Страны мира

Мьянма: Наука и культура

Финансирование системы образования осуще­ствляется за счёт государственного бюджета. На­чальное образование (5—9 лет) является бесплат­ным, обязательным. В 2000 школы посещали 91% детей соответствующего возраста. Среднее (10—13 лет) — бесплатное, необязательное, посещали 23% детей. Платные повышенные средние школы (14— 19 лет) посещали 5%. Для подготовки специалистов средней квалификации для различных отраслей хо­зяйства по всей стране существуют профессиональ­но-технические и средние специальные учебные за­ведения, иногда на базе средних школ. В систему высшего образования входят вузы академического образования — университеты и институты (17) и отраслевые вузы университетского уровня (14). В 1997 в первых обучалось 341 тыс. студентов, во вто­рых 14 тыс. Обучение платное для 80% студентов. Ведущим вузом является Рангунский университет

(14 тыс. студентов). В административных и нацио­нальных областях открыты 12 колледжей с двухго­дичным образованием (50 тыс. чел.). При универси­тетах существует заочное обучение и аспирантура. Научные исследования в области естественных и технических наук ведутся в Рангунском, Мандалайском и Дагонском университетах, в НИИ сельского хозяйства, Департаменте медицинских научных ис­следований. В области общественных и гуманитар­ных наук — в университетах, Археологическом де­партаменте, в Исторической комиссии М., в Цент­ральной статистической организации, Националь­ной библиотеке.

Культура М. сложилась под влиянием двух крупнейших мировых цивилизаций — Индии и Ки­тая и буддизма тхеравада. Буддизм является обра­зом жизни, он оказал влияние на литературу и ис­кусство. Истоки традиционной литературы лежат в фольклоре и литературе буддийского канона. До наших дней сохранились ок. 3 тыс. храмов и пагод в древней столице Пагане, к паганскому периоду от­носится зарождение письменной литературы. М. знаменита своими золотыми и белыми пагодами, которые являются неотъемлемой частью пейзажа, наиболее известна пагода Шведагон в Янгоне. М. — одно из немногих государств в мире, которому уда­лось сохранить свою самобытность и националь­ную культуру.