Страны мира

Молдавия: Экономика

Молдавия находится в стадии перехода к рыночному хо­зяйству. Развитие экономики характеризуют следу­ющие показатели.

В 2002 достигнут относительный рост во всех секторах экономики: объём ВВП 1623,8 млн долл., ВВП на душу населения 448 долл., инфляция 4,4%, среднемесячная заработная плата 691,9 лея, или 51 долл. США.

Молдавия — аграрно-индустриальная страна. В структу­ре ВВП (2001) преобладает тенденция, присущая пе­реходной экономике, с устойчивым ростом доли сфе­ры услуг — до 55% (35% в 1999). Доля аграрного сек­тора — 22,7%, промышленности — 16,3% (в 1995 25%), строительства — 3%.

Приоритетная отрасль экономики — агропро­мышленный комплекс, базирующийся на переработ­ке сельскохозяйственного сырья и производстве пищевых продуктов, напитков. Самая значимая от­расль — винодельческая. Здесь сосредоточен наи­больший экспортный потенциал: 25% общего объё­ма экспорта, 8% доходов государственного бюдже­та, 9% ВВП. Важные отрасли промышленности — сахарная и табачная. Доля энергетического ком­плекса в промышленном производстве 23% (2000), машиностроения — 6%, лёгкой промышленности — 3%, промышленности стройматериалов — 3%, лес­ной и деревообрабатывающей — 2%, химической промышленности —1%.

Сельское хозяйство — стратегическая отрасль мол­давской экономики. 2/3 сельскохозяйственного про­изводства — продукция земледелия. Возделываются пшеница, сахарная свёкла, табак, соя, картофель, ово­щи, виноград. В валовом объёме сельскохозяйствен­ной продукции продукция растениеводства 70%, в т.ч. зерновые культуры 31%, виноград 10%, карто­фель 7%, подсолнечник и овощи по 5%; доля животноводческой продукции 30% (2002). Разводятся: крупный рогатый скот, свиньи, овцы, козы, домашняя птица. Культивируются пчеловодство, рыболовство. Традиционно наиболее продуктивная отрасль — ви­ноградарство. М. — одна из признанных стран — про­изводителей винодельческой продукции.

В 2002 доля частного сектора в производстве сельскохозяйственной продукции 71%. Собрано 1402 тыс. т зерновых культур, сахарной свёклы 1116 тыс. т, табака 12 тыс. т, винограда 660 тыс. т. Объём животноводческой продукции — 126 тыс. т (в живом весе).

Земельный фонд (на 1 января 2002) 3384 млн га, в т.ч. в государственной собственности 772 тыс. га (22,8%), в собственности административно-тер­риториальных образований 742,2 тыс. га (21,9%), в частной собственности 1869 тыс. га (55,3%). В зе­мельном фонде 75% — земли сельскохозяйственно­го назначения.

М. имеет развитую транспортную систему. Длина автомобильных дорог 9,5 тыс. км (2002). Длина железных дорог 1150 км, внутренние водные судоходные пути 0,6 тыс. км. Железнодорожный транспорт представлен монопольным предприяти­ем «Молдавская железная дорога». В 2002 объём грузовых перевозок 16,5 млн т, уменьшился в 4 ра­за по сравнению с 1992 (67 млн т), а объём пасса­жирских перевозок сократился соответственно с 658,6 млн до 281 млн чел. Общее состояние сети ав­томобильных дорог не отвечает международному уровню. Воздушный транспорт обслуживают 4 го­сударственные, 6 зарубежных и 15 частных авиа­компаний. В 2002 Кишинёвским международным аэропортом перевезено 296,4 тыс. пассажиров. Связь представлена телекоммуникационной компа­нией АО «Молдтелеком» с 3 операторами мобиль­ной связи.

Для М. характерна крайне низкая платёжеспо­собность населения. В 2002 объём розничной торгов­ли 10,1 млрд леев (18,4% дореформенного уровня).

Предприятия сферы бытового обслуживания пре­доставили населению в 2002 объём услуг на сумму 3,98 млрд леев, их рост на 11,4% по сравнению с 2001 достигнут в основном за счёт повышения цен и тари­фов на услуги. За 1992—2003 объём услуг сократился более чем в 5 раз.

Туристическая деятельность в М. регламентиру­ется Законом о туризме (2000). Её осуществляет На­циональное агентство по туризму при Правительст­ве Республики Молдовы.

