Страны мира

Марокко: Наука и культура

Научно-исследовательские учреждения — Нацио­нальный центр координации и планирования научно-технических исследований (Рабат, основан в 1976); На­учный институт (Рабат, 1920); Экспериментальный центр сельскохозяйственной гидрологии (Рабат, 1953); Национальный институт сельскохозяйственных иссле­дований (Рабат, 1930); Научный институт морского ры­боловства (Касабланка, 1947); Национальный комитет географии М. (Рабат, 1959); Управление эпидемиоло­гии и борьбы с заболеваниями (Рабат, 1990); Нацио­нальный институт гигиены (Рабат, 1930); Институт Пастера (Касабланка); Институт Пастера (Танжер, 1912); Управление геологии (Рабат, 1921) и др. В раз­ных районах страны имеются городские библиотеки.

Работают Академия Королевства М. (Рабат, 1977); Общество садоводства и акклиматизации растений (Касабланка, 1914); Национальное общество информа­тики (Рабат, 1982); Общество экономических, социаль­ных и статистических исследований (Рабат, 1933); Об­щество любителей андалузской музыки (Касабланка, 1956); Национальное общество марокканских геогра­фов (Рабат, 1916); Общество естественных и физичес­ких наук (Рабат, 1920). Семь национальных универси­тетов: в Фесе (Карауинский, 859), Марракеше (1978), Касабланке (1975), Агадире (1989), Уджде (1978), им. Мухаммеда V в Рабате (1957), им. Сиди Мухаммеда бен Абдаллаха (Фес, 1975), ряд других высших учебных за­ведений и множество колледжей, дающих образование в области культуры и изящных искусств.

Начальное образование является обязательным для детей в возрасте 7—13 лет. Среднее образование рассчитано на подростков 13—18-летнего возраста. 69 профтехучилищ, 68 вузов.

Литература М. на арабском и французском язы­ках представлена арабо и франкоязычными поэтами, прозаиками, драматургами. Союз писателей М. осно­ван в 1960. С 1963—64 издаются литературно-художе­ственные журналы «Афак» и «Аклам».

Древнейшие памятники искусства на территории М. представлены наскальными изображениями животных (слонов, антилоп) и птиц эпохи неолита. К 1-му тыс. до н.э. относятся каменные могильники (шуши) первожителей М. и остатки финикийских колоний (Тингис — со­временный Танжер; Шелла). От 1 в. до н.э. — 3 в. н.э. со­хранились руины римских городов Волюбилис, Тамуда, Тингис, представляющие собой остатки архитектурных

ансамблей, мозаики, скульптуры. В первые века н.э. на территории М. сформировалось берберское искусство; с приходом арабов и распространением ислама укрепи­лись традиции мусульманской культовой архитектуры, орнамента, эпиграфики; в Средние века — южно-испан­ское влияние Андалузии. На основе сложившегося взаи­модействия берберских, арабских и испанских традиций в 11—15 вв. сложилась и получила развитие одна из школ т.н. мавританского искусства. Характерные памятники — касба, медина, окружённые стенами с прямоугольны­ми в плане башнями и укреплёнными мощными ворота­ми. В культовой архитектуре — это своеобразные зда­ния мечетей, представляющих собой квадратный в плане минарет с рельефным кирпичным или резным каменным декором вверху стен с купольным фонарём. С распрост­ранением суфизма появились культовые комплексы завия. Их архитектура сохраняла особенности современ­ных им медресе и мечетей. Фортификационные сооруже­ния (крепости и городские укрепления), датируемые 11—14 вв., характеризуются прямоугольными в плане башнями и украшенными резьбой по камню воротами. Орнамент отличается сложным сплетением геометриче­ских, растительных и эпиграфических изображений.

Памятники 16—17 вв., в основном повторяющие ус­тоявшиеся формы, характеризуются чрезмерной пыш­ностью. С кон. 17 — нач. 18 вв. проявились попытки со­здания грандиозных архитектурных сооружений. В 19 в. сооружаются роскошные дворцы в Фесе, Мекнесе, Марракеше с рядом внутренних дворов и залов. Для мону­ментальной архитектуры характерны перекрытия в виде 4-гранного пирамидального шатра под зелёной черепич­ной кровлей. В отличие от других стран Северной Аф­рики в М. получила широкое распространение садово-парковая архитектура. Жилища бедных земледельцев — хижины «нуала», круглые или прямоугольные в плане, на глинобитной платформе, с обмазанными глиной ка­мышовыми стенами и конусообразной соломенной кры­шей. Жилище кочевников представляет собой шатёр «хаима» из растянутой на шестах шерстяной ткани. Бер­берские народные жилища в горах Высокого Атласа представляют собой укреплённые многоэтажные замки с мощными глинобитными стенами и башнями, двора­ми, амбарами, конюшнями. Их фасады с зубцами и бой­ницами украшены выложенным из сырца или распис­ным орнаментом. Городские жилища представляют со­бой 1—2-этажные дома с внутренними дворами, окру­жёнными каменными или глиняными галереями с арка­дами на колоннах и росписью в проёмах.

