Страны мира

Мозамбик: Экономика

После получения страной независимости эконо­мика пришла в полный упадок и до сер. 1990-х гг. на­ходилась в состоянии стагнации. Сейчас идёт процесс восстановления экономики, но она ещё не достигла уровня 1974, хотя темпы роста очень высоки (в 1993— 2001 в среднем 7,2% в год). Из-за катастрофического наводнения в 2000 они снизились до 2,1%, но в 2001 ВВП увеличился на 13,9% и составил 4 млрд долл., т.е. 230 долл. на душу населения.

Экономически активное население (1997) 7,4 млн чел., безработица 21%. Инфляция 10% (2001).

Распределение ВВП по отраслям экономики (2000, %): сельское хозяйство — 33, промышленность — 25, услуги — 42. Занятость по отраслям (1997, %): сельское хозяйство — 81, промышленность — 6, услуги — 13.

Началось восстановление отраслей обрабатываю­щей промышленности, которые были основаны на пе­реработке сельскохозяйственного сырья, — сахарные и мукомольные заводы, производство растительного масла. Помимо предприятий пищевой промышленно­сти восстановлены цементный завод, завод удобрений, текстильная фабрика, керамические мастерские. Од­нако к 2001 объём производства в этих традиционных для М. отраслях не достиг довоенного уровня, за исключением сахарной промышленности, где он пре­взойдён. Из новых отраслей пищевой промышленнос­ти следует отметить ввод в строй двух пивоваренных заводов, заводов по очистке орехов кешью. Действуюттакже небольшие предприятия по изготовлению стек­ла, бумаги, автомобильных шин, железнодорожных вагонов. В 2000 начал работать завод по сборке авто­мобилей «Фиат», он будет выпускать 300 машин в год, т.е. 10% покупаемых в стране легковых автомобилей.

Сделаны первые шаги в создании металлургичес­кой промышленности. В 2001 вступила в строй первая очередь алюминиевого завода стоимостью 1,3 млрд долл. Инвесторы — корпорации ЮАР (74%) и японская «Мицубиси» (26%). Рассчитанный на производство 500 тыс. т металла в год, он станет одним из крупнейших в мире. Завод работает на южноафриканском сырье, а в дальнейшем перейдет на мозамбикские бокситы.

В 1998 было подписано соглашение о строительст­ве также около Мапуту комбината чёрной металлур­гии стоимостью 2,5 млрд долл. и мощностью 4 млн т стали в год. Этот проект согласился финансировать иностранный консорциум. Он дал бы толчок началу эксплуатации газового месторождения в Панде, ибо предусматривается работа комбината на газе. Строи­тельство должно было начаться в 2000, однако воз­никли технические трудности при доработке проекта. В 2000 он был пересмотрен в сторону уменьшения сто­имости и мощности: производительность — 2 млн т, а объём инвестиций — 1,1 млрд долл. США.

В 1999 южноафриканская компания «Дж.К.И.» и «Мицубиси» подписали с правительством соглаше­ние о строительстве завода по прямому восстановле­нию железа в Бейре. Его стоимость — 800 млн долл. США. Проект включает строительство морского при­чала. Завод также будет работать на газе месторожде­ния в Темане, лицензией на которое владеет южноаф­риканская корпорация «САСОЛ».

В 1994—2000 ежегодный рост обрабатывающей промышленности составил в среднем 8,5%. В нач. 21 в. ожидаются более быстрые темпы благодаря восста­новлению транспортной инфраструктуры и вводу в строй металлургических заводов.

