Страны мира

Мьянма: Экономика

В 1987 Генеральной Ассамблеей ООН М. была внесена в разряд наименее развитых стран мира. ВВП 15 млрд долл. США, на душу населения 300 долл.; ВВП по паритету покупательной способности валюты 63 млрд долл., на душу населения 1500 долл. (2002). Доля в ВВП (%, 2002): сельское хозяйство 42, промыш­ленность и строительство 17, услуги 41. Численность рабочей силы 23,7 млн чел., из них в сельском хозяйст­ве 65%, в промышленности и строительстве 10%, в сфе­ре услуг 25%. Безработица 5,1%, инфляция 20%. За чертой бедности находится 25% населения. М. — аграр­ная страна. Обрабатывается 15% территории, в т.ч. 1,7% орошаемых земель. Главная продовольственная культура — рис, выращивают также бобовые, кукурузу, масличные, сахарный тростник, джут, хлопчатник, та­бак, каучуконосы. Развиты животноводство, птицевод­ство, морской промысел, рыболовство. Крупный рога­тый скот используется как тягловый. Заготовки цен­ной древесины твёрдых пород, в основном тика, широ­ко распространенные до кон. 1990-х гг., затем были ог­раничены в связи с угрожающим истощением ресурсов влажных тропических лесов.

Добываются природный газ, в т.ч. на экспорт, нефть, железная и полиметаллические руды, драгоценные камни. Произведено электроэнергии в 2000 4766 млрд кВт-ч, из них 17% — гидроэлектростанциями, 83% — теплоэлектростанциями. Обрабатывающая промыш­ленность представлена двумя нефтеперерабатывающи­ми заводами, мощностью 32 тыс. барр./день, свинцово-цинковым комбинатом, мелкими предприятиями по пе­реработке минералов, производству сельскохозяйствен­ной продукции, производству строительных материа­лов, продовольственных и промышленных потребитель­ских товаров. Распространены кустарные промыслы.

Протяжённость железных дорог 4 тыс. км, автомо­бильных 28,2 тыс. км, речных водных путей 12,8 тыс. км (3,2 тыс. км пригодны для больших коммерческих су­дов). Протяжённость нефтяных трубопроводов 1343 км, газовых 410 км, в т.ч. 330 км по морскому дну. Торговый флот — 37 судов (общей грузоподъёмностью 633 тыс. т), в т.ч. зарегистрированных «под удобным флагом» 5 не­мецких и 4 японских судна. Судоходство в основном каботажное. Главный морской порт — Янгон. В М. 8 аэ­ропортов, из них 4 международных. Связь не отвечает современным требованиям. Доступ в Интернет строго контролируется государством — разрешён только для государственных учреждений, турфирм и нескольких крупных компаний через единственного провайдера, 10 тыс. пользователей (2002).

Экспорт носит аграрно-сырьевой характер, в 2001 составил 2,8 млрд долл. США. Главные статьи экспорта — природный газ, бобовые, тиковая древе­сина, креветки и рыбные продукты, рис, готовая одежда. Основные партнёры по экспорту: Таиланд (26%), США (16%), Индия (10%), КНР (10%), Син­гапур (10%), Япония (5%). Рис перестал быть глав­ной статьёй экспорта, на его долю приходится всего 3% всего экспорта. Импорт в 2001 составил 2,7 млрд долл. США, импортируются машины и оборудова­ние, промышленное сырьё и полуфабрикаты, нефте­продукты, товары народного потребления, электро­оборудование, растительное масло, бумага. Основ­ные партнёры по импорту: КНР (20%), Сингапур (17%), Таиланд (17%), Япония (11%), Южная Корея (10%), Тайвань (10%), Малайзия (8%). Дефицит внешнеторгового баланса до 2001 составлял более 24% ВВП. Ситуация выправилась после начала ком­мерческой поставки природного газа в Таиланд по новому газопроводу с морского месторождения в Андаманском море. Официальная статистика не учитывает контрабандную торговлю наркотиками, тиковой древесиной, драгоценными камнями, а так­же приграничную торговлю с Таиландом, КНР, Ин­дией и Бангладеш. Объём этих операций превышает объём официальной торговли страны. М. занимает 2-е место в мире по производству и нелегальному экспорту опиума.

