Страны мира

Монголия: Государственное устройство и политическая система

М. — суверенное независимое демократическое правовое государство с парламентской формой прав­ления (парламентская республика). Действует Кон­ституция 1992.

М. делится на 21 аймак (Архангайский, Баян-Уль-гийский, Баянхонгорский, Булганский, Гобиалтай-ский, Гоби-Сумберский, Дархан-Ульский, Восточно-гобийский,   Восточный,   Среднегобийский,   За-вханский, Орхонский, Увурхангайский, Южногобий-ский, Сухэ-Баторский, Селенгинский, Центральный, Увсанурский, Кобдоский, Хубсгульский, Хэнтий-ский) и Улан-Баторский административный район. Аймаки делятся на сомоны, сомоны — на баги, столи­ца — на округа, округа — на хороны. Наиболее круп­ные города: Улан-Батор, Эрдэнэт, Дархан, Чойбалсан, Кобдо.

Глава государства — президент, избираемый на альтернативной основе на 4 года путём всеобщего прямого и тайного голосования. Президент может на­ходиться у власти только два срока. Президент явля­ется также главнокомандующим Вооружёнными си­лами страны. Действующий глава государства — Н. Багабанди. Избран 18 мая 1997. Повторно избран 20 мая 2001.

Высший орган законодательной власти — Великий государственный хурал (ВГХ), состоящий из 76 чле­нов, избираемых всенародно путём тайного голосова­ния сроком на 4 года. Действующий председатель ВГХ — С. Тумур-Очир.

Высший орган исполнительной власти — прави­тельство, формируемое ВГХ по предложению пре­мьер-министра и согласованию с президентом. Кан­дидатуру главы кабинета министров представляет на рассмотрение ВГХ президент. Правительство подот­чётно ВГХ. Действующий глава правительства — пре­мьер-министр Н. Энхбаяр.

На местах власть осуществляют органы местного самоуправления: аймачные, городские, районные и сомонные хуралы, депутаты которых избираются на­селением сроком на 4 года.

Выдающиеся государственные деятели: Д. Сухэ-Батор (1893—1923) — основатель МНРП, руководи­тель монгольской народной революции 1921, Х. Чой-балсан (1895—1952) — один из основателей МНРП, премьер-министр М. с 1939, главком монгольской ар­мии во время совместных операций советских и мон­гольских войск на Халхин-Голе; Ю. Цеденбал (1916— 91) — государственный и партийный деятель, гене­ральный секретарь ЦК МНРП в 1940—54 и 1981—84; 1-й секретарь ЦК МНРП в 1958—81; председатель Совета министров МНР в 1952—74; председатель Президиума ВНХ в 1974—84.

До нач. 1990-х гг. в М. существовала однопартий­ная система — правящей партией являлась МНРП. В 2003 в М. зарегистрированы 17 политических партий. Самые крупные из них: МНРП (121 тыс. членов), Де­мократическая партия (ДП), партия «Гражданское мужество — Республиканская партия», партия «Отечество — Монгольская новая социалистическая пар­тия», имеющие своих представителей в ВГХ. Другие политические партии не играют заметной роли в об­щественно-политической жизни страны. Проиграв­шая на выборах 2000 Демократическая партия и дру­гие оппозиционные МНРП силы налаживают коор­динацию с тем, чтобы добиться реванша на выборах в 2004. Демократическая партия и «Гражданское муже­ство — Республиканская партия» подписали соглаше­ние о создании коалиции «Демократическая сила».

Ведущие организации деловых кругов: Торгово-про­мышленная палата, Ассоциация экспортёров мяса.

Внутриполитическая ситуация в М. достаточно стабильная. Сформированное МНРП однопартийное правительство нацелено на проведение взвешенной и сбалансированной внутренней и внешней политики. Вместе с тем переломить сложившиеся в прошлом не­гативные тенденции, прежде всего в экономике и со­циальной сфере, пока полностью не удалось. Острой проблемой остаётся нехватка средств на социальные нужды.