Доля горнодобывающей промышленности в ВВП в 2001 не превышала 0,3%. Гражданская война привела к закрытию немногих действовавших шахт и рудников. Шахта в Моатице, на которой добывалось 600 тыс. т уг­ля в год, затоплена, и в 2000 добыча составила 16 тыс. т. Разработан проект восстановления шахты и связанной с ней инфраструктуры. Он предусматривает увеличе­ние добычи до 3 млн т, для чего необходим кредит в 600 млн долл. США. Возврат кредита будет произ­водиться за счёт экспорта угля. В 2000 было заклю­чено соответствующее соглашение между прави­тельством и иностранным консорциумом, но проект не может быть реализован без восстановления желез­ной дороги, связывающей Моатице с Бейрой, и расши­рения мощности углепогрузочного терминала в порту Бейры с 0,4 млн до 1,2 млн т, для чего требуется ещё 500 млн долл. США. В 2001 ЕС согласился внести 72 млн долл. США для восстановления инфраструктуры, но кредиторы недостающей суммы пока не найдены.

Правительство создало мозамбикско-ирландское совместное предприятие для добычи 5 тыс. т в год очень чистого графита (98% углерода) и ведёт перего­воры о создании другого совместного предприятия для добычи титана в провинции Нампула (стоимость про­екта 150 млн долл.). Начата добыча небольшого коли­чества танталита. Многие иностранные фирмы про­явили интерес к открытому в провинции Газа очень крупному месторождению титана, и, по заявлению ми­нистра минеральных ресурсов и энергетики, его экс­плуатация может начаться в сер. 2000-х гг. Английская корпорация Лонро начала добычу золота (50 кг в 1999) и планирует увеличить её до 240 кг. Израильская ком­пания добывает изумруды и гранаты. В 2002 италь­янская фирма приступила к восстановлению карьера по добыче и обработке мрамора в Монтепуезе.

Сельское хозяйство до независимости обеспечива­ло продовольственные потребности страны и 80% экс­порта. Во время гражданской войны из долины Зам­бези — житницы страны — бежало 80% крестьян. До 1995 продовольствие импортировалось; доля аграр­ной продукции в экспорте не превышает 25%. Под земледелие используется только 5% территории. Ос­новные продовольственные культуры (тыс. т, 2000): маниок (5362) и кукуруза (1019). Выращиваются так­же рис (151), сорго (252), бананы (59), хлопок (23), орехи кешью (58), сахарный тростник (397), орехи ко­ка (300), копра, сизаль, фрукты и овощи.

Животноводство играет второстепенную роль в хозяйствах мозамбикцев. Его развитию препятствует муха цеце, распространённая на 2/3 территории стра­ны. Основной район животноводства — провинция Газа, где более 500 тыс. голов крупного рогатого скота (всего в стране 1,3 млн голов, 2000).

С 1994 отмечается рост сельскохозяйственного про­изводства, в среднем на 4,8% в год, а в 1998 увеличение составило 8%. В 1998 была разработана пятилетняя про­грамма восстановления сельского хозяйства (Проагри), на которую западные инвесторы выделили 200 млн долл. США, и половину этой суммы М. уже получил.

С помощью иностранных специалистов реализуется программа возрождения хлопковых плантаций на севе­ре страны. Под их руководством крестьяне выращиваютна арендованных участках хлопок и сдают урожай госу­дарственной компании. Сахарный тростник — одна из немногих товарных культур, урожай которой превысил довоенный уровень. Другой новой и быстроразвиваю-щейся отраслью сельского хозяйства стало культивиро­вание орехов кешью. Программа расширения их поса­док финансируется Францией, а на сооружение заводов по очистке орехов был взят заём в 20 млн долл. США. В 2000 плантации кешью сильно пострадали во время на­воднения. Тем не менее правительство намерено довес­ти к концу десятилетия урожай кешью до 100 тыс. т.

Заготовка древесины ведётся в основном вдоль железной дороги, идущей из Бейры в Зимбабве, и в провинции Замбезия. Лес экспортируется в ЮАР. Объём производства лесной промышленности оста­вался в 1990-х гг. на одном уровне (18—20 млн м3), но южноафриканские инвестиции в размере 86,5 млн долл. США должны привести к росту производства лесоматериалов в нач. 2000-х гг.

