Страны мира

Лаос: Экономика

Государственная социально-экономическая поли­тика ЛНДР направлена на модернизацию технически отсталого национального хозяйства, улучшение жиз­ни всех этнических групп страны, снижение уровня бедности населения, преобразование мелких хо­зяйств, а в окраинных районах — сохраняющихся анк­лавов натурального хозяйства. В первые десятилетия республика решала одновременно две основные зада­чи — устранение тяжёлых последствий колониального периода, 30-летней войны, воссоздание единого лаос­ского государства и формирование нового развитого общества в рамках административно-директивных методов строительства социализма: национализация, массовая принудительная коллективизация деревни, ускоренная индустриализация, огосударствление всей хозяйственной деятельности и запрет на частное пред­принимательство. Эта стратегия, оказавшаяся неэф­фективной, мало приспособленной к условиям слабо­развитого Л. с его географическими и демографичес­кими особенностями, привела страну к кризисному состоянию материально-социальной сферы.

Начатая на рубеже 1970 — 80-х гг. переоценка про­водимой партийно-государственной социально-эко­номической политики завершилась разработкой и внедрением в сер. 1980-х гг. нового экономического механизма управления хозяйством с использованием регулирующих рычагов рынка. За последующие годы была создана и введена в действие либеральная зако­нодательная база в области социальных, трудовых и земельных отношений, хозяйственной деятельности, экономических преступлений, гражданского права, условий иностранного инвестирования, внешнего за­имствования, индивидуального предпринимательст­ва; реформированы банковская и налоговая системы, сфера учета и планирования.

Постепенно с помощью рыночных методов хо­зяйствования уже к кон. 1980-х гг. макроэкономиче­ская ситуация в Л. стабилизировалась. Улучшилась сфера материального производства за счёт новых и имеющихся отраслей экономики и повышения их производительности, укрепился частнопредприни­мательский сектор, почти удвоилась доля промыш­ленности в создании ВВП, а аграрного — сократи­лась, возросли цифры и самого ВВП. Общий эконо­мический рост достигал 7—8%, впятеро снизилась инфляция, увеличилась доходная часть государст­венного бюджета, формируемая из внутренних ис­точников, в несколько раз вырос объём зарубежных производственных капиталовложений в реальную экономику в виде прямых инвестиций, кредитов и донорских средств. Таким образом, были устранены основные причины социально-экономического на­пряжения, существовавшие в дореформенный пери­од. Благодаря внедрению новационной политики экономика ЛНДР приобрела ряд чисто рыночных характеристик: повысилась роль частного капитала в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, транспортных и прочих услугах и его составляющая в стоимостной структуре национального продукта; получили развитие конкурентные отношения в сфе­ре обмена, кредитования, делового партнёрства, найма рабочей силы; модернизирована система ценообразования, изменились формы и масштабы вмешательства государства в хозяйственную дея­тельность предприятий и частных лиц в сторону ук­репления за ним стратегического регулятора и га­ранта обеспечения условий для достижения разви­того общества.

Денежно-кредитная политика государства и цент­рального банка ориентирована на достижение устойчи­вых темпов роста, укрепление кипа, сдерживание ин­фляции, обеспечение минимальных норм резервов, вы­равнивание платёжного баланса страны, оживление её внутренней и внешней торговли. В этих целях путём фискальных и дисциплинарных мероприятий рефор­мирована валютная система, упразднён множествен­ный курс кипа по отношению к доллару США, разреше­но свободное хождение твёрдых мировых валют и таи­ландского бата; регулируются ставки процента на бан­ковские кредиты, ведётся корректировка стоимостных экспортно-импортных операций, создаются благопри­ятные условия для продажи и покупок акций, налажена практика банковских операций на открытом рынке.

Во внешнеэкономической сфере правительство придерживается открытости лаосского рынка в обла­сти торговых, инвестиционных и прочих финансово-хозяйственных связей. Одновременно государство, хотя и отказалось от монополии на внешнюю торгов­лю, регулирует эту деятельность путём квотирования и тарификации экспортно-импортных товаров, а так­же улучшения валютного режима.

К кон. 20 в. Л. вышел из состояния обособленности от остального мира; переход страны к свободному рын­ку прошёл почти безболезненно, не нарушив её общую социально-политическую стабильность. Депрессивное воздействие на хозяйственное положение оказал азиат­ский финансовый кризис 1990-х гг., замедлив ход ре­форм и усугубив множество нерешённых проблем. Ухудшилась внешнеторговая ситуация, сократилось промышленное и сельскохозяйственное производство, от снижения налоговых и экспортных поступлений по­страдала государственно-бюджетная сфера, в несколь­ко раз обесценилась лаосская национальная валюта, нарушилась деятельность банков, уменьшились объё­мы иностранных инвестиций. В наибольшей степени негативные социальные последствия кризиса отрази­лись на жизни городского занятого населения из-за по­вышения индекса потребительских цен, роста инфля­ции, частичной утраты рабочих мест.