Финансово-бюджетная ситуация в стране ослож­нилась в связи с тем, что заложенные в бюджет цены на основную экспортную продукцию — медь, козий пух, шерсть оказались ниже из-за падения мировых цен. Ситуация усугубилась в связи с природно-кли­матическими катаклизмами, для борьбы с которыми правительство было вынуждено использовать госу­дарственные финансовые резервы.

Правящая МНРП и оппозиционная ДП придер­живаются весьма схожих по своей сути социал-демо­кратических принципов и программ. Их соперничест­во не носит характер разногласий по принципиаль­ным политическим вопросам, а сводится скорее к борьбе за доступ к государственному управлению и контролю за расходованием бюджетных средств.

Принят и вступил в действие закон о передаче зем­ли в собственность гражданам М. — шаг, на который не решалось ни одно из предыдущих правительств (никогда ранее земля в М. не находилась в частном владении). Продолжается процесс формирования за­конодательной базы политического и экономического реформирования страны.

Программа приватизации, цель которой заключа­ется в перемещении в частную собственность до 80% крупных объектов, осуществляется замедленными темпами, иностранный капитал не проявляет ожидае­мого интереса к приватизируемым объектам.

После 1990 внешние связи М. заметно расшири­лись. В 1994 ВГХ утвердил Концепцию внешней по-литики М. Расширение связей с внешним миром для М. — страны, не имеющей выхода к морю, является одним из важнейших условий для проведения поли­тических преобразований и рыночных реформ. Внешнеполитическая деятельность всех ветвей вла­сти концентрировалась на изыскании дополнитель­ных финансовых средств за рубежом. В 1990 создано движение стран-доноров во главе с Японией, оказы­вающих поддержку развитию экономики М. (более 30 стран и международных организаций). За это вре­мя М. выделено ок. 1 млрд долл. США (льготные кредиты, безвозмездная помощь). Состоявшееся в Улан-Баторе в 2002 очередное заседание Консульта­тивной группы стран-доноров выразило готовность её участников продолжать поддерживать экономиче­ские реформы (в 2001—02 было выделено более 300 млн долл. США).

Парламент и правительство, ориентируясь на при­оритетное взаимодействие с соседними РФ и Китаем, провозгласили проведение «многовекторной» поли­тики, ввели в число приоритетов отношения с США, а также намерены расширить сотрудничество со стра­нами АТР, Европы, международными финансово-экономическими организациями. США объявлены стратегическим партнёром М. М. проявляет актив­ную заинтересованность в налаживании экономичес­кого сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском реги­оне, подключении к региональным и субрегиональ­ным финансово-экономическим структурам, прежде всего АСЕАН, АТЭС.

М. осуществляет сотрудничество с ЕС. В 1992— 2001 ЕС реализовал и продолжает реализовывать в М. более 90 конкретных проектов (на сумму 49,2 млн евро) в рамках двустороннего сотрудничества и партнёрства. ЕС является одним из крупных инвес­торов М.

В ходе реформирования Вооружённых сил М. их численность сокращена и составляла в 2003 7000 чел. М. готова к возобновлению военно-технического со­трудничества с РФ. Предпринимаются шаги по раз­витию военно-технического сотрудничества с США, странами НАТО (ФРГ, Бельгия, Турция), Китаем, Южной Кореей, Японией, Малайзией.

В 2002 расходы на военные закупки, главным об­разом стрелкового оружия и боеприпасов к нему, со­ставили 260 тыс. долл. США; закупки связаны с под­готовкой частей к участию в действиях миротворчес­ких сил ООН. Делается ставка на регулярное исполь­зование спецподразделений ВС М. в миротворческих силах ООН и их предварительную подготовку в странах НАТО и США. М. уже принимает участие в ми­ротворческих   операциях   (Конго,   Бангладеш).

М. присоединилась к Конвенции об уничтожении химического оружия и запрещении биобактериологи­ческого оружия; она является также участником До­говора о нераспространении ядерного оружия.

М. имеет дипломатические отношения с РФ (уста­новлены с СССР в 1921). 20 января 1993 подписан межгосударственный Договор о дружественных отно­шениях и сотрудничестве.