма. Основополож­ником реалистического направления считается видный центральноамериканский литератор и журналист Х. Гар­сия Монхе (1881—1958), творец первых коста-риканских романов «Сиротка», «Дочери полей». Он — бессменный издатель журнала «Реперторио американо». К этому на­правлению можно отнести и творчество выдающейся просветительницы и поэтессы, мексиканки по проис­хождению М.И. Карвахаль (1888—1951), вошедшей в ис­торию К.-Р. под псевдонимом Кармен Лира.

Под знамя модернизма стали такие представители «старшего поколения», как поэт Р. Бренес Месен (1874—1947), прозаик Р. Фернандес Гуардия (1867— 1950), Р. Эстрада (1901—34).

Социальную тему развивал в своём творчестве К.Л. Фальяс (1909—66) получившим широкую изве­стность романом «Мамита Юнай» (1944). Среди «младшего поколения» чувствуется большее внима­ние к разработке психологии личности и обостренное чувство слова, изысканность стиля.

Национальная школа изящных искусств К.-Р. бы­ла основана в 1897, изобразительное искусство ориен­тировалось на европейские образцы.

В 1960—70-х гг. оформилось новое направление, связанное с интересом к социальной тематике, к ин­дейским и афроамериканским мотивам и предметной манере письма («новая фигуративность», симво­лизм). Речь идёт о творчестве таких художников, как К. Поведа (род. 1940), Д. Гарита (род. 1943), К. Барбо­са (род. 1943), Х. Гонсалес (род. 1946).