Страны мира

Мексика: Государственное устройство и политическая система

Соединённые штаты М. — федеративная прези­дентская республика. Действует Конституция 1917 с многочисленными поправками (последние внесены в 1996 и 2002). Административное деление: 31 штат и 1 Федераль­ный округ; Мехико (Федеральный округ), штаты: Агуаскальентес, Веракрус, Герреро, Гуанахуато, Ду-ранго, Идальго, Кампече, Керетаро, Кинтана-Роо, Ко-ауила, Колима, Мехико, Мичоакан, Морелос, Наярит, Нижняя Калифорния, Нижняя Калифорния (юж­ная), Нуэво-Леон, Оахака, Пуэбла, Сакатекас, Сан-Луис-Потоси, Синалоа, Сонора, Табаско, Тамаулипас, Тласкала, Халиско, Чиуауа, Чьапас, Юкатан.

Наиболее крупные города: Мехико, Гвадалахара, Монтеррей, Пуэбла, Веракрус, Леон, Керетаро, Тампико.

Принципы государственного управления в соот­ветствии с Конституцией 1917 отвечают критериям представительной либеральной демократии. Консти­туцией установлены принципы разделения властей, регулярного проведения свободных выборов путём всеобщего, прямого и тайного голосования, ответст­венности исполнительной власти перед законодатель­ной, свободы слова и объединений, политического плюрализма, защиты индивидуальных прав граждан, отделения церкви от государства, контроля государст­ва над экономической и социальной сферой, контроля исполнительной власти над армией и пр. Высший ор­ган законодательной власти — Конгресс Союза, состо­ящий из Палаты сенаторов (Сената) (128 чел.) и Фе­деральной палаты депутатов (500 человек).

Исполнительная власть принадлежит президенту, который является главой государства и правительства. Президент формирует кабинет, назначает и смещает министров, генерального прокурора (с одобрения Сена­та), членов Верховного суда (с одобрения Сената) и других высших государственных служащих. Президент определяет внутреннюю и внешнюю политику, облада­ет законодательной инициативой и правом вето, уста­навливает дипломатические отношения и заключает международные договоры. Глава государства — с 1 де­кабря 2000 — президент Висенте Фокс Кесада, он же глава исполнительной власти (правительства).

В соответствии с Конституцией 1917 и избира­тельным законом 1996 президент М. избирается насе­лением на основе всеобщего, прямого, тайного голосо­вания сроком на 6 лет, без права переизбрания. Сенат избирается населением сроком на 6 лет. 96 его членов избираются по мажоритарным спискам (по 3 от каж­дого субъекта федерации) и 32 — на основе пропорци­онального принципа, по партийным спискам, в еди­ном общенациональном многомандатном округе. Па­лата депутатов избирается населением сроком на 3 го­да (300 депутатов по одномандатным округам, на ос­нове мажоритарной системы, и 200 по 5 многомандат­ным округам, на основе пропорциональной системы). Законодательно установленный барьер при подсчёте голосов по пропорциональной системе голосования составляет 2%. Каждый штат имеет свою Конститу­цию и однопалатный конгресс (Законодательное со­брание), избираемый населением на 2 или 4 года, ис­полнительные органы во главе с губернатором (изби­рается населением на 6 лет). Местные органы само­управления — муниципалитеты, члены которых изби­раются населением каждые 2 года. Законом 1996 вве­дено избрание главы правительства Федерального ок­руга на основе всеобщего, тайного и прямого голосо­вания (с декабря 2000 — М. Лопес Обрадор, избран дважды от Партии демократической революции).

Выдающиеся президенты и другие государствен­ные деятели: Бенито Хуарес Пабло (1806—72) — на­циональный герой М. В 1958—61 — глава правитель­ства, в 1861—72 — президент страны, вошёл в историю М. как борец за демократию и независимость страны;

Карденас-и-дель Рио Ласаро (1895—1970) — гене­рал, будучи президентом М. в 1934—40, осуществил ряд демократических и прогрессивных социально-экономических преобразований (национализация же­лезных дорог, нефтяных компаний, создание и укреп­ление государственного сектора, радикальная аграр­ная реформа), в 1942—45 — министр национальной обороны, Лауреат Международной ленинской пре­мии «За укрепление мира между народами» (1955).