К нач. 21 в. кризис был в целом преодолён благо­даря грамотной социальной и экономической полити­ке руководства Л., направленной на восстановление докризисных макроэкономических показателей пу­тём привлечения прямых иностранных инвестиций, новых займов, кредитов и грантов, ограничения заку­пок ряда зарубежных товаров и сокращения заработ­ной платы чиновникам; была снижена инфляция, ста­билизированы курс национальной валюты и средне­годовые темпы экономического роста. Но оставались крупные макроэкономические проблемы: ограничен­ность круга внутренних источников накопления и крайняя зависимость от зарубежной помощи, сла­бость местного капитала, налогооблагаемой базы, платёжеспособности государства и населения, конку­рентной среды, рынка труда и несбалансированность государственного бюджета и внешней торговли.

2001 — начало следующего этапа реформ в финан­совой и банковской деятельности, госсекторе, менедж­менте бюджетных расходов, уточнении роли государ­ства и частной и общественной собственности. Главная задача современности — реализация программы борь­бы с бедностью и вывода Л. из числа наименее разви­тых стран мира. За 2000— 02 прямые иностранные ин­вестиции превысили 25 млн долл. США (89% общего объёма капиталовложений в экономику), реальный ВВП достиг 1,7—1,8 млрд долл., среднегодовые темпы прироста ВВП поддерживались на уровне 5,8%, ВНП на душу населения — 310—320 долл., среднегодовая ин­фляция оставалась ниже 11%. Внешний долг ЛНДР в 2001 составлял 2,4 млрд долл. США, платежи по обслу­живанию долга — 41 млн (в 2002 — 44 млн), их доля в ВВП — 7,7 и 7,9% соответственно.

В годы реформ положение в финансовой сфере улучшилось благодаря росту доходов государства от экспорта, некоторому снижению расходов на ввоз предметов роскоши, на содержание чиновничьего ап­парата, а также расширению круга внутренних источ­ников наполнения бюджета за счёт роста налоговых и таможенных сборов, арендных платежей государству за пользование недвижимостью, усиления контроля властей за соблюдением налоговой дисциплины юри­дическими и физическими лицами, сокращения дота­ций госпредприятиям. Но неустойчивость кипа и ин­фляция во время кризиса дезорганизовали стоимост­ную структуру государственного бюджета, в 2001 де­фицит превысил 1,3 млрд кипов; наблюдался недоста­точный приток средств в доходную часть бюджета ввиду чрезмерного финансирования государством на­циональных банков и его неэффективного контроля за расходами в периферийных административных струк­турах. Эти факторы были учтены, и в 2002 в расходной части нового бюджета основные суммы предназначались на развитие транспорта и других коммуникаций (22,8%, или 5% ВВП), далее шла статья «текущие рас­ходы» — 16,9%, или 3,8%, сельское хозяйство — 16,6%, или 3,7%, остальные наиболее крупные статьи — обо­рона, образование, здравоохранение, заработная плата и социальное обеспечение.

Банковская сеть охватывает не всю страну, а лишь её административные центры; во многих провинциях появились сберкассы. Двухуровневая система банков (в 1999 их насчитывалось 15) возникла в годы реформ и включает Центральный банк Л. (ЦБЛ, госсобствен­ность) и его филиалы в провинциях, банки иностран­ного и смешанного капитала, а также более 30 част­ных (местный бизнес) небанковских бюро по обмену иностранной валюты. Политика ЦБЛ носит монета­ристский характер, изменение ставок ссудного про­цента и использование массированных изъятий авуа­ров инвалюты практикуется в крайних случаях, на­пример, при кризисах, и последние возмещаются де­нежными средствами от продажи векселей казначей­ства или самого ЦБЛ.

Внешняя торговля не утратила свою аграрную на­правленность, но ускорился процесс диверсификации её структуры, большую роль, чем до реформ, стали иг­рать промышленные и ремесленные потребительские товары, минеральная продукция, а также туризм. Сто­имость импорта и экспорта составляет соответственно 50 и 60% ВВП; сохраняется хронический внешнеторго­вый дисбаланс на уровне 6% ВВП (до кризиса — 16— 17%). По оценке, дефицит внешней торговли в 2002 приближался к 250 млн долл. США, который покрыва­ется, как правило, иностранной помощью. Существует также нелегальная торговля с приграничными страна­ми, не регистрируемая официальной статистикой. Страна испытывает большую нехватку инвалюты из-за неустойчивости международного рынка. Видовая структура экспорта — электроэнергия, сельскохозяйст­венная и лесопродукция, одежда, олово, гипс, товары, производимые из зарубежных компонентов. Налажен реэкспорт автомашин, мотоциклов, некоторых лесома­териалов. Предметы ввоза — нефтепродукты, мине­ральные масла, энергетическое, строительное и пр. про­мышленное оборудование и запчасти к нему, сельско­хозяйственная и оргтехника, транспортные средства, уголь, минеральное сырьё, удобрения, стройматериа­лы, химикаты, продовольствие, медикаменты.