В 1991 М. провозгласила курс на экономичес­кую реформу. Рыночные преобразования проходи­ли в условиях тяжелейшего кризиса, вызванного потрясениями от разрыва экономических связей с СССР, ценовым шоком в 1992 (ежемесячная ин­фляция 1200%, спад производства 30%, реальные доходы упали на 54%), военным конфликтом в Приднестровье, который разрушил единый терри­ториальный и хозяйственный комплекс страны.

В 1993—2002 М. прошла несколько этапов рыноч­ных преобразований. В основу реформирования эко­номики положены жёсткие принципы монетаризма, рекомендации и программы МВФ, ориентация скорее на обеспечение макроэкономической стабильности, нежели на развитие реального сектора экономики.

Главные усилия на первом этапе (1992—95) на­правлялись на подавление галопирующей инфля­ции, сокращение дефицита государственного бюд­жета, создание рыночных структур. В 1993 введена национальная валюта — лей, создана двухуровневая банковская система (Национальный банк Молдовы (НБМ) и 22 коммерческих банка), началась массо­вая приватизация на боны народного достояния. По итогам двух программ приватизации (1993—94 и 1995—96) приватизированы 2235 предприятий, в приватизации участвовали 3,1 млн чел., 90% граж­дан стали владельцами бонов народного достояния. В аграрном секторе реорганизовано 48% сельскохо­зяйственных предприятий. Задачи следующего эта­па реформ (1996—98): достижение макроэкономиче­ской стабилизации и роста экономики, денежная приватизация государственной собственности. Про­цессы преобразований носили непостоянный и про­тиворечивый характер, что подтверждает эволюция ВВП: резкий спад до 30,9% в 1994 по сравнению с 1993, относительно медленный спад — от 1,4 до 3,4% в 1995—99, в 1997 впервые ВВП увеличился на 1,6%. С завершением в 1998 третьей программы привати­зации в экономике доминирует частный сектор (55% в ВВП). Общая депрессивность экономики в 1999 достигла своего пика: спад производства в про­мышленности — 9% (по сравнению с 1998), годовая инфляция — 43,7%. Из-за дефицита собственных средств на преобразования в экономике возросла за­висимость М. от внешнего финансирования, хрони­ческий характер приобрела проблема погашения внешнего долга.

Один из главных тормозов развития экономики — энергетический комплекс. В 1999 начался процесс его разгосударствления. В счёт огромных долгов за российский газ приватизация молдавского АО «Молдовогаз» завершилась передачей контрольно­го пакета акций РАО «Газпром РФ». Внешний долг за российский газ 1137 млн долл. США (март 2003), в т.ч. 276 млн долл. США долг Приднестровья. В аг­рарной сфере к 2003 завершена программа «Земля», финансируемая Всемирным банком: создано 546,8 тыс. крестьянских хозяйств, 1152 АО, 1124 ООО, 225 ассоциаций крестьянских хозяйств, 64 коопера­тива, 4 колхоза; насчитывалось 1117 тыс. собствен­ников земли.

Динамика отечественных инвестиций вплоть до 2001 снижалась: в 1998 на 25%, в 2000 на 15%. Общий объём иностранных инвестиций в 1994—2002 достиг чуть более 400 млн долл. США, на душу населения — 170 долл. США.

Придя к власти в 2001, партия коммунистов вы­нуждена была признать: за период реформ (1992— 2000) объём ВВП сократился в 3 раза, фактически произошла деиндустриализация страны, удельный вес промышленности в создании ВВП уменьшился более чем в 2 раза, после 1995 доля промышленности в ВВП стала меньше доли сельского хозяйства, которое в сво­ём развитии отброшено на 35—40 лет назад, реальные доходы населения сократились почти в 10 раз. В 2001—02 структурные реформы продолжились на принципиально новой основе модифицированного за­конодательства и ряда принятых программ, направ­ленных на усиление государственного регулирования экономикой. В социальной сфере с 2003 началась реа­лизация международного проекта по преодолению бедности в РМ.

