Страны мира

Мексика: Наука и культура

В 2002 в М. насчитывалось 125 научных центров. Финансирование науки в этом году, включая обра­зование, составило 0,41% ВВП. Ок. 40% инвестиций в научные исследования принадлежат частному сек­тору, 60% — государству. В научной сфере М. заня­то 25 тыс. чел., из которых 5 тыс. в частном секторе. Ведущей научной организацией является Нацио­нальный совет по науке и технологии. В области фун­даментальной науки в 2002 было реализовано 579 на­учных проектов (из них 163 — в рамках физико-мате­матических наук и наук о Земле, а 122 — в сфере би­ологии и химии).

Современная система образования определена Общим законом об образовании 1993, согласно кото­рому обязательным является 9-летнее образование (6 лет начальной школы и 3 года базового обучения). Среднее образование имеет две ступени: первая, ос­новная, имеет продолжительность от 1 до 4 лет (в за­висимости от специализации), вторая, «средне-выс­шая» (промежуточная между полной средней школой и вузом), имеет продолжительность 3 года (редко — 2). После окончания второй ступени среднего образова­ния выпускнику присваивается звание бакалавра, да­ющее право на поступление в университет или другой вуз. После обучения в вузе в течение 4—5 лет выдаёт­ся диплом лиценциата, после 6 лет — магистра.

В 2000 общие расходы на образование равнялись 4,5% ВВП. Начальным обучением охвачено 14,8 млн учащихся, средним образованием — 9,7 млн чел. (нетто-охват этой ступенью обучения составлял 60%) Брутто-охват молодёжи высшим образованием нахо­дится на уровне 20,7%.

В вузах обучается 2,147 млн студентов. Среди госу­дарственных университетов ведущее место занимает Национальный автономный университет в Мехико (со­временный статус с 1929, 270 тыс. студентов); вторым по численности учащихся является госуниверситет Гвадалахары (основан в 1792, 214 тыс. студентов). Осо­бое место в системе высшего образования М. занимают такие технические вузы, как Национальный политех­нический институт (основан в 1936, 107 тыс. студентов) и частный Технологический институт в городе Монтер­рей (основан в 1943, 70 тыс. студентов). Особенностью системы высшего образования в М. является наличие среди частных вузов иностранных или международных по происхождению университетов с небольшим (от 2 до 10 тыс. чел.) числом учащихся; к ним относятся: Амери­канский международный университет, Университет Америк, Ибероамериканский университет, Панамери­канский университет (все находятся в Мехико).

В доколумбов период на территории М. сосущест­вовало или сменяло друг друга множество культур, самые ранние из которых относятся к 20 в. до н.э.

С начала конкисты и дальнейшей колонизации культура М. развивалась в русле европейских стилей и течений: в 16 в. — 1-й пол. 17 в. ренессансных и ма-ньеристских, в 17-18 вв. — барочных.

В художественной культуре 19 в. начиная с перио­да независимости сосуществовали два основных на­правления — классицизм и романтизм. К 1830-м гг. сложилось национальное течение — т.н. костумбризм (от испанского «el costumbre» — обычай). 2-я пол. 19 в. отмечена бурными процессами в градостроительстве.

С нач. 20 в. культура М. испытала подъём во всех областях. В литературе в 1920-е гг. возник т.н. роман революции, основоположником которого являлся М. Асуэло. Появившийся в 1950-е гг. «новый латиноаме­риканский роман» представлен именами Х.Х. Аррео-лы, Х. Рульфо, К. Фуэнтеса, А. Яньеса, Ф. дель Пасо. Особой философско-исторической мыслью прониза­но творчество лауреата Нобелевской премии 1990 по­эта и эссеиста О. Паса.

В 1920-е гг. в мексиканской архитектуре развива­лись три направления — неоколониальный стиль, не­оклассицизм (К. Обрегон Сантасилья), функциона­лизм (Х. Вильягран Гарсиа, Х. Легаррета, Э. Яньес, Х. О'Горман). Органическая архитектура нашла от­ражение в работах Л. Баррагана, К. Ласо, К. Тарди-ти. Представителями архитектуры международно­го стиля 1950—60-х гг. были М. Пани и испанец Ф. Кандела.

Первые произведения трёх ведущих мастеров мо­нументальной живописи — Х.К. Ороско, Д. Риверы, Д.А. Сикейроса — относятся к 1920-м гг. В 1937 была создана Мастерская народной графики. Глубоко ин­дивидуально творчество Р. Тамайо и двух женщин-художниц — Ф. Кало и М. Искьердо. В 1950-е гг. мно­гие художники обратились к абстракционизму, с 1960-х гг. — к т.н. новой фигуративности.

Ведущими мексиканскими композиторами 1-й пол. 20 в. были С. Ревуэльтас и К. Чавес. В 1960—70-е гг. по­лучил развитие музыкальный авангард.

Первый в М. короткометражный фильм был снят в 1898 режиссёром С.Т. Барраганом. Славу кино 1940-х гг. принесли режиссёры Э. Фернандес, Х. Брачо, А. Галиндо, оператор Г. Фигероа, актрисы Д. дель Рио и М. Феликс, актёры П. Армендарис и К. Домингес. Значительную роль в мексиканской кинематогра­фии 1950—60-х гг. сыграл испанский кинорежиссёр Л. Бунюэль. В 1960—90-е гг. ведущими кинорежис­сёрами являлись А. Рипстейн, Ф. Касальс, П. Ледук, С. Ольхович и др.

С 1980-х гг. во всех областях культуры стало оче­видно преобладание постмодернизма (в живописи — К. Масиель, в скульптуре — Себастьян).