В 1929—2000 партийно-политическая структура М. была основана на монополии правящей Институ­ционно-революционной партии (ПРИ), которая фак­тически срослась с государственным аппаратом и без­раздельно господствовала в общественно-политичес­кой жизни страны при формально существовавшей многопартийной системе. В результате конституци­онных реформ избирательного законодательства к на­чалу нового тясячелетия в стране сложилась система трёх основных политических партий (правой ПАН, правящей с 2000, центристской ПРИ и левоцентрист­ской ПРД), имеющих важные позиции во власти и в государственных институтах на различных уровнях. С 1994 избираются в парламент Экологическая зелё­ная партия М. и Партия труда, а в 2000 — Конвергенция за демократию. Последние выборы состоялись в июле 2003. Традиционные периферийные партии прекратили своё существование.

В соответствии с законом 1996 для получения ре­гистрации партия должна собрать 3 тыс. подписей по меньшей мере в 10 из 32 субъектов федерации или в 100 из 300 одномандатных округов. Официально ус­тановленный барьер для сохранения регистрации об­щенациональной политической партии на федераль­ных выборах — 2%. Государственное и частное финан­сирование участвующих в выборах партий установле­но в пропорции 90 к 10.

Политические партии. ПРИ — правящая партия в 1929—2000, до 1938 называлась Национально-револю­ционной партией, затем Партией Мексиканской рево­люции и с 1946 — ПРИ; до 8 млн членов. Официальная доктрина партии — революционный национализм. Вы­двигая в качестве приоритетов модернизацию экономи­ки, реформирование государства и повышение его роли в социальных программах, партия определяет себя как «социал-демократический прогрессивный центр». Со­храняет относительное большинство мест в обеих пала­тах Конгресса Союза, имеет губернаторов в 22 штатах страны. ПРИ является членом Постоянной конферен­ции политических партий Латинской Америки и Ка­рибского бассейна (КОППАЛ) и наблюдателем в Со­циалистическом интернационале (ИС). Председатель Национального исполкома (с марта 2002) Р. Мадрасо, генеральный секретарь партии Э. Эстер Гордильо.

ПАН основана в 1939, с 2000 — правящая партия. Выступает с позиций идеологии неолиберализма в экономике и неоконсерватизма в политике. Объеди­няет представителей крупного капитала, средние го­родские слои, часть крестьянства и часть католичес­кой интеллигенции, до 500 тыс. членов. Входит в Хри-стианско-демократический интернационал (ИДК) и Христианско-демократическую организацию Амери­ки (ОДКА). Председатель Национального исполкома (с марта 2002) Л.Ф. Браво Мена, генеральный секре­тарь партии — М. Эспино Барриентос.

ПРД создана в 1989. Выступает за продолжение демократических традиций Мексиканской револю­ции, за переориентацию экономики в интересах наро­да, углубление демократических реформ и за незави­симую внешнюю политику и национальный сувере­нитет. В ПРД преобладают два основных идеологиче­ских направления: революционно-демократическое и социалистическое. Член Социалистического интерна­ционала, КОППАЛ и Форума Сан-Пауло. Председа­тель партии (с апреля 2003) Л. Годой Ранхель.

Экологическая зелёная партия М. (ПВЕМ) возникла в нач. 1980-х гг. как Национальный экологический аль­янс, в 1986 он был преобразован в Мексиканскую зелё­ную партию, которая в 1993 получила регистрацию как ПВЕМ, председатель партии Х.Е. Гонсалес Мартинес.

Партия труда (ПТ) образована в 1990 на основе ря­да троцкистских и маоистских группировок, считает себя социалистической, демократической и народной партией, лидер ПТ — А. Анайя Гутьеррес.

