Страны мира

Мавритания: Государственное устройство и политическая система

ИРМ — президентская республика, действует Конституция 1991. В административном отношении страна разделена на 12 областей: Адрар, Асаба, Бракна, Гидимака, Горголь, Дахлет-Нуадибу, Иншири, Тагант, Тирис-Земмур, Трарза, Ход-эль-Гарби, Ход-эш-Шарки; автономный столичный округ — на правах об­ласти; 53 района; 208 коммун — местных органов са­моуправления. Крупные города: Нуакшот, Нуадибу (76,1 тыс. чел., 2001), Каэди (51,6 тыс.).

Высший законодательный орган — парламент. Состо­ит из двух палат. Верхняя палата — Сенат. Нижняя — Национальное собрание. Исполнительная власть принадлежит главе государства и кабинету, или сове­ту министров. Глава государства — президент (с 1992 им является Маауйя ульд Сиди Ахмед Тайя). Избира­ется прямым всеобщим голосованием сроком на 6 лет и может неоднократно переизбираться. Обладает пре­рогативой назначать главу правительства.

Председатель Сената — Бубу Фарба Диенг (с апре­ля 1992; в 1996 и октябре 2001 переизбран на этот пост).

Председатель Национального собрания — Рашид ульд Салек (с октября 2001).

Премьер-министр — шейх аль-Алавия ульд Му­хаммед Хуна (последнее правительство сформирова­но в августе 2002).

Моктар ульд Дадда (1924 г.р.) — президент М. (1961—78), лидер правящей ПМН. Принимал участие в разработке первой Конституции. Трижды переизби­рался на пост президента, каждый раз сроком на 5 лет. Одновременно являлся главой правительства и вер­ховным главнокомандующим Вооружёнными сила­ми. В августе 1975 на VII съезде ПМН был провозгла­шен «отцом» нации.

В июле 1978 в стране произошёл военный государ­ственный переворот и ульд Дадда был арестован. По­зднее освобождён. Эмигрировал во Францию, где на­ходился в течение 23 лет. В июле 2001 вернулся на ро­дину. Оппозиционные партии приветствовали его возвращение. И хотя ульд Дадда заявил, что не будет участвовать в общественной жизни страны, его при­езд политическими силами был воспринят как стимул для активизации действий.

Маауйя ульд Сиди Ахмед Тайя (1943 г.р.), полков­ник. С июля 1978 по март 1984 — премьер-министр и министр национальной обороны; с марта по декабрь 1984 — начальник штаба Вооружённых сил. С 12 дека­бря 1984 — глава государства, председатель ВКНС. Пе­реизбирался на этот пост в 1987. В соответствии с Конституцией 1991, когда была учреждена президент­ская форма правления, избирался на пост президента в результате выборов в 1992 и 1997. Одновременно — ли­дер правящей Республиканской социал-демократичес­кой партии (РСДП, основана в 1991).

Абдалла ульд Ахмед (1940 г.р.), политический и военный (воинское звание — полковник) деятель, дипломат, экономист. С июля 1978 — член ВКНВ (с апреля 1979 — ВКНС); в 1980—88 — постоянный член ВКНС. В 1979—80 — министр иностранных дел и со­трудничества. С июля 1982 по март 1984 — министр внутренних дел. В 1984 — командующий Зуэратским военным округом. С декабря 1984 по май 1985 — на­чальник Генерального штаба Вооружённых сил. С 1985 — в системе ООН. С 1990 — член Секретариата ООН, специальный координатор по проблемам но­вых и возобновляемых источников энергии. С ноября 1993 по октябрь 1995 — специальный представитель ООН в Бурунди. В декабре 1996 на выборах Гене­рального секретаря ООН выступал кандидатом от стран Африки.

Мухаммед Хуна ульд Хейдалла (1940 г.р.), под­полковник; в 1980—84 — председатель ВКНС.

Области возглавляют губернаторы, районы — пре­фекты, коммуны формируются в ходе муниципаль­ных выборов.

Действует многопартийная система. Насчитыва­ется 20 официально зарегистрированных политичес­ких партий и объединений разных направлений. Наи­более влиятельные: Республиканская социал-демо­кратическая партия; Мавританская партия возрожде­ния; Объединение за демократию и единство.

