Страны мира

Мавритания: Экономика

ВВП (по паритету покупательной способности ва­люты) 5,4 млрд долл. США; на душу населения 2000 долл. США (2002). Доля промышленности в ВВП 31%; сельского хозяйства — 25%; услуг — 44%. Эконо­мически активное население 750 тыс.чел., 53% кото­рого занято в сельском хозяйстве.
Основу экономики составляет горнодобывающая промышленность. Обрабатывающая промышленность развита слабо и представлена главным образом рыбо­перерабатывающими предприятиями Нуадибу (их доля в создании ВВП ок. 4%, 2002).

Сельское хозяйство находится в состоянии хрони­ческого кризиса в силу практически полной зависимо­сти от неблагоприятных природно-климатических ус­ловий (достаточное количество осадков для выращива­ния сельскохозяйственных культур получает менее 1% земель, сосредоточенных вдоль побережья р.Сенегал), слабой технической оснащённости, нехватки квалифи­цированных кадров. Хозяйство ведётся средневековы­ми методами. Урожайность низкая и ежегодно колеб­лется из-за периодически повторяющихся долговре­менных засух. Внутреннее производство не удовлетво­ряет потребности населения в зерновых, большинство которых импортируется в значительных размерах.

Прибрежные воды М. — одни из самых богатых районов мира в смысле рыболовства. Доля морского рыболовства в создании ВВП в кон. 1990-х гг. состав­ляла 13%. В отрасли занято ок. 25 тыс.чел. Однако в дальнейшем наметился спад в рыболовной отрасли, уменьшилась её доля в создании ВВП. В 2000 отрасль оказалась в предкризисном состоянии, а наиболее ценные породы рыбопродукции — на грани исчезно­вения. Причина — варварские методы лова и неспо­собность государства обеспечить эффективный контроль над действиями рыболовных судов, ведущих промысел в мавританских водах. К тому же ок. 40% судов мавританского флота находится в плохом со­стоянии.

Животноводство, являющееся основным заняти­ем сельского населения, страдает от частых и порой многолетних засух. Тем не менее поголовье скота со­храняется примерно на одном уровне.

Железнодорожный транспорт представлен единственной железной дорогой, соединяющей центры выработки железной руды в районе г.Зуэрат с рудным портом г.Нуадибу, протяжённостью 853 км. Пропускная мощность дороги 15 млн т же­лезной руды. Используется дизель-электрическая тяга.

Общая протяжённость автодорог ок. 8 тыс. км, из них только 1,9 тыс. км асфальтированные (кон. 1999).

Морские порты — в Нуакшоте и Нуадибу.

Главная водная артерия — р. Сенегал протяжённо­стью 210 км. На ней расположены 3 крупных порта (в городах Гурайе, Каэди, Росо) и 4 причала с паромной переправой. Ежегодный пассажирооборот — 87,6 тыс. чел., грузооборот — 11 тыс. автомобилей.

Два международных аэропорта (в Нуакшоте и Нуадибу) и 23 региональных. Национальная авиа­компания «Эр-Моритани» осуществляет авиапере­возки пассажиров и грузов внутри страны и в соседние государства.

Радиоприёмников в целом по стране 570 тыс. (1997), телевизоров 87 тыс. (1998), телефонов — 26 тыс. номеров (2000), в т.ч. 7,1 тыс. мобильных; 27 тыс. персональных компьютеров, 7 тыс. интернет-пользо­вателей (2001).

Внутренняя торговля регулируется Мавритан­ской торговой палатой сельского хозяйства, животно­водства, промышленности и шахт; ассоциациями про­мышленности и торговли (NAFTEC, Мавританское общество рыботорговли, Национальное общество им­порта-экспорта); Генеральной конфедерацией маври­танских предпринимателей.

Для иностранных туристов представляют интерес исторические и культурные достопримечательности, охотничьи угодья и национальные парки, ряд кото­рых занесён ЮНЕСКО в список Программы мирово­го наследия.

Главными направлениями социально-экономичес­кой политики руководством страны провозглашены оздоровление финансов, общий подъём экономики, обеспечение социальной справедливости. Первосте­пенное внимание придаётся решению продовольст-венной проблемы. Однако упор делается на добычу железной руды и развитие рыболовства (с целью по­лучения поступлений в иностранной валюте) в ущерб другим отраслям экономики, подъём которых способ­ствовал бы созданию новых рабочих мест и обеспече­нию занятости населения.

Другая проблема — концентрация крупных финан­совых ресурсов в руках правящей элиты. Вследствие этого отсутствует внутренний рынок в банковском де­ле, рыболовстве, горнорудной промышленности.

Центральный банк М. (основан в 1973) — эмисси­онный, имеет 4 отделения. Семь коммерческих банков являются либо частными полностью с национальным капиталом, либо совместными — со смешанным мавритано-иностранным капиталом.

Государственный бюджет (1999, млрд угий): до­ходы 56,00; расходы 51,7. Основные направления ин­вестиционных расходов (32,7%) — развитие инфраст­руктуры, сельского хозяйства, морского рыболовства, добывающей промышленности. На рубеже 20 и 21 вв. ИРМ занимала 98-е место среди 132 стран мира и по классификации ООН входила в группу наименее раз­витых, обременённых крупной внешней финансовой задолженностью государств. В кон. 1990-х гг. внеш­ний долг 2453 млн долл. США, 83% которых являлось долгосрочным государственным долгом. Стоимость обслуживания долга 25,6% стоимости экспорта това­ров и услуг. 3/4 населения жило в условиях ниже официально признанного порога бедности. Безрабо­тица достигает 50% трудоспособного населения. Сис­тема здравоохранения развита слабо.

Внешнеторговый оборот (1999, млн долл. США) 638, в т.ч. экспорт 333, импорт 305. Основные това­ры экспорта — железная руда, рыба и рыбопродук­ты, золото. Основные товары импорта — машинное оборудование, нефтепродукты, средства производ­ства, продукты, потребительские товары. Ведущие торговые партнёры: экспорт — Япония (18%), Фран­ция (17%), Италия (16%), Испания (11%); импорт — Франция (27%), Бенилюкс (9%), Германия, Испа­ния (по 7%).

Во внешнеэкономических связях руководство страны исходит из возможности получать безвозмезд­ную помощь для развития национальной экономики и не проявляет особой заинтересованности в разви­тии сотрудничества на коммерческой основе. Этим во многом определяется характер взаимоотношений ИРМ с главными внешнеэкономическими партнёра­ми. Ведущее место среди них принадлежит Фран­ции, на долю которой приходится 1/3 всей помощи,

предоставляемой М. другими странами-инвестора­ми. Основные сферы сотрудничества — горнодобы­вающая промышленность, энергетика и электрифи­кация, строительство, развитие инфраструктуры, сельское хозяйство, ирригация, морское рыболовст­во, образование, здравоохранение, туризм, защита окружающей среды. Осуществляется в рамках сме­шанных комиссий.