Страны мира

Либерия: Экономика

Л. — слаборазвитая страна с аграрно-сырьевой спе­циализацией, занимающая одно из ведущих мест в ми­ре по производству и экспорту натурального каучука и железной руды. Существенной статьёй доходов стра­ны является предоставление «удобного флага» иност­ранным судам. В экономике господствует иностран­ный капитал. Производственная инфраструктура бы­ла подорвана гражданской войной 1989—96, предопре­делив отток иностранного капитала из страны.

ВВП 3,6 млрд долл. США, т.е. ок. 1100 долл. в рас­чёте на душу населения (2001). Тем не менее ок. 80% населения находится за чертой бедности. Темп приро­ста ВВП 5%, инфляция 8% (2001) свидетельствуют о послевоенном оживлении экономики страны.

В отраслевой структуре экономики на сельское хо­зяйство приходится 60% ВВП (2001) и в сельскохозяй­ственном производстве занято подавляющее большин­ство экономически активного населения — 70% (2000). Для промышленности эти показатели составляют 10 и 8% соответственно, для сферы услуг — 30 и 22%.

Сельское хозяйство Л. сильно пострадало от боевых действий: резко снизились сборы продовольственных культур, прежде всего риса и кассавы, в результате че­го население зависит от импорта продовольствия, прежде всего зерновых. Война подорвала и производ­ство товарных (экспортных) культур: каучука, какао, кофе, продукции масличной пальмы. Наряду с оттоком из страны капитала иностранных компаний происхо­дит перераспределение их инвестиций в производстве экспортных культур, а также перелив иностранного ка­питала в добычу железной руды, алмазов и т.д. Тем не менее американская компания «Файерстоун», несмот­ря на продажу в кон. 1980-х гг. своего либерийского предприятия по производству каучука японской ком­пании, продолжает занимать видное положение в от­расли, сохранив контроль над плантациями гевеи.

Из-за распространения мухи цеце животноводст­во развито слабо — стадо представлено небольшим поголовьем крупного рогатого скота, коз и овец, а также свиней.

Развиты отрасли горнодобывающей промышлен­ности, связанные с производством железной руды и алмазов. Однако будущее отрасли зависит от стаби­лизации политического положения в стране.

Основной вид транспорта — автомобильный, протяжённость автомобильных дорог 10,6 тыс. км, в т.ч. 657 км дорог с твёрдым покрытием и 9943 км — грунтовые дороги (1996).

Общая протяжённость железных дорог 490 км, в т.ч. 328 км с одной колеёй. 345 км имеют стандарт­ную (1435 мм) и 145 км — узкую (1067 мм) ко­лею (2001).

Л. располагает портами в Монровии, Бьюкене-не, Гринвилле, Харпере. В 2002 торговый флот страны насчитывал 1513 судов водоизмещением 1000 т и выше, в т.ч. 1425 судов иностранных госу­дарств, использующих либерийский флаг как «удобный», в т.ч. из ФРГ — 437, из Греции — 154, из США — 113, из Норвегии — 103, из Японии — 90, из России — 66, из Монако — 56. Общее водоизмеще­ние флота 51 912,2 тыс.

В стране 47 аэродромов, два из них имеют взлётно-посадочную полосу с покрытием (2001).

Работают 7 ультракоротковолновых и 2 коротко­волновых радиостанции, телевизионная станция и 4 маломощных ретранслятора (2001), в пользовании находится 790 тыс. радиоприёмников и 70 тыс. теле­визоров (1997), насчитывается 6,7 тыс. телефонных линий (2000), 2 интернет-провайдера (2001) и 500 пользователей Интернета (2000).

В Л. функционирует ок. 10 банков. Во главе бан­ковской системы находится Центральный банк Л. Внешний долг Л. 3,5 млрд долл. США (2003).

Государственный бюджет составил (2000): доходы 85,4 млн, расходы 90,5 млн долл. США.

Внешняя торговля имеет исключительно важное значение для Л. По её каналам в обмен на каучук, дре­весину ценных пород, железную руду, алмазы, какао и кофе страна получает машины, оборудование и транс­портные средства, топливо, промышленные товары, продовольствие, прежде всего рис.