С сер. 1990-х гг. стал развиваться туризм. Страну ежегодно посещают ок. 300 тыс. туристов, доходы от туризма уже давно превысили поступления от экс­порта риса. Развитие туризма сдерживается негатив­ным отношением в мире к правящему военному режи­му и недостаточной инфраструктурой.

Официальный курс кьята на протяжении несколь­ких десятилетий не меняется, ок. 6 кьятов за 1 долл. США, реальный курс вырос со 120 (1994) до 1000 кьятов за 1 долл. США (2002).

Внешний долг более 6 млрд долл. США, золотова­лютные резервы 241 млн долл. США. Испытывается постоянный крупный дефицит государственного бюд­жета из-за субсидирования убыточных государствен­ных предприятий и роста расходов на армию. Государ­ственные доходы в 2000 составили 7,9 млрд долл, 5,3% ВВП (по паритету покупательной способности валюты), из них 2,5% приходилось на налоговые по­ступления, 2% — перечисления государственных предприятий, 0,8% — прочие. Государственные рас­ходы 12,2 млрд долл., 6,6% ВВП, из них 1,8% — воен­ные расходы, 0,3% — образование, 0,1% — здравоохранение, капиталовложения — 2,8%. Для финанси­рования хронического дефицита государственного бюджета используется эмиссия денег, что приводит к инфляции.

С 1988 проводится политика перехода М. к сво­бодной рыночной экономике, предпринимаются меры по либерализации экономики, предусматри­вается постепенное сокращение уровня государст­венного контроля за экономической деятельностью и объёмов самого госсектора. Частный сектор доми­нирует в сельском хозяйстве, лёгкой промышлен­ности, транспорте. Позиции госсектора сильны в энергетике, тяжёлой промышленности, торговле рисом. Для успешного осуществления экономичес­ких реформ стране необходимы иностранная эконо­мическая помощь, прямые иностранные инвести­ции. Однако после прихода к власти ГСВЗП в 1988 усилиями США была заблокирована официальная помощь развитию (ОПР) М. на многосторонней ос­нове (Всемирный банк и Азиатский банк развития), прекратилась помощь и на двусторонней основе традиционных для М. доноров — Японии и ФРГ с условием возобновления её после проведения по­литических демократических преобразований. Но на протяжении 1990-х гг. М. продолжала получать займы и гранты от соседних КНР и Индии, гумани­тарную помощь и гранты от Японии для списания долгов этой стране. После принятия Закона об ино­странных инвестициях в 1988 общая сумма прямых иностранных инвестиций, утверждённых к 2000, составила 7,247 млрд долл. США. Основные потоки инвестиций шли из стран-участниц АСЕАН, 78% инвестиций приходилось на проекты нефтегазовой и обрабатывающей промышленности, строительст­во отелей и развитие туристической инфраструкту­ры. Жёсткая позиция США по отношению к воен­ному режиму М. выразилась во введении санкций в апреле 1997. Были запрещены новые инвестиции со стороны США, 20 штатов на местном уровне при­няли решение о запрете деятельности американ­ских компаний на территории М. Санкции поддер­жали страны ЕС. Военный режим обвинялся в на­рушении прав человека, в использовании подне­вольного труда, наркоторговле. Повторные эконо­мические санкции были приняты конгрессом США в июле 2003 с целью добиться освобождения лиде­ра оппозиции Аун Сан Су Чжи. Санкции включают замораживание всех счетов военной хунты М. в банках США и отказ от импорта в США товаров из М. сроком на 3 года.

В ответ на санкции в августе 2003 военные власти М. запретили долларовые расчёты во внешнеторговых операциях. Торговые операции будут осуществляться в евро, японских иенах и сингапурских долларах.

На фоне ужесточавшейся международной изоля­ции происходило дальнейшее сближение М. с КНР. Отношения с РФ всегда носили и носят дружествен­ный характер.