Страны мира

Малайзия: Экономика

М. — интенсивно развивающаяся индустриально-аграрная страна. ВВП 78,7 млрд долл. США, ВВП на душу населения 3515 долл. США (2002). Занятость ок. 97%. Безработица — св. 3%. Инфляция 1,9% (2002).
Структура ВВП (%): сфера услуг ок. 50, обрабаты­вающая промышленность 34, сельское хозяйство 8, добывающая промышленность 8.

Обрабатывающая промышленность — наиболее ди­намично развивающаяся отрасль. Страна относится к числу основных производителей интегральных схем, радио- и телевизионной аппаратуры, кондиционеров. М. — единственная страна АСЕАН, имеющая собст­венное автомобилестроение (выпускаются автомаши­ны марки «Протон» при участии японской корпорации Mitsubishi). Промышленное производство в основном сконцентрировано в районе долины реки Кланг (Сили­коновая долина), а также в штате Пинанг.

Добывающая промышленность представлена про­изводством углеводородного сырья на континенталь­ном шельфе штата Тренггану и штата Саравак (Се­верный Калимантан). В 2001 добыча нефти составила ок. 670 тыс. барр. в день. Эксплуатировалось св. 230 скважин. На Тренггану приходилось ок. 60% до­бычи. Штат считается «малайзийским Кувейтом». Общие запасы нефти оцениваются в 3,63 млрд барр., рассчитаны на 15—20 лет эксплуатации. Добыча при­родного газа — 1,6 трлн куб. футов (40—50 лет эксплу­атации). Добычу природного сырья ведёт государст­венная компания «Петронас». Она же активно дейст­вует в нефтегазовых отраслях за пределами страны: в Иране, Казахстане, Мьянме, Судане, проявляет инте­рес к сотрудничеству с Вьетнамом.

По причине истощения запасов и низких мировых цен продолжало сокращаться производство олова, не­когда ведущая отрасль горнорудной промышленнос­ти. В 2001 было добыто 6,3 тыс. т, львиная доля кото­рых пошла на внутреннее потребление.

Сельское хозяйство ориентировано на производ­ство технических культур. Св. 50% мирового произ­водства пальмового масла (11,8 млн т), 3-е место в мире по производству натурального каучука (580 тыс. т). Производство продовольственных куль­тур остаётся на низком уровне и сконцентрировано в основном в северных штатах полуостровной М.

Длина железнодорожной сети составляет ок. 1900 км. Предусматривается её постепенная электри­фикация. Протяжённость автомобильных дорог с твёрдым покрытием — св. 25 тыс. км. На высоком уровне поддерживается состояние основной феде­ральной дороги в западной М. — от границы с Таи­ландом на севере до Джохорского пролива на юге.

Существует широкая сеть аэродромов и портов. Ведущий международный аэропорт — Куала-Лумпур, крупнейший в Юго-Восточной Азии, морской —

Порт-Кланг, главный терминал для внешней торгов­ли. Действует широкая сеть телефонной, видеотеле­фонной и спутниковой связи. М. связана двумя мос­тами с Сингапуром через Джохорский пролив. По од­ному из них проложены железная дорога и водовод.

Внутренняя торговля (оптовая и розничная) кон­тролируется в основном или частично китайским и индийским предпринимательским сектором. Широко развита сеть супермаркетов и мегамолов.

Сфера услуг и туризм играют значительную роль. Страну ежегодно посещает 2—4 млн туристов.

Современная социально-экономическая полити­ка по-прежнему направлена на расширение участия коренных жителей (бумипутра) в хозяйственной жизни. Начиная с 1970-х гг. в ходе реализации пя­тилетних планов правительство последовательно проводило курс («новая экономическая политика») на повышение доли участия бумипутра в частном ак­ционерном капитале до 30%. В кон. 1990 была при­нята программа вывода М. на уровень промышленно развитого государства. Одной из главных задач по­ставлено увеличение доли производительности тру­да в экономическом росте. Согласно действующему 8-му пятилетнему плану развития (2001—05) она должна составить св. 37%.

Магистральным направлением национального развития избрано создание экономики, основанной на последних достижениях современных знаний. Первым этапом на этом пути стало создание в сер. 1990-х гг. в пригороде Куала-Лумпура «мультиме­дийного суперкоридора» — комплекса проектно-конструкторских и научно-производственных предприятий, задействованных в сфере информа­ционно-коммуникационных технологий. На после­дующем этапе акцент был сделан на совершенство­вание национальной электронной информацион­ной сети, подготовку высокопрофессиональных специалистов в области вычислительной техники, общее повышение компьютерной грамотности на­селения, развитие прикладных наук и технологий. Созданы условия для возвращения на родину малайзийцев — выпускников зарубежных вузов. На повестку дня поставлен вопрос о создании «элек­тронного правительства».

Столкнувшись с финансово-экономическим кри­зисом 1997—98, правительство пошло на беспреце­дентное усиление государственного контроля в сфере финансов и валютного обращения. В сентябре 1998 был установлен фиксированный курс национальной валюты (1 долл. США = 3,8 ринг.), что в целом отра- жало её реальную стоимость, а также являлось ре­зультатом компромисса между интересами экспортё­ров и импортёров. Мера была нацелена на стабилиза­цию внутренних цен и обеспечение большей предска­зуемости внешнеторговых операций. При сохранении внутренней конвертируемости ринггита прекраща­лось его обращение за пределами страны. Решение, в частности, предполагало возвращение в М. средств в национальной валюте, вывезенных в Сингапур в свя­зи с действовавшей там более высокой банковской процентной ставкой. Устанавливались жёсткие огра­ничения на ввоз и вывоз национальной валюты, а так­же на операции нерезидентов с государственными малайзийскими ценными бумагами. Наряду с этим снижалась базовая учётная ставка государственного банка, что имело целью оживление деловой активнос­ти в стране.

