Страны мира

Ливия: Экономика

ВВП по паритету покупательной способности валю­ты 40 млрд долл., а на душу населения 7600 долл. США (2001). Отраслевая структура (оценка 1997, %) по вкладу в ВВП (в скобках — по занятости): сельское, лес­ное хозяйство и рыболовство — 7 (17), промышлен­ность и строительство — 47 (29), сфера услуг — 46 (54).
Экономически активное население 1,5 млн чел., безработица 30%, хотя наиболее существенный вклад в последний показатель вносят не столько коренные ливийцы, сколько рабочие-иммигранты (2000). Ин­фляция в 2001 13,6%, в 2002 1,9% (оценка).

Доминирующую роль в ливийской экономике прочно удерживает нефтегазовая промышленность (в 2001 было добыто ок. 68 млн т нефти). Её вклад в ва­ловую промышленную продукцию (вместе с капи­тальным строительством) превышает 57%, тогда как в текущие валютные поступления — 98%, а в доходы го­сударственного бюджета — 75%.

Именно благодаря скачкообразному росту этих доходов ливийское государство в 1970—80-х гг. щед­ро финансировало обширные планы развития. Глав­ные их успехи свелись к расширению и модерниза­ции экономической и социальной инфраструктуры, комплексов переработки нефти (годовые мощности установок для её прямой перегонки составляют до 17,4 млн т) и газа, преимущественно экспортной ори­ентации, созданию центров производства базовой, крупнотоннажной продукции органической химии (полиэтилена, поливинилхлорида, карбамида и др.). Прочие индустриальные отрасли (выпуск потреби­тельских товаров для внутреннего рынка, сборка сельскохозяйственной, строительной, автомобиль­ной техники) зависят от ввоза иностранного обору­дования, сырья, комплектующих и зачастую — от зарубежной рабочей силы. Несмотря на резкие перепа­ды поступлений от нефти и газа во 2-й пол. 1980-х и в 1990-е гг., они оставались базой экономики и обще­ства, обеспечивая ливийскому населению первенство по средним доходам на африканском континенте, а государству — монопольному владельцу недр — клю­чевую роль в реализации подавляющего большинст­ва проектов.

Развитию ливийского аграрного сектора препятст­вуют дефицит сельскохозяйственных земель, истоще­ние и засоление природных источников пресной воды и её подземных запасов на побережье, а также массовое переселение коренных сельских жителей в города. Сбор основной продукции растениеводства в 2000 составил (тыс. т): ячменя — 70, пшеницы — 160, картофеля — 209; прочих продуктов овощеводства и садоводства в 1998: олив — 190, помидоров — 158, лука (сухого) — 180, ар­бузов — 210, фиников — 130, цитрусовых — 66. Развива­ются также животноводство (в 1998 произведено, тыс. т: говядины и телятины — 21, баранины и ягнятины — 37, мяса домашней птицы — 98, коровьего молока — 100, овечьего молока — 40) и рыболовство (в 1997 общий улов по живому весу измерялся 32,7 тыс. т, которые почти полностью приходились на прибреж­ную зону Средиземного моря — 32,3 тыс. т). Однако к нач. 21 в. потребности в аграрной продукции, осо­бенно в продовольствии, на 75—80% удовлетворя­лись за счёт импорта.

Действующие железные дороги отсутствуют с 1965. Протяжённость автомобильных дорог на 1996 (тыс. км): общая — 24,5; в т.ч. магистральных (предпо­ложительно с твёрдым покрытием) — 6,8; второсте­пенных (грунтовых) — 17,7. Магистральные трассы трубопроводов в нефтегазовом секторе экономики к 2002 достигали следующей протяжённости (тыс. км): нефтепроводы — 4,8, газопроводы — ок. 2 (включая 256 км для транспортировки сжиженного нефтяного газа). Крупнейший и самый дорогостоящий ливий­ский транспортный проект 20—21 вв.: «Великая руко­творная река» — система водоводов с уникальными техническими решениями (из пяти запланированных действуют две её очереди с трубами диаметром до 4 м, общей протяжённостью ок. 2510 км и пропускной способностью до 4,5 млн м3 воды в день) от естествен­ных подземных резервуаров пресной воды во внут­ренних районах Сахары до городов, аграрных облас­тей на побережье и оазисов.

Основные морские порты — Триполи, Бенгази, Марса-эль-Бурейка, Мисрата, Тобрук, Эль-Хомс, Рас-эль-Ануф, Зувара, Дерна. Международные морские грузоперевозки (1993, тыс. т): погрузка — 62 491; выгрузка — 7808. На 1999 пропускная способность портов, помимо нефтеналивных терминалов, 15 млн т.