Союз трудящихся М. (СТМ) — единый общенаци­ональный профцентр(основан в 1961, насчитывает ок. 45 тыс. членов). Входит в Международную конфеде­рацию свободных профсоюзов. Генеральный секре­тарь СТМ — Мухаммед Брахим.

Основные задачи руководства страны в области внутренней политики — строгое соблюдение действу­ющего законодательства с целью восстановления до­верия населения к государственным институтам и психологической перестройки сознания подавляюще­го большинства населения, направленной на выработ­ку у него нового, общественного отношения к внутри­политической жизни. Решать эти задачи предусмат­ривалось в рамках «структур воспитания масс», выра­ботавших программу действий в политической, эко­номической и культурной областях. Однако полити­ческая обстановка оставалась напряжённой. Сохраня­лось противостояние белокожих и чернокожих мав­ританцев; мавров и негроафриканцев; свободных и бывших и остававшихся в рабстве граждан страны. Оппозиция формировалась среди мавров и негроафриканцев и была представлена консервативными ис­ламистскими группировками, организациями по правам чернокожих африканцев, разными политически­ми партиями. Они регулярно проводили демонстра­ции, которые власти разгоняли с применением наси­лия. Репрессии властей усиливали общественную оп­позицию режиму.

Во внешней политике ИРМ придерживается прин­ципов неприсоединения, выступает за мирное поли­тическое решение проблемы Западной Сахары. Упор сделан на укрепление связей со странами Запада, прежде всего с США, странами — членами НАТО и ЕС, в частности, в рамках «средиземноморского диа­лога» по вопросам военно-политического сотрудни­чества, в котором ИРМ с 1994 пользуется статусом наблюдателя. Конкретно речь идет о предоставлении этими странами военной помощи ИРМ, реорганиза­ции ее Вооружённых сил, в т.ч. для борьбы с ислам­ским терроризмом.

Кардинально изменилась ближневосточная поли­тика ИРМ. В конце октября 1999 она вслед за Егип­том (1979) и Иорданией (1994) установила в полном объёме дипотношения с Израилем. Это решение вы­звало неоднозначную реакцию в арабском мире, прежде всего со стороны Ирака. В ноябре 1999 ИРМ разорвала с ним дипотношения.

Произошла эволюция во взаимоотношениях с со­седями. Путём демаркации совместной границы уре­гулирован пограничный конфликт с Мали. С Сенега­лом, напротив, отношения обострились. Поводом (в июне 2000, как и в 1989) послужило намерение Дака­ра осуществить ирригационный проект на севере страны путём наполнения высохших русел рек водой из р.Сенегал, по которой проходит граница с ИРМ. В знак протеста мавританская сторона потребовала, чтобы сенегальцы, обосновавшиеся в своё время на территории ИРМ, за 15 дней покинули страну. Эта мера коснулась почти 100 тыс. сенегальских граждан, из которых официально зарегистрированными явля­лись, правда, всего лишь 16 тыс. чел. Одновременно, опасаясь за свою судьбу, из Сенегала на родину нача­ли в массовом порядке возвращаться негро-мавританцы (ок. 60 тыс. чел.).

Посредником во взаимоотношениях двух стран вы­ступил король Марокко. Признав отношения добросо­седства и крепкой дружбы между ИРМ и Марокко, он призвал обе стороны «к сдержанности» и рекомендо­вал им «отдавать предпочтение диалогу и сотрудниче­ству». В этих условиях ИРМ взяла курс на укрепление отношений со странами Магриба, прежде всего с Ма­рокко, а также Алжиром, в т.ч. в рамках Союза Араб­ского Магриба.

Из стран бывшего «социалистического лагеря» на­иболее благоприятно складывались отношения ИРМ с КНР. В 2000—01 страну посетил ряд государствен­ных и политических деятелей Китая. В ходе перегово­ров выражались взаимное удовлетворение поступа­тельным развитием взаимоотношений двух стран и надежда на всемерное укрепление этих отношений.

Общая численность Вооружённых сил (2000) — ок. 20 тыс.чел. плюс 20 тыс. резервистов. Постоянные по­лувоенные военизированные формирования — ок. 5 тыс.чел. Сухопутные войска — 15 тыс.чел., ВВС — 150 чел., ВМС — ок. 500 чел.

М. имеет дипломатические отношения с РФ (уста­новлены с СССР в 1964).