Конвергенция за демократию (КД) образована в 1993 рядом бывших членов ПРД, лидер — Дельгадо Ра-науро. Распределение мест в Конгрессе Союза — в Сена­те (количество мест, по результатам выборов 2 июля 2000): ПРИ — 60, ПАН — 46, ПРД — 15, ПВЕМ — 5, ПТ — 1, КД — 1; в палате депутатов (количество мест, по результатам выборов 6 июля 2003): ПРИ — 223, ПАН — 153, ПРД — 96, ПВЕМ — 17, ПТ — 6, КД — 5.

Ведущие организации деловых кругов: Координаци­онный предпринимательский совет; Конфедерация собственников Мексиканской республики; Конфеде­рация промышленных палат; Конфедерация нацио­нальных торговых палат, Национальная палата обра­батывающей промышленности; Ассоциация банкиров М.; Мексиканский совет деловых кругов.

Другие общественные организации и элементы гражданского общества: Конфедерация трудящихся М.; Всеобщий Союз рабочих и крестьян М.; Револю­ционная конфедерация рабочих и крестьян; Регио­нальная конфедерация мексиканских рабочих; Наци­ональная крестьянская конфедерация; Конгресс тру­да; Национальный союз трудящихся; Национальная комиссия по правам человека.

М. проводит неолиберальную политику модерни­зации и стабилизации экономики, либеризации внеш­ней торговли и капиталов с социальной ориентацией. В плане борьбы с социальным неравенством, беднос­тью и безработицей проводятся программы адресной помощи беднейшим слоям и регионам, реформирова­ние систем образования, здравоохранения и социаль­ного обеспечения, поддержки мелкого и среднего предпринимательства. В области внутриполитичес­кого развития М. уделяет главное внимание демокра­тическим реформам государственных институтов, на­правленным на разделение функций властей, ограни­чение власти президента, создание «нового» федера­лизма, новой системы общественной безопасности, решение вопросов о правах и культуре индейского на­селения и др. Залогом успеха этой политики М. счита­ет взаимодействие государства и гражданского обще­ства на основе консенсуса и национального согласия.

Во внешней политике М. следует принципам, за­писанным в Конституции 1917: уважение нацио­нального самоопределения, невмешательство во внутренние дела других государств и решение спо­ров между народами мирными средствами. Провоз­глашённый правительством В. Фокса курс на актив­ную дипломатию направлен на достижение интегра­ции со странами Центральной Америки, политичес­кого сближения с государствами Латинской Амери­ки и Европы, с ОПЕК и на активизацию деятельно­сти в международных и региональных организаци­ях. М. выступает за укрепление ООН как основного инструмента решения международных проблем. Од­на из приоритетных задач М. — подписание согла­шения с США о легализации и обеспечении безо­пасности мексиканских мигрантов на её террито­рии. Вместе с тем во внешней политике М. намети­лась тенденция смещения приоритетов от политиче­ской к торговой и экономической сферам на основе сближения с США.

Вооружённые силы М. выполняют задачи обороны страны и обеспечения внутренней безопасности. Главнокомандующим Вооружёнными силами являет­ся президент В. Фокс. Министерство национальной обороны осуществляет командование Сухопутными и Военно-воздушными войсками, Министерство воен­но-морского флота — Военно-морской авиацией и флотом. В распоряжении президента находится На­циональная гвардия (с одобрения Сената). Глава го­сударства может объявить войну (после предвари­тельного разрешения Конгресса Союза). Призывной возраст — 18 лет. Допускается добровольная служба в армии женщин (с 2000). Из общей численности насе­ления в возрасте 15—49 лет 72,5% считаются пригод­ными для военной службы (2002). Ежегодное попол­нение Вооружённых сил призывниками составляет 1 077 536 чел. (2002). Расходы на Вооружённые силы 1% ВВП (1999).

Мексиканские Соединённые Штаты имеют дип­ломатические отношения с РФ (установлены с СССР в 1924).