Страны мира

Люксембург: Государственное устройство и политическая система

Люксембург — конституционная монархия. В стране действу­ет Конституция 1868 (в неё временами вносятся допол­нения и исправления). Административно страна разде­лена на три округа: Дикирх, Гревенмахер, Люксембург. Наиболее крупные города (1999): Люксембург, Эш цур Алцетте (24,9 тыс. чел.), Дюделанж (17,1 тыс.чел.).

Глава государства — законный наследник П.Гюллойм — взошёл на престол 7 октября 2000. Выборы 60 депутатов в однопалатный парламент (палату депута­тов) происходят путём прямого народного голосова­ния (на срок 5 лет, последние состоялись 13 июня 1999). Действует также Государственный совет (21 член), предоставляющий рекомендации для палаты депутатов. Этот орган комплектуется главой государ­ства, но по рекомендации премьер-министра.

На последних выборах в парламент вошли пред­ставители 6 партий: Христианско-социальной партии (CSV) — 29,79%, Люксембургской социалистической рабочей партии (LSAP) — 23,75%, Демократической партии (DP) — 21,58%, Действующего комитета демо­кратии и справедливости (ADR) — 10,36%, Партии «зелёных» (GP) — 9,09%, Марксистской и рефор­мистской коммунистической партии (LEFT) — 3,77%.

Премьер-министром правительства становится обычно представитель партии, набравшей наиболь­шее число голосов избирателей. Он назначается мо­нархом, но ответственен перед парламентом. С января 1995 премьер-министр Л. Ж.-К. Юнкер.

Среди ведущих общественно-деловых организа­ций, оказывающих влияние на формирование внут­ренней и внешней политики страны: Федерация про­мышленников, Ассоциация банкиров (ABBL), Цент­ральные профсоюзы (OGBL) и др.

Внутренняя политика страны с 1990-х гг. основы­вается на реализации концепции т.н. люксембургской модели. Она опирается на вполне определённые посту­латы: общественно-политическая стабильность, эконо­мическое процветание, «инициативная энергия, превозмогающая малые размеры». Для достижения обо­значенных принципов предполагается активное вклю­чение государства в хозяйственные процессы и обеспе­чение автоматической индексации заработной платы в соответствии с темпами инфляции. Считается, что в условиях сравнительно низкого роста цен (1,5—2,5%) реализация такого постулата вполне возможна.

Вместе с тем в деловых кругах страны полагают, что принципы автоматической индексации заработ­ной платы представляют серьёзную угрозу для конку­рентной способности национальной экономики, зара­ботная плата должна увеличиваться лишь в результа­те роста производительности труда. Но «прагматики» из коалиционного правительства считают, что прове­дение такой политики создаёт прочные элементы со­циально-политической стабильности в стране. Не случайно последнее десятилетие в Л. практически отсутствовали какие-либо заметные забастовки.

Внешняя политика также направлена на реализа­цию одного из постулатов люксембургской модели. Л. считает, что он имеет право на более масштабное представительство во всех органах ЕС, несмотря на свои скромные размеры. Прежде всего потому, что эта страна выступала одним из инициаторов созда­ния объединения. Кроме того, она уже длительное время (с 1965) является одним из трёх основных цен­тров управления ЕС. В столице Л. расположены некоторые важнейшие органы ЕС (общее число пер­сонала которых насчитывает 7,6 тыс.чел.). Здесь на­ходятся: генеральный секретариат Европарламента, Евростат, Евросуд, Европейский инвестиционный банк, Европейский инвестиционный фонд и т.д. Та­ким образом, страна получает возможность оказы­вать большее воздействие на принятие стратегичес­ких решений.

Вооружённые силы включают армию и полицию. Общее число мужчин, способных нести военную службу, 93,4 тыс.чел., ежегодный призыв 2,6 тыс.чел. (2002). Военные расходы 147,8 млн долл., или 0,7% ВВП (2002).