Страны мира

Маврикий: Экономика

По классификации Всемирного банка в 2000 М. занимал 63-е место в мире по уровню жизни. ВВП 12,9 млрд долл. (2001), ВВП на душу населения 10 800 долл. США (2001). Экономически активное населе­ние — 527,4 тыс. чел. (2000). Инфляция — 4,2% (2001).
Отраслевая структура экономики по вкладу в ВВП (1999, %): сельское хозяйство 6, промышлен­ность 33, сфера услуг 61. Занято (1999, %): в сельском хозяйстве 14, в промышленности и строительстве 36, в сфере услуг 50.

Производство электроэнергии 1285 млн кВт-ч (2000). Промышленное производство (тыс. т): сахар-сы­рец св. 600 (2001), меласса 124,7 (1999), пиво и алкоголь­ные напитки 435 тыс. гкл (1997). Продукция предприя­тий Свободной производственной экспортной зоны(главным образом текстильные изделия) статистикой М. учитывается как экспортная статья (79,3% экспорт­ных поступлений, т.е. 31,2 млрд мавр. рупий, 2000).

Сельское хозяйство — основа экономики. Под сахар­ным тростником 80% орошаемых земель. Основные культуры (2000, тыс. т): сахарный тростник 5260 (1996), картофель 15,2, томаты 11,3, тыква 11, чай 8,2, бананы 6,6, табак 1,0 (1996). Поголовье (1997, тыс. голов): коз 93, крупного рогатого скота 34, свиней 17, овец 7. Промыс­ловый улов (1996, тыс. т): рыба 12, моллюски 0,4.

Железные дороги отсутствуют. Протяжённость до­рожной сети 1860 км, включая 1786 км дорог с твёрдым покрытием (2001). Дорожно-транспортных средств в эксплуатации (1999, тыс. шт.): мотоциклы и мопеды 110,9, легковые автомобили 52,9, грузовые автомобили и автобусы 29,2.

Имеется 5 аэропортов. Международный аэропорт «Рамгулам» расположен в Плезансе в 4 км от Маэбур-га. Авиакомпания Air Mauritius основана в 1968, осу­ществляет авиаперевозки в 28 городов Европы, Азии, Австралии и Африки.

Единственный порт Порт-Луи. В торговом флоте 8 крупных судов общим водоизмещением 66 тыс. т (2002). В 1999 в порту было обработано 4553 тыс. т грузов.

Телефонная сеть международного уровня. Сред­ства связи (2000): радиоприёмники 420 тыс. (1997), телевизоры 258 тыс. (1997), телефоны 280,9 тыс. ли­ний, сотовые телефоны 180 тыс. абонентов, интернет-провайдеров — 2, пользователей Интернета — 158 тыс. чел. (2002).

Туризм является третьим по важности источником получения иностранной валюты после сахарной и текстильной промышленности. В 2000 на М. побыва­ли 656,5 тыс. туристов. Доходы от туризма 542 млн долл. США.

Современная экономическая и социальная полити­ка ориентирована на привлечение иностранных инве­стиций, расширение рынков для сбыта экспортной продукции, развитие сферы финансово-банковских услуг. Правительство придерживается принципов свободного рынка, одновременно признавая необхо­димость поднятия жизненного уровня менее обеспе­ченных слоёв общества. В связи с этим в августе 2001 был утверждён долгосрочный стратегический план по искоренению нищеты, рассчитанный на 20 лет. Благо­даря проводимым с 1990 пятилетним планам разви­тия, упор в которых делался на образование, М. зани­мает по уровню гуманитарного образования первое место в Африке.

Курс национальной денежной единицы устанав­ливается на базе спроса и предложения на валют­ном рынке. Режим курсового регулирования — уп­равляемое плавание. Валютные резервы 588,3 млн долл. США (1999). Вклады до востребования в ком­мерческих банках — 5194,5 млн мавр. рупий, денеж­ные средства в свободном обращении — 5410,4 млн мавр. рупий.

Государственный бюджет (1999; млрд долл. США): доходы 1,1, расходы 1,2. Государственный долг 2,3 млрд долл. (2000).

В стране высокий уровень безработицы — 8,6% (2001). До 1/3 населения занято в неформальном сек­торе. Системы здравоохранения и образования — од­ни из лучших в Африке.

В 2001 объём экспорта составил 1,6 млрд, а импор­та — 2 млрд долл. США. Экспорт (2000): Великобри­тания (25,8%), Франция (20,8%), США (16%), ЮАР (10,9%), Германия и Италия. Импорт (2000): ЮАР (20%), Франция (19%), Индия (9%), Гонконг (5,2%), Великобритания. Основные экспортные товары — одежда и текстиль, сахар, живые цветы, меласса; им­портные — продукты питания, предметы промышлен­ного производства, капитал, продукция химической и нефтяной промышленности.