Страны мира

Ливан: Экономика

Гражданская война 1975—90 серьёзно разрушила экономическую инфраструктуру Л., подорвав позиции страны как важного экономического, торгового и бан­ковского центра на Ближнем Востоке. Мирное урегу­лирование позволило ливанскому правительству на­чать восстановление экономики и финансовой сферы. Заметному росту ливанской экономики во многом спо­собствовала реализация правительственного плана «Горизонт-2000», направленного на восстановление страны, требовавшего на своё воплощение 18 млрд долл. США. План включал большое число проектов, относящихся к развитию всех сфер жизни ливанского общества — экономики, в т.ч. производственного секто­ра, инфраструктуры, социального сектора.

Через 10 лет после окончания гражданской вой­ны Л. вновь начинает занимать ключевое положение в торговле и деловой активности в Восточном Сре­диземноморье и на Ближнем Востоке. Экономичес­кая политика ливанских властей поощряет сотруд­ничество с другими странами. Л. перестал быть зо­ной риска для иностранных инвесторов и партнё­ров. За годы, прошедшие после окончания граждан­ской войны, в Л. было зарегистрировано более 900 иностранных компаний, среди них 147 американ­ских, 88 французских, 86 британских компаний, 73 швейцарские и 42 панамские фирмы. В Л. также за­регистрированы 4 российские компании.

ВВП 25,188 млрд ливанских фунтов, или 16,708 млн долл. США, ВВП на душу населения 5200 долл. США (2001). В то же время, по данным 1999, 28% населения Л. живут за чертой бедности. Числен­ность экономически активного населения включала (по различным источникам) от 1,22 млн до 1,5 млн ливанцев, а также (точной статистики нет) 1 млн иностранных рабочих (сирийцев, выходцев из дру­гих арабских стран и Юго-Восточной Азии) (2001). Безработица 18% (1997 ). Реальный экономический рост в 2001 составил 1,5%, а инфляция 0,5%.

Промышленность даёт 20% ВВП. В Л. развиты пи­щевая промышленность, ювелирное дело, лёгкая про- мышленность, строительство, деревообрабатывающая промышленность и производство мебели, металлооб­работка. В Л., по статистике Министерства промыш­ленности, в 1998 из всех зарегистрированных промы­шленных предприятий 21% работали в пищевой про­мышленности, 16% в металлообработке, 11% в произ­водстве мебели, 10% в деревообрабатывающей про­мышленности, 14% в текстильной и лёгкой промыш­ленности, а также в производстве одежды. С 2001 в ряд важных задач Министерства промышленности Л. входит увеличение доли промышленного экспорта до 1,4 млрд долл. США, создание 50 тыс. новых рабочих мест и расширение доли промышленного производст­ва в структуре ВВП.

Сельское хозяйство занимает 10% ВВП. В Л. выра­щивают цитрусовые, виноград, помидоры, яблоки, оливки, картофель, табак, сахарную свёклу, пшеницу, а также разводят крупный и мелкий рогатый скот и зани­маются рыболовством. По статистике Министерства сельского хозяйства, в 2001 было произведено плодо­овощной продукции на 1285 млрд ливанских фунтов, мясомолочной продукции на 533 млрд ливанских фун­тов. С кон. 2000 правительство Р. Харири заявило о сво­ём намерении стимулировать деятельность сельскохо­зяйственных кооперативов, обеспечивая трудовую за­нятость населения, что должно повлечь за собой увели­чение доходов и поднятие уровня жизни сельских жи­телей. Среди важных проблем министерство выделяет обеспечение экологической безопасности, разумное ис­пользование и сохранение природных ресурсов (зе­мельных, водных, рыбнопромысловых, лесных). В пра­вовой сфере Министерство сельского хозяйства разра­батывает законодательные акты, регулирующие взаи­моотношения между землевладельцами, с одной сторо­ны, и инвесторами или арендаторами — с другой.

