Страны мира

Литва: Государственное устройство и политическая система

Л. — президентская республика. Действует Кон­ституция, принятая на референдуме 25 октября 1992.

Административное деление — 10 уездов, 44 райо­на, 92 города, 22 посёлка. Наиболее крупные города (тыс. чел.): Вильнюс, Каунас (378,9), Клайпеда (ок. 193), Шяуляй (133,9), Паневежис (119,8).

Государственная власть в соответствии с Консти­туцией осуществляется Сеймом, президентом и пра­вительством.

Высший орган законодательной власти — Сейм (однопалатный парламент), состоящий из 141 депута­та, избираемых на основе всеобщего, прямого, тайного голосования на 4 года (71 — от одномандатных окру­гов по мажоритарной системе и 70 — по принципу про­порционального представительства на основе партий­ных списков). Сейм обсуждает, принимает, публикует законодательные акты, утверждает или отвергает кан­дидатуру премьер-министра, предлагаемую президен­том, проводит контроль за деятельностью правительства, устанавливает налоги, проводит выборы в мест­ные самоуправления, ратифицирует международные договоры. Выборы нового Сейма состоялись в октябре 2000, председателем стал А. Паулаускас — лидер пар­тии «Новый союз» (социал-либералы), сменивший на этом посту Ландсбергиса, лидера консерваторов.

Глава государства — президент, избираемый все­общим, прямым, тайным голосованием сроком на 5 лет, не более 2 раз подряд. Президент представляет Литовское государство, решает важнейшие вопросы внешней политики совместно с правительством, назначает и освобождает с одобрения Сейма премьер-министра, назначает и освобождает министров по представлению премьер-министра, издаёт акты-дек­реты, обладает правом вето на решения Сейма. Он может досрочно распустить Сейм. Избранный на внеочередных выборах Сейм имеет право большин­ством (3/5) голосов назначить досрочные выборы

президента. На досрочных президентских выборах, второй тур которых завершился 27 июня 2004, побе­дил 77-летний независимый центрист В. Адамкус, во многом способствовавший вступлению Литвы в НАТО и Евросоюз. Он уже был президентом в 1998—2003 гг. и возвратился на пост руководителя государства после пребывания на пенсии. В. Адам-кус сменил Р. Паксаса, третьего президента после восстановления Л. независимости и первого в Евро­пе руководителя державы, отправленного в начале апреля 2004 путем импичмента в отставку (за сомни­тельные связи с международными преступными структурами, в т.ч. и российскими). В. Адамкуса поддержали партии Союз либералов и центра, Союз Отечества, социал-либералы. Победа Адамкуса озна­чает усиление прозападной ориентации Л., а также более тесные связи с государствами Запада.

Высший орган исполнительной власти — прави­тельство, которое представляет Сейму программу и после её одобрения принимает присягу. Премьер-ми­нистр А. Бразаускас возглавляет 12-е (с 1990) прави­тельство с июля 2001. Он был назначен на этот пост президентом Адамкусом после падения коалицион­ного правительства правых и центристских партий Паксаса из-за разногласий по экономическим вопро­сам и проблемам приватизации. Сейм утвердил про­грамму правительства «левого большинства», обе­щавшего ускорить ход реформ, необходимых для вступления в НАТО и ЕС, повернуть внутреннюю политику в сторону социально ориентированного рынка, снижения безработицы и нищеты при сохра­нении жёсткой финансовой политики. В марте 2003 был утверждён состав нового правительства страны, предложенный Бразаускасом (посты в кабинете со­хранили 12 из 13 министров).