В экономике Л. преобладает аграрный сектор, в котором живёт и работает 85% сельского населения и всех занятых страны. Основа его — растениеводство, базирующееся на рисоводстве; выращиваются сахарный тростник, табак, кофе, хлопок, арахис, фрукты, овощи и бобовые. Земледелие даёт 27—29% ВВП, мо­дернизируется быстрее остальных отраслей сельского хозяйства благодаря материально-техническому пе­ревооружению и активизации рыночного фактора развития. Урожаи многих ведущих товарных кресть­янских культур к нач. 21 в. выросли на 20%, достигну­та самообеспеченность ЛНДР продовольствием и на­лажен частный экспорт его в соседний Таиланд. Жи­вотноводство — подсобная отрасль почти каждого двора — имеет немолочное направление, разводят буйволов, быков, лошадей, свиней, мелкий рогатый скот, птицу. К сельскохозяйственной деятельности населения относятся лесные промыслы, дающие дре­весину, смолы, масла, целебные и ароматические тра­вы. За рубеж вывозятся кофе, кардамон, бензойная смола. Развито домашнее речное рыболовство; имеет­ся несколько рыбоводческих станций.

Промышленность представлена предприятиями фабрично-заводского типа (с ремесленными мастер­скими их число превышает 15 тыс.). Превалируют мел­комасштабные (96%) и средние (3%) подразделения, довольно слабо технически оснащённые; современные предприятия — несколько ГЭС, включая крупнейшую в Индокитае ГЭС — Нгым, вблизи Вьентьяна. Наибо­лее высокие темпы развивают гидроэнергетика (гос­собственность), добыча полезных ископаемых, строи­тельство, обработка сельхозсырья; производятся пище­вые продукты и напитки, средства интенсификации сельских работ, стройматериалы, кожаные, керамичес­кие, табачные изделия, парфюмерия, фармацевтичес­кие товары, электроопоры и электропровода, а также сборка электронной техники, автомашин и других тех­нических средств из привозных компонентов; добыва­ются олово, гипс, лигнит, каменная соль, серебро, золо­то. Тяжёлая и военная промышленность отсутствуют.

Транспорт — одна из наиболее проблемных от­раслей хозяйства: отсутствует железная дорога и единая общенациональная сеть наземных путей. По уровню средней плотности дорожного полотна, при­ходящегося на единицу площади, Л. на одном из по­следних мест в мире. Главная водная артерия — Ме­конг, правый берег которой соединяет ЛНДР с Таи­ландом. Видовая структура — перевозочные средст­ва местного производства (лодки, тележки) и при­возные (автомобили, мотоциклы, автобусы, само­лёты, вертолёты, мелкие речные суда). Общая протя­жённость гудронных, гравийных и грунтовых дорог св. 32 тыс. км. Тоннаж перевезённых грузов в 2002: автотранспортом 1946 тыс. т; речным 770; воздушным 1,9; пассажироперевозки — автотранспортом 23,2 тыс. чел., речным 2,0 тыс.; воздушным 467,2 тыс. Имеется св. 20 аэродромов (международные, работа­ющие круглогодично и принимающие современные авиалайнеры, во Вьентьяне, Луангпхабанге, Паксе, Сено), несколько взлётно-посадочных полос. Другие коммуникационные линии включают радио-, теле­фонную, телеграфную, почтовую, телексную, ком­пьютерную связь с выходом в международные кана­лы. Введён в строй «Интерспутник», с 1996 имеется доступ к Интернету, который обслуживает более 6 тыс. пользователей. В 2002 насчитывалось почти 40 телефонных станций в основном в городах (авто­матические, магнитные и две мобильных), число те­лефонных номеров св. 211 тыс.

Сектор услуг — самая динамично развивающаяся сфера хозяйства, обеспечивающая более 1/4 ВВП; среднегодовой прирост отрасли увеличился за 2000— 02 в 1,7 раза.

Туризм с 1990-х гг. — растущая статья государст­венных доходов (в 2001— 9,7% ВВП), развивается молодёжный и экологический туризм. В отрасли ра­ботает более 8% общего числа занятых. Кризис и не­сколько терактов в кон. 1990-х гг. дезорганизовали отрасль. В нач. 21 в. туристическая деятельность ак­тивизировалась. За 1991—2000 число туристов вы­росло с 20 до 724 тыс. чел.