Страны мира

Ливия: Государственное устройство и политическая система

Роль основного закона официально выполняет Коран, согласно краткой Декларации об установле­нии власти народа, принятой 2 марта 1977 на внеоче­редной сессии высшего законодательного органа — Всеобщего народного конгресса (ВНК). Этот доку­мент провозгласил «прямую демократию» — народо­властие, осуществляемое через базовые народные конгрессы, народные комитеты, корпоративные и профессиональные объединения, а также через ВНК. Коран объявлен основным законом — фактически эк­вивалентом отсутствующей «светской» конституции.

Принципы уникального строя Л. сформулирова­ны М. Каддафи к сер. 1970-х гг. как «третья всемир­ная теория», отрицающая капитализм и коммунизм. Правительство, иные государственные органы наряду с партийными и всеми прочими политическими ин­ститутами в общепринятом смысле с 1977 упраздне­ны и формально заменены системой «прямого народо­властия». Её основой конституционная Декларация провозгласила местные (первичные) народные собра­ния граждан. Всё взрослое население (с 18 лет) само­стоятельных административно-территориальных единиц (кварталов, деревень) обязано участвовать в таких собраниях для непосредственного решения те­кущих хозяйственных, культурных, иных вопросов локального масштаба; для обсуждения общенацио­нальных проблем внутренней и внешней политики, внесения предложений и рекомендаций, а также для избрания постоянных представительных и исполни­тельных органов — народных комитетов и их секрета­рей. Первичные комитеты автоматически формируют собрания и выборные органы следующего, муници­пального уровня. Наконец, муниципальные комитеты в полном составе и секретари первичных вместе с представителями профсоюзов и других массовых об­щественных организаций образуют верховный зако­нодательный орган — ВНК. Более половины его деле­гатов составляют члены секретариатов первичных и муниципальных конгрессов, сформированных в основном по территориальному принципу. Остальные члены ВНК делегируются по профессионально-кор­поративным признакам и представлены членами сек­ретариатов народных конгрессов корпоративных объ­единений. На всех предприятиях промышленности, строительства и сферы услуг создаются первичные народные конгрессы (ПНК) в составе всех их работ­ников, достигших 18 лет. Эти ПНК избирают народ­ные комитеты из числа руководства, технического персонала и рабочих, которые выполняют функции государственной администрации. Секретариаты ПНК одного профиля формируют народные конгрессы со­ответствующих отраслей, где и представляют коллек­тивы своих предприятий.

ВНК избирает генеральный секретариат, который выполняет функции высшего государственного органа в период между сессиями. Генеральный секретарь ВНК — Мубарак Абдалла аш-Шамех (с марта 2000) — формально является главой государства и законода­тельной власти. На сессиях, обычно ежегодных, ВНК выносит резолюции по общенациональным пробле­мам и назначает Высший народный комитет (по сути правительство) в составе генерального секретаря ко­митета (главы кабинета) — Шукри Мухаммад Ганим (с июня 2003) — и секретарей — глав соответствую­щих секретариатов (министерств).

«Лидер ливийской революции» — Муаммар Абу Минъяр аль-Каддафи — формально лишь почётный «идейный» руководитель страны. Однако, не занимая никаких официальных постов в системе «джамахи­рии», фактически он сосредоточивает всю полноту ре­альной власти.

Столицей и местом пребывания всех иностранных дипломатических представительств остаётся центр самого густозаселённого района — г. Триполи (св. 1269,7 тыс. жителей, оценка 2003), хотя за его преде­лы перемещены с 1988 почти все правительственные секретариаты (министерства): большинство в г. Сурт, а также в гг. Бенгази (второй по числу жителей — 734,9 тыс.), Куфра, Рас-эль-Ануф.

Со 2-й пол. 1980-х гг. в Л. периодически проводят­ся кампании экономической и политической либера­лизации, были освобождены многие политзаключён­ные, ливийским гражданам разрешены свободные въезд и выезд из страны.

Американские санкции против Л., многие из кото­рых введены с 1981, продолжали действовать и в 2003, несмотря на широкое недовольство ими деловых кру­гов. Напротив, ЕС отменил большую часть санкций в сентябре 1999 и пригласил Л. к участию в программе европейско-средиземноморского партнёрства, приня­той в Барселоне в 1995. Некоторые европейские стра­ны стали активно развивать политические и экономи­ческие связи с Л. в надежде сделать там выгодные ин­вестиции. Однако европейское эмбарго на продажу оружия Л. осталось в силе.

Вооружённые силы (август 1999, тыс. чел.): всего — 65, в т.ч. армия — 35 (оценка), флот — 8, ВВС — 22. Народная милиция — 40 тыс. Военные ассигнования на 1999/2000 финансовый год 1,3 млрд долл., или 3,9% ВВП.

Л. имеет дипломатические отношения с РФ (уста­новлены с СССР 4 сентября 1955). В конце декабря 1991 официально заявила о признании России.