Страны мира

Латвия: Государственное устройство и политическая система

Л. — парламентская республика, действует Кон­ституция 1922.

Административное деление — 26 районов, 70 городов, 483 волости. Крупнейшие города (тыс. чел.): Рига, Даугав-пилс (115), Елгава (71), Лиепая (59), Вентспилс (47).

Государственная власть в соответствии с Консти­туцией осуществляется Сеймом, президентом и пра­вительством.

Высший орган законодательной власти — Сейм (однопалатный парламент), состоящий из 100 депута­тов, избираемых всеобщим, прямым, тайным голосо­ванием на 4 года на основе пропорционального пред­ставительства (в Л. зарегистрировано 40 партий и по­литических организаций). Сейм избирает президента, обсуждает законодательные акты, утверждает или от­вергает кандидатуру премьер-министра, назначаемую президентом, формирует правительство страны.

Выборы очередного (8-го) Сейма, состоявшиеся 5 октября 2002, продемонстрировали прежнюю тенден­цию к преобладанию правоконсервативных, нацио­нально ориентированных сил. На выборах победила со­зданная в кон. 2001 правая партия «Новое время» во главе с Э. Репше, председателем Банка Л. в 1991—2002. Второе место заняло объединение «ЗаПЧЕЛ» («За пра­ва человека в единой Л.»). Это партии левых сил — Со­циалистическая партия Л., Партия народного согласия (ПНС) и партия «Равноправие», выступающая в защи­ту прав русского национального меньшинства. В даль­нейшем в объединении произошёл раскол, и ПНС вы­шла из блока. Правящая коалиция в Сейме: партия Реп­ше — 26 мандатов, СЗК (Союз «зелёных» и крестьян) — 12 и ЛПП (Латвийская первая партия) — 10, созданные в 2002, ТБ/ДННЛ (объединение партии «Отечеству и свободе» и Движения за национальную независимость Л.) — 7 мандатов. Оппозиция: Народная партия (НП, лидер А. Шкеле, бывший премьер-министр) — 20 ман­датов, Партия народного согласия (лидер Я.Юрканс) — 17 и фракция «ЗаПЧЕЛ» — 8 мандатов. Состав парла­мента значительно обновился, были переизбраны 33 депутата. Председателем Сейма стала И.Ундре (СКК).

Глава государства — президент, избираемый Сей­мом на четыре года, но не более чем на два срока под­ряд, утверждает законы, назначает кандидата на пост премьер-министра, выполняет представительские

функции. На президентских выборах 1999 победила Вайра Вике-Фрейберга, сменившая Г.Улманиса. Она стала одной из четырёх женщин в мире, занимающих столь высокий пост. После вступления в должность новый президент отвергла принятый Сеймом Закон о государственном языке, который делал русский язык в Л. «иностранным». 20 июня 2003 Вайра Вике-Фрейберга была переизбрана на новый срок.

Высший орган исполнительной власти — кабинет министров — формируется Сеймом. Состав нового коалиционного правительства страны был утверждён на внеочередном заседании 9 марта 2004. Премьер-министром (11-го правительства со времени восста­новления независимости Л.) стал Индулис Эмсис, бывший заместитель председателя парламентской фракции СЗК, председатель парламентской комис­сии по народному хозяйству и сопредседатель Партии «зелёных» Л. В правительство вошли представители СЗК, НП и ЛПП, у которых в Сейме 46 мандатов из 100, но партнёры по правящей коалиции убеждены, что правительство меньшинства через какое-то время получит поддержку парламентского большинства.

Важнейшие программные заявления нового прави­тельства: стремление к полноценному использованию возможностей, предоставляемых Л. от присоединения к Европейскому союзу и НАТО, успешная защита нацио­нальных интересов Л., возобновление диалога с Росси­ей, в первую очередь развитие экономического сотруд­ничества двух стран, которое со временем будет способ­ствовать также и политическому диалогу. Коалицион­ные партии настаивают на необходимости проведения сбалансированной фискальной политики и сохранения дефицита бюджета не выше 2%. Они намерены доби­ваться повышения уровня благосостояния каждого жи­теля Л., приближая размер минимальной зарплаты к прожиточному минимуму, проводя индексации пенсий по крайней мере дважды в год, способствуя росту заня­тости и искоренению бедности. В национальном вопро­се подчеркивается необходимость обеспечения непрерывного и стабильного развития Л. как однообщинного национального государства, поддержки и усиления ро­ли латышского языка как единственного государствен­ного и содействие росту темпов натурализации.

Из ведущих общественных организаций можно выде­лить Союз свободных профсоюзов Л. (ССПЛ). Латвий­ская ассоциация русских общин, Балтославянское обще­ство культурного развития и сотрудничества представ­ляют интересы русскоязычного населения республики.

Членство в НАТО является одной из основных це­лей внешней и оборонной политики Л. На оборону в2002 расходовалось 1,75% ВВП. Подготовка и рефор­мирование национальной системы обороны осуществля­ются в соответствии со стандартами НАТО. Регулярные Вооружённые силы Л. состоят из 6500 чел., в число которых входят 2350 солдат и офицеров национальной гвардии (резерв составляют 14 400 чел. — 5—7 мотопе­хотных бригад), пограничные войска — 3500 чел. Сухо­путные войска состоят из мотопехотной бригады, разведывательного батальона, артиллерийской части, ро­ты миротворцев, группы специального назначения. На вооружении состоят 3 танка Т-55, полученных в своё время из Чехии, 13 БТР М42, 2 БРДМ-2, ок. 30 шведских и датских 100-мм буксируемых пушек, до 40 миномётов калибра 82 и 120 мм. Также имеются силы ПВО — ок. 40 зенитных артиллерийских и ракетных установок. ВВС насчитывают ок. 200 чел., 2 самолёта Ан-2, L-410, 3 вертолёта Ми-2 и Ми-8. ВМС — св. 800 чел. (включая 250 военнослужащих т.н. батальона ох­раны), 3 патрульных катера, 3 тральщика.

Л. имеет дипломатические отношения с РФ (уста­новлены 4 октября 1991).