Главная цель кредитно-денежной политики, про­водимой НБМ, — поддержание стабильности нацио­нальной валюты, создание и регулирование денежно­го и кредитного рынков. Объём кредитов в нацио­нальной экономике в 1994—2002 увеличился в 6,2 ра­за, деньги в обращении — в 6,6 раза. В 2001 банков­ские активы 5993,5 млн леев, кредиты в экономику 3154,8 млн леев, деньги в обращении — 1834,2 млн ле­ев. Динамика кредитов в реальный сектор экономики неблагоприятна. Соотношение кредитов к объёму ВВП уменьшилось с 7,2% в 1995 до 4,5% в 2001. Вме­сте с тем спрос на кредиты в реальном секторе эконо­мики поддерживался снижением уровня процентной ставки за кредит — с 377% в 1994 до 11,5% в 2003.

НБМ проводит политику свободно плавающего курса национальной валюты. Цели валютной полити­ки: укрепление национальной валюты и аккумулиро­вание валютных резервов страны (в 1994—2002 лей обесценился более чем в 3 раза). НБМ контролирует репатриацию валютной выручки, её свободная прода­жа поддерживает валютные резервы (250,2 млн долл. США на 1 апреля 2003).

Цель финансовой политики — достижение сба­лансированного государственного бюджета, сокра­щение его дефицита, уменьшение долгового бремени. В 2002 доходная часть бюджета утверждена в сумме 3593,4 млн леев, расходная — 3973,4 млн леев, дефи­цит — 380 млн леев. В 1990-е гг. уровень бюджетного дефицита постепенно сокращался с 10,3% ВВП в 1996 до 6% ВВП в 1997, достигнув в 2002 0,5% ВВП. Общая сумма доходов государственного бюджета на 57% сформирована за счёт косвенных налогов и на 21% за счёт прямых налогов.

Важный резерв увеличения доходной части бюд­жета — сокращение доли теневой экономики, в 2002 она достигла 34% ВВП.

В М. с 90-х гг. сохраняется острая социальная про­блема — низкие доходы граждан, нищета и бедность. В 2002 средняя месячная заработная плата 691,9 лея (51 долл.), минимальная потребительская корзина 1134 лея (83 долл.). Денежные доходы на душу насе­ления в 2002 — 321,6 лея (23 долл.), средняя пенсия 160 леев (11,4 долл.). Сдержанными темпами росли сбережения молдавских граждан. Общая сумма вкла­дов в леях на конец 2002 — 708 тыс. леев, в расчёте на душу населения размер вкладов 195,7 лея. Сохраняет­ся огромная дифференциация доходов богатых и бед­ных слоёв населения, в 2003 это соотношение — 10,4:1. Издержки трансформации привели к росту безработицы. К 2003 насчитывалось 140 тыс. безра­ботных. В поисках работы возник массовый выезд граждан за рубеж. Поступления денег молдавских гастарбайтеров в М. через банковскую систему в 2002 достигли 270 млн долл. США.

В 1994 была либерализована внешняя торговля, в 1995 отменены все ограничения на экспорт-импорт. По условиям вступления в ВТО действующие в М. та­моженные пошлины — от 0 до 15%, средняя тарифная ставка 6,75%.

Экономика чрезвычайно зависима от внешних свя­зей. Почти полностью зависит от импорта энергоноси­телей, прежде всего из РФ. Из-за узости внутреннего рынка более 1/2 производимой продукции экспортиру­ется. Объём внешней торговли в 1994—97 вырос со 1224 млн до 2127 млн долл. США. При опережающих тем­пах роста импорта возникла серьёзная проблема отри­цательного сальдо торгового баланса (348 млн долл. США в 1997). В 1998 резкое снижение объёма товаро­оборота до 1675 млн долл. США связано с сокращени­ем экспорта в РФ из-за финансового кризиса в РФ. В 2002 объём внешней торговли — 1718 млн долл. США, экспорт 666 млн долл. США, импорт 1052 млн долл. США, сальдо отрицательное — 386 млн долл. США.

Структура экспорта и импорта за годы реформ со­хранилась без особых изменений. В экспорте — львиная доля пищевых продуктов, напитков, табака — 68% (2002), доля текстиля — 16%, кожи и изделий из нее — 3,6%. В импорте преобладает доля энергетических ре­сурсов — 22,8%, доля машин, аппаратов, электрообору­дования — 14%, химической продукции — 11,2%. Ос­новное место в экспорте занимает рынок стран СНГ — 54,4% (2002), рынок ЕС — 22,3%, рынок ЦВЕ — 13,8%, в импорте доля стран СНГ — 40,2%, ЦВЕ — 23,8, ЕС — 25,1%. Приоритетное направление — торговля с РФ, её доля в молдавском экспорте — 37,1%, в импорте — 15,3%.