После завоевания независимости в городах нача­лось промышленное и типовое жилищное строитель- ство. Крупные города состоят из кварталов современ­ной европейской застройки, комфортабельных оте­лей, вилл, особняков, госпиталей, жилых домов.

Декоративно-прикладное искусство М. представ­лено шёлковыми и парчовыми тканями и коврами, ху­дожественной обработкой кожи, металла, керамики со штампованным геометрическим и растительным многоцветным узором. В годы независимости оно по­лучило новое развитие. Создавались кооперативы прикладного искусства. Развивались ковроткачество, тиснение и вышивка по коже, керамика, чеканка и ин­крустация по меди, ювелирное дело.

Музыкальная культура представлена берберской, арабской и андалузской традициями. Для берберской музыкальной культуры характерна тесная взаимосвязь музыки, поэзии и танца. Арабская музыка представлена системой макамов (макамат). Религиозная музыка — речитацией (соло, без инструментального сопровожде­ния) Корана и аданом (призыв к молитве). В ритуаль­ных церемониях превалируют религиозные песни-слав-ления в сочетании с танцами и телодвижениями, приво­дящими исполнителей в состояние транса. На мусуль­манских праздниках исполняются мадихи — песни-славления и маулиды — песни, повествующие о рожде­нии пророка, касыды религиозного содержания.

Андалузская музыка сформировалась в 13—14 вв., впитав многое из классической арабской музыкаль­ной традиции. В 16—18 вв. зародилась гриха — песни андалузского происхождения, связанные с разговор­ным диалектом мельхун. Для них характерна куплет­ная форма с припевом.

В 19 — нач. 20 вв. в М. получила распространение европейская музыкальная культура, преимущественно французская. Возникло множество музыкальных и му­зыкально-танцевальных ансамблей; созданы симфони­ческий оркестр Рабатской консерватории, Оркестр ра­дио, Королевский оркестр и др. Действуют 6 консерва­торий в разных городах страны. Ежегодно проводятся музыкальные фестивали (в т.ч. Фестиваль народного искусства в Марракеше), конгрессы арабской музыки.

Театральное искусство М. возникло в 12 в. и пред­ставляло собой соединение ритуалов, народных обря­дов, игр. Широко были распространены театр теней и кукол, выступления странствующих актёров-сказите­лей. Первая профессиональная труппа работала в Фесе в 1923—29. Небольшие труппы — в Сале и Танжере. После завоевания независимости возникли Нацио­нальный театр им.Мухаммеда V в Рабате и Муници­пальный театр в Касабланке. В их репертуаре — евро­пейская и русская классика и пьесы современных арабских драматургов. В 1961 организована первая профес­сиональная труппа на радио. Действует более 100 лю­бительских трупп. В 1959 в Рабате создан Центр драма­тического искусства со школой при нём, готовящей ак­тёров и технических работников сцены (в 1962 вклю­чён в состав Национальной консерватории музыки, танца и драматического искусства). Подготовка теат­ральных деятелей осуществляется также в многочис­ленных средних специальных учебных заведениях.

Марокканский центр кинематографии и первая ки­ностудия «Сусси» созданы в 1944. В 1958 начался регу­лярный выпуск марокканской кинохроники. Создава­лись и короткометражные ленты — до 30 ежегодно. Большинство марокканских кинематографистов полу­чило образование в киношколах Западной Европы и США. В 1968—70 в предместье Касабланки создана на­циональная киностудия «Айн-Шоке». В 1968 началось производство игровых полнометражных картин, соста­вившее от 1 до 4—5 фильмов в год. Большей частью это были приключенческие ленты совместного с Францией, Италией, Испанией, Египтом, Румынией и другими странами производства, являвшиеся подражанием еги­петским мелодрамам и голливудским фильмам 1940-х гг. Национальное киноискусство достаточно развито. М. — участник (с 1968) ежегодных международных кинофес­тивалей стран Азии и Африки в Ташкенте, а с 1976 — стран Азии, Африки и Латинской Америки; дипломант и призёр некоторых из них. Кинопрокат контролируют национальные компании. Деятельность иностранных прокатных фирм ограничивается. Действуют филиалы крупных международных киномонополий («XX век — Фокс», «Юнайтед артистс» и др.). Импортируется еже­годно ок. 450 зарубежных фильмов. Насчитывается ок. 250 кинотеатров и несколько десятков киноустановок. С целью расширения выпуска документальных и научно-популярных лент созданы Национальная федерация ки­ноклубов и Ассоциация документального кино.

Печать представлена официальными проправи­тельственными, партийными и независимыми газета­ми и журналами. Официальное информационное агентство — «Магреб Араб Пресс» (Рабат, основано в 1959). Радиовещание (Рабат, основано в 1961) нахо­дится в ведении правительственной службы. Ведёт трансляции на арабском, берберском, французском, английском, испанском языках. Телевидение (Рабат, основано в 1966) ведёт ежедневные трансляции на арабском и французском языках.