В Л. зарегистрировано 37 партий и политических организаций. Наиболее влиятельная в стране правая партия — консерваторы «Тевинес саюнга» (Союз Отечества, СО), создана на базе общественно-поли­тического движения «Саюдис», зарегистрирована 25 мая 1993, председатель — В. Ландсбергис; Христианско-демократическая партия Л. (ХДПЛ), пар­тия правой ориентации, зарегистрирована 22 сентяб­ря 1990, председатель З. Зинкявичюс; Демократиче­ская партия труда Л. (ДПТЛ), реформистская пар­тия социал-демократической ориентации, зарегист­рирована 19 декабря 1990, имеет статус основной оп­позиционной силы, председатель Ч. Юршенас; «Со­юз центра», партия правоцентристского толка, заре­гистрирована 27 октября 1993, председатель Р. Озолас; Социал-демократическая партия Л. (СДПЛ) левоцентристской ориентации, зарегистрирована 17 января 1990, председатель В. Андрюкайтис; «Новый союз» (социал-либералы), партия левоцентрист­ской ориентации, создана в июне 1998, председатель А. Пауласкас; Союз либералов Л., либерал-демокра­тическая партия правоцентристской ориентации, за­регистрирован 11 марта 1991, председатель с декабря 1999 Р. Паксас; «Новая демократия» (Партия жен­щин Л.), зарегистрирована 20 апреля 1995, председа­тель К. Прунскене; Христианско-демократический союз (ХДС), политическая организация, зарегистри­рована 14 августа 1996, председатель К. Бобялис.

В стране имеется четыре республиканских проф­союзных центра: Центр профсоюзов, Объединение профсоюзов, Федерация труда Л. и Союз рабочих (фактически распавшийся). Вступление Л. в Между­народную организацию труда (МОТ) в 1991 позво­лило профсоюзам заключить с правительством Гене­ральное соглашение, в котором действует трёхсто­ронний принцип партнёрства на рынке труда: прави­тельство, профсоюзы, работодатели.

В Л. сложилась ситуация, когда две важнейшие структуры власти контролируют противоположные идеологические силы. В парламенте последнего со­зыва удалось создать левоцентристское большинст­во, группирующееся вокруг премьер-министра А. Бразаускаса. Оппозиционное правоцентристское меньшинство представляют Союз либералов, Союз центра и Современный христианский союз. В ре­зультате общеполитическая ситуации в стране во многом зависит от позиции премьер-министра А. Бразаускаса. Правящие социал-демократы и социал-либералы намерены сохранить коалицию, являющу­юся гарантом стабильности в стране. Премьер-ми­нистр Бразаускас выступает за конструктивное со­трудничество с новым президентом В. Адамкусом, который во внешней политике придерживается прежних приоритетов — членство в ЕС и НАТО, ук­репление всестороннего балтийского сотрудничест­ва, поддержание стабильных отношений со странами СНГ, прежде всего с Россией, ориентация, особенно в экономике, не только на Запад, но и на Восток.

Членство в НАТО является одной из основных це­лей внешней и оборонной политики Л. На оборону вы­деляется 2% ВВП. Такое финансирование на основе Договора между всеми парламентскими партиями бу­дет сохранено до 2004. Подготовка и реформирование национальной системы обороны осуществляется в со­ответствии со стандартами НАТО. Страна разбита на

3 военных округа. Регулярные Вооружённые силы со­стоят из 12 200 чел. Сухопутные войска — 7500 воен­нослужащих, 2 мотопехотные бригады учебного пол­ка, отдельный егерский полк, инженерный батальон, артиллерийский дивизион, миротворческая рота. В резерве — 10 полков, 36 батальонов, 130 рот террито­риальной обороны, 2 эскадрильи армейской авиации, или св. 330 тыс. чел., в т.ч. первой очереди — 28 тыс., второй — 308 тыс. чел. На вооружении Сухопутных войск Л. находится более 70 БТР (50 — М113А1, 10 — БТР-60 и более 10 — М42), 10 БРДМ-2, 10 МТ-ЛБ, ок. 200 гранатомётов РПГ-7, св. 40 120-мм миномётов, более 110 пусковых установок береговой обороны «Карл Гус­тав». В ВВС — 800 чел. личного состава, 8 учебных само­лётов L-39 (лёгкие штурмовики), 2 — L-410, 6 — Ан-24, 3 — Ан-26, 4 вертолёта Ми-2, 6 — Ми-8 и Ми-17. ВМС (ок. 600 чел.) состоят из 2 малых противолодочных кораблей, 3 патрульных катеров, 2 тральщиков, штабного и одно­временно учебного корабля. Береговая охрана — 550 чел. и 4 патрульных катера.

Л. имеет дипломатические отношения с РФ (уста­новлены 9 октября 1991).