Рыболовство стало развиваться только в 1990-е гг. Основной объект ловли — не рыба, а креветки. В 2000 на их долю пришлось 40% экспорта. Испания и Япо­ния предоставили кредиты для строительства рыбно­го комплекса в Кабу-Делгаду и на модернизацию рыбного порта в Мапуту. В 2000 было выловлено ок. 40 тыс. т морепродуктов.

Основа энергетической системы страны — ГЭС Кабора-Басса мощностью 2075 МВт, которая обеспе­чивает энергией не только М., но также ЮАР и Зим­бабве. Сейчас восстановлено 1400 км высоковольтных линий, уничтоженных в ходе гражданской войны. Раз­работаны и начали осуществляться проекты строи­тельства линий электропередачи в Зимбабве (350 км), Малави и Свазиленде. Менее мощные ГЭС построе­ны в Чикамба-Реал и в Маузи на р. Ревуе, в Корумане, на притоках Лимпопо. Совместно с ЮАР и Свазилен­дом М. участвует в строительстве трёх ГЭС на р. Ку-мати, электроэнергия и вода для ирригации будут ис­пользованы для развития пограничных районов трёх стран. Разработан план сооружения к 2007 ещё одной ГЭС на р. Замбези, равной или даже превосходящей по мощности (2000—2500 мВт) ГЭС в Кабора-Бассе. Предполагаемая стоимость самой ГЭС — 1,5 млрд долл США., и еще 0,5 млрд потребуются для строительства линий электропередачи в ЮАР. Про­изводство электроэнергии в 2000 7017 млрд кВт-ч.

Железные дороги строились не для нужд М., а для транспортировки грузов между его портами и города­ми ЮАР, Родезии (Зимбабве), Малави. Все 7 желез­ных дорог пересекают страну с запада на восток и не связаны между собой. Длина железных дорог 3131 км. Многие участки дорог после войны ещё не восстанов­лены. Объём перевозок 142 млн пассажиро-км и 774 млн ткм грузов (2001). Длина автодорог 30,4 тыс. км, из них 5,7 тыс. км с твёрдым покрытием (1998). Авто­дороги также идут с запада на восток и не везде восста­новлены. Правительство считает важнейшей транс­портной проблемой сооружение автомагистрали, свя­зывающей север и юг страны, которая необходима для создания единого внутреннего рынка и развития эко­номически отсталых северных провинций.

Из Бейры в Зимбабве проложены два нефтепрово­да, один для перекачки сырой нефти (306 км), а дру­гой — нефтепродуктов (289 км).

Через главные порты — Мапуту, Бейра, Накала и Келимане — в 2000 прошло ок. 10 млн т грузов (оцен­ка). Проводится модернизация портов. Разработан план сооружения нового глубоководного порта в Пон-та-Добела в 70 км к югу от Мапуту. Стоимость проекта 515 млн долл. США, годовая пропускная способность порта 30 млн т грузов. 60% акций будет владеть иност­ранный консорциум, а 40% — правительство М. В 2000 правительство передало управление портов Накала и Мапуту иностранным компаниям. В 2003 планирова­лась приватизация порта Бейра. Торговый флот М. — 131 судно общим водоизмещением 38 тыс. т (2001). Грузооборот портов 7,3 млн т (2001).

Имеется 22 аэропорта, из которых три являются международными. В 2000 перевезено 180 тыс. пасса­жиров и 35 млн ткм грузов (оценка).

В 2001 было 89,4 тыс. стационарных телефонов и 170 тыс. мобильных. Работали 41 радиостанция и 1 те­лестанция. Количество телевизоров — 67 600 (2000). Пользовались Интернетом 15 тыс. чел. (2001).

В результате приватизации вся розничная торовля и почти вся оптовая перешли в частный сектор.

Туризм стал возрождаться после 1992 и быстро раз­вивается. Ежегодно страну посещает более 600 тыс. ту­ристов, главным образом из ЮАР. О важности, которая придаётся развитию туризма, свидетельствует создание в 1999 Министерства туризма. На средства, предостав­ленные ЕС, оно разработало Генеральный план разви­тия туризма в М., который предусматривает 138 турис­тических проектов стоимостью 900 млн долл. США.