В 2001 насчитывалось 136 аэропортов, в т.ч. 58 — с твёрдым покрытием взлётно-посадочных полос. За 1995 самолётами гражданской авиации на регуляр­ных маршрутах налётано 3 млн км; перевезено 623 тыс. пассажиров, их поток составил 398 млн пассажиро-км; грузопоток — 32 млн ткм.

В 1998 телефонная сеть насчитывала (тыс. або­нентов): основных линий — 500, мобильной связи — 20. В 2002 действовал 1 интернет-провайдер, а число пользователей на 2001 оценивалось 20 тыс.

В 1998 общее число прибывших туристов соста­вило до 850,3 тыс. чел.

В рамках либеральных, но строго ограниченных экономических реформ поощряются кооперативные формы собственности, частная промышленная, тор­говая и банковская деятельность, продолжаются процессы разгосударствления, акционируются и приватизируются некоторые ливийские производст­венные предприятия, иногда крупные — например, металлургический комбинат в г. Мисрата. В качест­ве важнейших целей общенациональной социально-экономической стратегии неизменно выдвигаются освоение природных ресурсов, альтернативных неф­ти и газу, достижение самообеспеченности продо­вольствием, отраслевая и территориальная диверси­фикация, ускоренное развитие внутренних районов страны и другие мероприятия с широким вовлечени­ем в их реализацию частных инвестиций. Ливийское руководство заявляет о своей готовности открыть двери для иностранных капиталовложений (на пер­вом этапе преимущественно в сферу туризма). В 1997 принят Закон об иностранных инвестициях, ко­торый предусматривает привлечение инвестиций также в другие отрасли: машиностроение, сельское хозяйство, здравоохранение, службы быта и прочие по усмотрению правительства. Проектам, осуществ­ляемым в рамках упомянутого закона, гарантирован ряд «стандартных» в мировой практике привилегий. Однако ни умеренный либерализм, ни приватиза­ция, ни возрождение малого и среднего частного бизнеса почти никак не затрагивают ключевые от­расли, прежде всего нефтегазовую промышленность, а также основные виды внешнеэкономической дея­тельности, включая экспортно-импортные, валютно-финансовые, другие операции и контракты, которые удерживаются в собственности и/или под строгим контролем государства.

С января 2002 принимались меры для унифика­ции обменного курса национальной валюты (для от­каза от системы множественных курсов): ливийский динар был девальвирован на 51% относительно дол­лара США, и одновременно на 50% снижены тамо­женные пошлины на большинство импортных това­ров, чтобы компенсировать основной массе их потре­бителей отрицательные последствия валютного регу­лирования, — в русле общего курса на финансовое оз­доровление, сдерживание инфляции и стимулирова­ние зарубежных инвестиций.

Государственный бюджет, согласно оценкам на 2001, был сведён с небольшим профицитом (в млрд долл.) — 0,1 при доходах — 9,3 и расходах — 9,2, вклю­чая текущие и капитальные. Давней серьёзной про­блемой остаётся неэффективность большинства за­трат, из которых ок. 60% приходится на денежное со­держание государственных служащих.

Средний национальный доход на душу населения Л. выше, чем в любой иной африканской стране. Это поз­воляет государству финансировать бесплатное здравоо­хранение, образование, значительную часть жилого фонда и другие социальные услуги на относительно вы­соком уровне и поддерживать континентальное первен­ство по большинству компонентов качества жизни. Правда, на многочисленных иностранных работников распространяется лишь малая доля этих благ.

Благодаря высокой конъюнктуре на мировых рынках углеводородного сырья и продуктов его первичной переработки после 1999, условия и фи­нансовые результаты внешнеэкономической дея­тельности были благоприятными (млрд долл.): экспорт — 13,1, импорт — 8,7, положительное саль­до торгового баланса — 4,4, зарубежные ликвидные активы (без учёта золотого запаса) — 14,8, внешний долг — 4,7 (2001). В стоимости ливийского экспорта преобладает сырая нефть, отчасти присутствуют так­же нефтепродукты, природный газ и химикаты. Ос­новными статьями импорта традиционно являлись машины, оборудование и транспортные средства, продовольствие, промышленные изделия потреби­тельского назначения. Доминирующую роль среди ливийских внешнеэкономических партнёров играют Италия, ФРГ, Великобритания, Франция, Испания, Япония, Южная Корея, на долю которых приходит­ся ок. 75% общей стоимости товарооборота.