Перечисленные меры шли в разрез с рекомендаци­ями МВФ и Всемирного банка, принятыми к испол­нению другими азиатскими странами (Индонезией, Таиландом, Южной Кореей). Однако, как показала дальнейшая практика, они с незначительными кор­ректировками оказались эффективными для преодо­ления последствий кризиса.

Наиболее сложным в послекризисный период для экономики М. стал 2001, когда прирост ВВП оказался лишь 0,4% (по сравнению с 8% в 2000). Промышлен­ное производство сократилось на 3,3%. Однако в 2002 показатели пошли вверх: прирост ВВП 4,2%, промы­шленности 4%. В значительной степени эта тенден­ция определялась высокими мировыми ценами на энергоносители и пальмовое масло, оживлением ак­тивности в сфере производства электронных компо­нентов, диверсификацией экспортных рынков (Ки­тай, страны АСЕАН).

Финансовая политика после валютно-финансово-го кризиса 1997—98 направлена на поддержание ста­бильного курса национальной валюты — ринггита, до­статочно низкого процента кредитных ставок и на расширенную капитализацию. По инициативе прави­тельства вступила в действие программа реструкту­ризации банковской системы, ориентированная на слияние мелких банков и создание крупных конку­рентоспособных финансовых корпораций.

Особенность кредитно-финансовой системы — на­личие исламского банковского сектора, предоставля­ющего беспроцентные кредиты и ссуды. Включает Банк ислам М., Банк Муамалат, а также 35 других фи­нансовых институтов с общими активами ок. 49 млрд ринг., или св. 12 млрд долл. США.

Государственный бюджет (2001/02) 93,7 млрд ринг. (ок. 23,4 млрд долл. США). Доходная часть фор­мировалась за счет косвенных налогов (37,5%), заим­ствований из активов государственных инвестицион­ных и трастовых фондов (27,6%), подоходного налога с юридических и физических лиц (27,6%), импортных пошлин (6,4%), экспортных пошлин (1,0%). Расходы состояли из двух частей: на нужды развития и опера­тивные ассигнования. По первой статье непосредст­венно на экономику — 12%, на социальную сферу — 12%, на оборону и безопасность — 4%, на администра­тивное управление — 1,6%. По статье «оперативные расходы»: на выплату заработной платы госслужа­щим — 21,5%, на обслуживание государственного дол­га — 19,9%, на пенсии и пособия — 6%, на трансферты штатам — 2,7%. Дефицит бюджета в 2001 6,5% ВВП. В экстренных случаях (банкротство компаний с госу­дарственным участием и пр.) правительство прибега­ло к заимствованиям из негосударственных фондов: Сберегательного фонда лиц наёмного труда, Фонда паломничества и др.

Внешняя задолженность ок. 42,6 млрд долл. США.

Официальный установленный уровень заработ­ной платы — 600 ринг., или 150 долл. США. Однако из 14 млн чел., занятых в государственном и частном секторах, её не получали 2 млн чел. Кроме того, было зарегистрировано ок. 800 тыс. иностранных рабочих, имелось ок. 1 млн нелегальных гастарбайтеров, глав­ным образом из Индонезии, Бангладеш, других стран Юго-Восточной и Южной Азии.

Существенные диспропорции имелись в распреде­лении доходов среди этнических групп. Среднемесяч­ный доход малайской семьи в городской местности составлял примерно 1/3 китайской. В аграрных райо­нах, где проживает 80% коренных малайцев, разница была ещё разительней. За чертой бедности здесь на­ходилось ок. 12% населения. Доходы даякских племён восточной М. не доступны статистическому анализу.

М. — одна из ведущих торговых держав Юго-Восточной Азии (2-е место после Сингапура). Внешнеторговый оборот (2001) ок. 637 млрд ринг., или 162 млрд долл. США, что более чем в 2 раза превышало ВВП. Экспорт — ок. 85 млрд долл., им­порт — 77 млрд долл. Основные статьи вывоза: эле­ктронные компоненты и электротехнические това­ры 60%, другая продукция обрабатывающей промы­шленности, включая автомобили, 22%, химические товары 5%, сырая нефть и сжиженный природный газ 7%, пальмовое масло 3%. Импортируются машины и оборудование, транспортные средства промы­шленного назначения, потребительские товары и продовольствие.

Главные внешнеторговые партнёры: США (18,6%), Япония (16,7%), Сингапур (15%), страны ЕС (13,4%), Южная Корея, Гонконг, Тайвань (по 11,3%), другие страны АСЕАН (кроме Сингапура) ( 9%).

До 3/4 внешнеторговых перевозок осуществля­ется через сингапурский порт. Усилия по переори­ентации их на Порт-Кланг не имеют существенного успеха из-за более высоких издержек обработки и оформления грузов.

Осуществляется целенаправленная политика внешнеторговой экспансии, прежде всего увеличе­ние экспорта пальмового масла. Для его стимулиро­вания правительство освободило от экспортной по­шлины 1 млн т масла, реализуемого на внешних рынках, выразило готовность кредитовать потенци­альных покупателей.