Экономическая политика правительства направлена на восстановление разрушенных войной инфраструкту­ры, товарного сельского хозяйства и создание новых от­раслей промышленности. Для этого оно проводит струк­турные реформы экономики, которые уже принесли свои плоды. Это — высокие темпы роста ВВП, снижениеинфляции от трёхзначной цифры до 4,8% в 1999 (из-за наводнения в 2000 она повысилась до 12%), постепенное улучшение торгового баланса, твёрдый курс метикала и т.д. Правительство фактически согласилось на контроль МВФ над экономической политикой. Жёсткие требова­ния МВФ включали сокращение государственных рас­ходов, увеличение налогов, приватизацию нерентабель­ных предприятий, сдерживание роста заработной платы, привязанной к увеличению производительности труда, ограничение государственного кредитования производ­ственного сектора. Когда, например, выяснилось, что кредитование бизнеса превышает лимит, установлен­ный МВФ, то он задержал перевод М. валютных тран­шей до исправления ситуации.

Оздоровление финансов и восстановление эконо­мики были бы невозможны без внешней помощи, и помощь, полученная М. в 1990-е гг., — одна из самых значительных в Тропической Африке. Четыре основ­ных донора — Всемирный банк, США, Великобрита­ния и Германия предоставляли в 1994—2001 в форме кредитов и безвозмездной помощи от 700 млн до 1,5 млрд долл. США в год, при этом долги М. регулярно списываются. В июне 1999 МВФ списал 3,7 млрд долл. США (2/3 внешнего долга М.), а в апреле 2000 ещё 600 млн. В связи с наводнением Парижский клуб отсрочил М. на год все платежи по долгу, а в декабре 2001 списал 1,65 млрд долл. США (60% долга).

Социальная политика, направленная на поддержку трудящихся, проявляется в городах (индексация зара­ботной платы, бесплатная медицинская помощь) и в меньшей степени в сельской местности, где крестьяне, ведущие натуральное хозяйство, не получают никакой помощи от государства, хотя следует отметить созда­ние рабочих мест на возрождаемых плантациях.

Финансовая система находится под мониторин­гом государственного Банка М. Он осуществляет де­нежную эмисссию, выдаёт лицензии частным банкам и определяет общую финансовую политику (обмен­ный курс метикала, учётная ставка). Коммерческие операции осуществляют 12 банков (8 государствен­ных и 4 иностранных).

Бюджет хронически дефицитен и в значительной степени покрывается за счёт внешних займов. В 2001
доходы — 393,1 млн долл. США, расходы — 1025 млн, включая бюджет капиталовложений (479,4 млн). На­логи и пошлины обеспечивают более 90% доходов. В 2001 внешний долг оценивался в 1 млрд долл. США. Валютные резервы составили 715,6 млн долл. США.

Уровень жизни населения очень низок. 70% насе­ления (2001) живёт ниже черты бедности, и сотни ты­сяч бегут в соседнюю ЮАР, где становятся нелегаль­ными иммигрантами. Рост индекса стоимости жизни в Мапуту до наводнения 2000 был очень умеренным (в 1997—99 он увеличился на 3%), но в последующие два года, вероятно, возрастал не менее чем на 10% в год. Депозиты в банках увеличивались в 1997—99 на 20% в год, но в 2000—01 они в лучшем случае остава­лись (с учётом инфляции) на одном уровне.

Во внешней торговле М. имеет значительный дефи­цит. В 2001 г. зкспорт составил 746 млн долл. США, а импорт — 1254 млн. Основные статьи импорта — ма­шины и оборудование, промышленные товары, про­довольствие, текстиль. Основные статьи экспорта — креветки, орехи кешью, сахарный тростник, электро­энергия. Главные торговые партнёры — ЕС, ЮАР, Индия, Зимбабве. Сальдо платёжного баланса хрони­чески дефицитно (418,7 млн долл. в 2001), несмотря на значительные трансферты и капиталовложения из-за рубежа.