Страны мира

Марокко: Государственное устройство и политическая система

М. — конституционная монархия. Король являет­ся светским и духовным главой государства («повели­телем правоверных»). Он реально правит: определяет характер социально-экономического развития, внут­ри- и внешнеполитический курс страны.
Действующая Конституция одобрена на всена­родном референдуме 4 сентября 1992. На референду­ме 13 сентября 1996 к ней приняты поправки.

Глава государства располагает широкими полномо­чиями: является верховным главнокомандующим; объ­являет чрезвычайное положение; фактически формиру­ет и утверждает состав правительства, назначая и сме­щая премьер-министра и других членов кабинета, граж­данских и военных должностных лиц, дипломатических представителей; заключает и ратифицирует междуна­родные договоры; обнародует законы, одобренные пар­ламентом; обладает правом отлагательного вето.

В административно-территориальном отношении М. делится на 7 областей (Центр, Северо-Запад, Тен-сифт, Юг, Центр-Север, Центр-Юг, Восток) и префек­туры. Является единственной страной, имеющей 5 сто­лиц. Официальная — г.Рабат (с пригородом Сале); де­ловая, экономическая — г.Касабланка; исторические — гг.Марракеш и Мекнес; религиозная, духовная — г.Фес. Другие крупные города: Уджда, Агадир, Танжер, Кенитра, Бени-Меллаль, Сафи, Тетуан, Хурибга и др.

Высший законодательный орган — двухпалатный парламент: верхняя — Палата советников (избирается выборщиками от регионов, ассоциаций и профсоюзов); нижняя — Палата представителей (избирается населе­нием). Высший орган исполнительной власти — прави­тельство. Глава государства — король Мухаммед VI. Спикер палаты советников (избрана 5 декабря 1997; число депутатов — 270) — Мустафа Окаша. Спикер па­латы представителей (избрана 27 сентября 2002; число депутатов — 325) — Абдельвахед Ради. Премьер-ми­нистр — Дрис Джетта (назначен королём в 2002).

Первым главой независимого М. был король (1956—61) Мухаммед V (1909—61), являвшийся сим­волом национально-освободительного движения ма­рокканского народа. После его кончины королём (1961—99) стал его старший сын Хасан II (1929—99), а с 30 июля 1999 — внук Мухаммед VI (г.р. 1964).

Территориально-административные единицы — области — возглавляют назначаемые королём и нахо­дящиеся у него в полном подчинении губернаторы.

Действует многопартийная система: 27 легальных политических партий (7 из них входят в правительст­венную коалицию). Наиболее влиятельные — Партия Истикляль (ПИ, «Независимость», осн. в 1943); Кон­ституционный союз (КС, 1983); Народное движение (НД, 1959); Национально-демократическая партия (НДП, 1981); Национальное народное движение (ННД, 1991); Национальное объединение независимых (НОН, 1978); Национальный союз народных сил (НСНС, 1959); Социалистический союз народных сил (ССНС, 1974); Партия прогресса и социализма (ППС, 1974).

Марокканский союз труда (МСТ, 1955) — круп­нейшее профсоюзное объединение, примыкает к НСНС, насчитывает 300 тыс. членов (2000), входит в МКАП и ОАПЕ; Всеобщий союз трудящихся (ВСТ, 1960), основан ПИ в противовес МСТ, 100 тыс.членов (2000); Демократическая конфедерация труда (ДКТ, 1978), создана ССНС, 150 тыс. членов (2000).

В феврале 1998 по результатам парламентских вы­боров премьер-министром назначен лидер оппозици­онной левоцентристской партии ССНС А.Юсуфи. В марте утверждён состав правительства. Значительная часть портфелей в нём досталась представителям воз­главляемой им партии. Основные направления дея­тельности правительства: восстановление террито­риальной целостности королевства; консолидация де­мократических сил; развитие национальной экономи­ки; решение социальных проблем; укрепление обще­ственной солидарности.

Приоритетными для себя направлениями деятель­ности король Мухаммед VI определил строительство в М. правового государства; соблюдение прав человека и обеспечение свободы слова; искоренение коррупции в высших эшелонах власти; увеличение занятости; пере­распределение полномочий между центром и региона­ми; совершенствование системы образования; улучше­ние положения женщин; ликвидацию нищеты народ­ных масс, для чего был учреждён специальный фонд развития в размере более 700 млн долл. США.

Однако отсутствие при короле опытных советников и квалифицированных экспертов, способных помочь ему в кратчайшие сроки покончить с экономическими труд­ностями, обусловленными стагнацией экономики, зави­симостью сельского хозяйства от климатических усло­вий, высоким уровнем безработицы, глубокой пропас­тью между богатыми и бедными, а также консерватив­ные настроения, господствующие в королевском дворце и правительстве, привели к тому, что конкретных резуль­татов обещанных, но так и не начавшихся реформ не по­следовало. Серьёзной проблемой для короля стал подъ­ём движения исламистских фундаменталистов, активно добивавшихся участия в политической жизни страны.

В области внешней политики король Мухаммед VI продолжает курс на развитие разносторонних связей с промышленно развитыми странами, прежде всего госу­дарствами — членами ЕС, главным образом с Франци­ей, а также с США. С рядом стран — членов НАТО (в частности, с США, Францией, Испанией) королевство связано соглашениями о военном и военно-техничес­ком сотрудничестве и участвует в программе т.н. Сре­диземноморской инициативы НАТО, или «средизем­номорского диалога». В рамках диалога М. участвует в регулярно проводимых совместных военных учениях, координации планов использования Вооружённых сил, в т.ч. вблизи марокканских границ. Правительства Франции и США являются основными поставщиками военной техники для Королевских вооружённых сил.

Приоритетным направлением внешней политики остаётся проблема Западной Сахары. Неурегулирован­ность конфликта из-за алжиро-марокканских противо­речий по проблеме препятствует интеграции стран — членов САМ. Отношения с другими странами региона, в частности с Ливией и Мавританией, — нормальные.

Активное направление внешнеполитической дея­тельности — ближневосточная политика. Она строит­ся на принципах взаимопонимания, поддержки, соли­дарности и сотрудничества. Мухаммед VI (возглавив­ший после кончины короля Хасана II Комитет по Ие­русалиму ОИК) взял на себя посредническую мис­сию в деле мирного урегулирования ближневосточно­го конфликта путём налаживания арабо-израильско­го диалога и мирного решения иракской проблемы.

Для этого он провёл ряд встреч и переговоров с лиде­рами стран Ближнего Востока, Северной Африки, а также с руководством РФ для обсуждения и выработ­ки совместных решений по проблемам региона.

Вооружённые силы (тыс. чел., сер. 2001) 198,5, в т.ч. Сухопутные войска — 175,0; ВМС — 10,0; ВВС — 13,5. Королевская гвардия 12,0; полувоенные военизиро­ванные формирования 30,0; резервисты 150,0.

М. имеет дипломатические отношения с РФ (уста­новлены с СССР 1 сентября 1958).