В животноводстве в настоящее время в рамках программы ООН по развитию региона Баальбек-Хермель реализуется проект по разведению крупно­го и мелкого рогатого скота в долине Бекаа. Также в различных проектах Министерства сельского хо­зяйства Л. принимают участие такие международ­ные организации, как ФАО, Всемирный банк и др.

Протяжённость шоссейных дорог составляет 7300 км, из которых 6350 км имеют бетонное покры­тие, а 950 км — грунтовое покрытие.

Железные дороги в Л. не стали восстанавливать после гражданской войны, поэтому в настоящее вре­мя железнодорожный транспорт не эксплуатирует­ся. Нефтепровод протяжённостью 72 км также не используется.

Торговый флот включает 67 судов. Наиболее важные порты — Бейрут, Батрун, Шекка, эль-Мина, Жбейль, Сайда, Триполи, Джуния, Тир. В Л. 8 аэро­портов.

В 1999 насчитывалось 700 тыс. стационарных те­лефонных линий и 580 тыс. мобильных телефонов. В 1998 работали 20 АМ и 22 FM радиостанций, бо­лее 15 телевизионных каналов. В 2001 в Л. зарегис­трировано более 300 тыс. пользователей Интернета и 22 интернет-провайдера.

Торговля и услуги занимают 70% ВВП Л. В Л. ак­тивно развивается туристический бизнес и инфра­структура (отели, рестораны). Помимо традицион­ных программ посещения исторических достопри­мечательностей в Бейруте, Сайде, Тире, Баальбеке и др. Министерство туризма предлагает также про­грамму экотуризма. По данным Министерства фи­нансов Л., общие расходы из бюджета 2002 для Ми­нистерства туризма составили 10,014 млрд ливан­ских фунтов. По данным Всемирной туристической организации, в 1996 Л. посетили 424 иностранных туриста, в 2000 — 742, а в 2001 — 837 туристов.

Ливанские банки имеют неограниченное право переводить любые суммы в любой валюте. Счета мо­гут открываться в любых основных денежных еди­ницах. Величина процентов может устанавливаться по договоренности с клиентом. В Л. действует га­рантия для депозитов размером до 5 млн ливанских фунтов или их эквивалента в иностранной валюте. С 1956 счета клиентов ливанских банков считаются строго конфиденциальными. Исключения могут быть сделаны в некоторых случаях судебного рас­следования или банкротства.

Государственный бюджет (млрд ливанских фун­тов): доходы 4,648, расходы 8,787, дефицит 4,230 (2001). Государственный долг в 2001 составил 42,695 млрд ливанских фунтов.

В Ливане действует либеральная налоговая систе­ма. Налог на все виды деятельности составляет 3— 10%. Налог на доходы в виде заработной платы со­ставляет 2—10%. Предприятия и фирмы, занятые в строительстве, а также производители продукции, не существовавшей в Л. до 1 января 1980, освобождают­ся от налогов на 10 лет. Некоторые виды банковской деятельности освобождаются от налогов на 7 лет.

Л. экспортирует различную сельскохозяйствен­ную продукцию и продукты питания (17%), ювелир­ную продукцию и бижутерию (16%), аудио-, видео-, бытовую технику и электронику (13%), продукцию химической промышленности (10%), текстиль (8%).

Основные партнёры по экспорту: Саудовская Аравия (11%), Объединённые Арабские Эмираты (10%), США (6%), Франция (5%), Кувейт (4%), Иордания (4%) и Сирия (4%). В целом арабские страны занимают 46%, а страны ЕС — 27% ливан­ского экспорта.

В группу импортируемых товаров входят мине­ральные продукты (18 %), электроника, аудио-, ви­део-, бытовая техника (13%), транспорт (9%), това­ры химической промышленности (8%), текстиль (6%). Основные партнёры по импорту: арабские страны (12%), Италия (11%), Германия и Франция (по 8%), США (7%), Великобритания (4%), Япония (3%).