Страны мира

Намибия: История

Коренным населением Н. были бушмены и готтен­тоты. В 16—18 вв. с севера шли волны миграции пле­мён банту. С кон. 1870-х гг. начинается захват земли европейцами, в результате которого район Уолфиш-Бей стал английским владением (1878), а остальная часть Н. — германским протекторатом Юго-Западная Африка (ЮЗА, 1890). В 1-ю мировую войну Н. была оккупирована войсками Южно-Африканского Союза (ЮАС). В 1920 он получил мандат Лиги Наций на уп­равление бывшим германским владением. Колони­альный период отмечен неоднократными выступле­ниями коренного населения против иностранного господства, которые жестоко подавлялись. Особенно безжалостной была расправа над племенами гереро и нама в 1904—07.

С переходом ЮЗА под власть ЮАС в стране была узаконена система расовой сегрегации, а с 1948 её крайне жёсткая форма — апартеид.

В 1950-х гг. возникают первые политические ор­ганизации африканского населения. Наиболее зна­чительная из них — созданный в 1957 Народный конгресс Овамболенда; преобразован в Народную организацию Юго-Западной Африки (СВАПО), ко­торая возглавила борьбу за свержение колониально­го ига. В 1966 ООН отменила мандат ЮАР (так стал называться ЮАС) на управление ЮЗА и создала Совет ООН по ЮЗА. В 1968 по решению ООН ЮЗА была переименована в Н. Однако ЮАР отказыва­лась выполнять резолюции ООН, управляя Н. как одной из своих провинций. В этих условиях СВАПО начала в кон. 1960-х гг. вооружённую борьбу за осво­бождение своей страны.

Чтобы подорвать авторитет СВАПО, правитель­ство ЮАР созвало в 1975 в Виндхуке конференцию для обсуждения будущего Н. с представителями кол­лаборационистских организаций («конференция Турнхалле»). На этой конференции ЮАР договори­лась с ними о проведении выборов в Национальную ассамблею с последующим предоставлением Н. неза­висимости. В 1978 на них победил Демократический альянс Турнхалле (ДАТ), из представителей которо­го был сформирован Министерский совет — марио­неточный орган «самоуправления». ООН отказалась признать этот фарс с выборами.

В 1977 пять западных государств во главе с США создали Контактную группу, которая начала переговоры о разрешении намибийского кризиса с правительством ЮАР и СВАПО. Одновременно ООН разработала план предоставления независи­мости с проведением свободных выборов под меж­дународным контролем. Усилия ООН и Контакт­ной группы привели в 1982 к достижению компро­мисса между ЮАР, ДАТ и СВАПО по важнейшим пунктам плана ООН, включая проект Конституции. Однако вскоре ЮАР выдвинула в качестве условия предоставления независимости Н. вывод кубин­ских войск из соседней Анголы. Позиция ЮАР бы­ла поддержана США, которым и принадлежала идея «увязки» проблем Н. и Анголы. Между тем влияние СВАПО росло, на её сторону перешли не­которые организации, входившие в ДАТ, а когда о поддержке СВАПО заявили политические лидеры самого крупного народа — овамбо, ДАТ в 1983 фак­тически распался, а Национальная ассамблея и Ми­нистерский совет были распущены. ЮАР предпри­няла попытку сколотить новый послушный ей по­литический блок, из представителей которого были сформированы новая Национальная ассамблея и «временное правительство», но они не получили поддержки ни в стране, ни за рубежом.

В 1986 наметился сдвиг в дипломатических перего­ворах об увязке проблемы деколонизации Н. с уходом Кубы из Анголы; ЮАР сняла запрет на политическую деятельность СВАПО. В декабре 1988 — июле 1989 был подписан ряд многосторонних документов, ка­сающихся вывода иностранных войск из Анголы и Н. и процедуры предоставления Н. независимости.

В ноябре 1989 г. состоялись первые в истории страны свободные выборы в Конституционное собра­ние. Победу одержала СВАПО, получившая 57,3% го­лосов. ДАТ набрал 28,6%. 21 марта 1990 была провоз­глашена независимость Н. Президентом страны был избран Сэм Нуйома.

Внутриполитическое положение характеризова­лось как тенденцией к примирению сил, боровшихся против оккупационного режима апартеида и сотруд­ничавших с ним, так и острой межпартийной борь­бой. Парламентские и президентские выборы 1994 и 1999 показали, что СВАПО сохранила поддержку большинства населения. Она завоевала большинство мест в парламенте, а Нуйома дважды переизбирался президентом.

Важнейшей социальной проблемой для прави­тельства стала земельная реформа — выкуп государ­ством излишков земли у белых фермеров, захватив­ших при колониальном режиме самые плодородные земли в стране, и распределение её среди безземель­ных крестьян. О реформе было объявлено в нач. 1990-х гг., однако она шла очень медленно, и к 2001 земельные участки получили 35 тыс. африканцев, а 243 тыс. ожидали своей очереди. Некоторые ферме­ры соглашались продать необрабатываемую землю, но установили цену, которая значительно превыша­ла её реальную стоимость. Проблема земельной соб­ственности обострила социальную напряжённость в стране и вызывала острые разногласия внутри СВАПО.

В 1998—99 произошло восстание на северо-восто­ке страны в полосе Каприви, сепаратистское Движе­ние за освобождение Каприви попыталось добиться вооружённым путём отделения этой территории от Н. Восстание было подавлено.

Самым большим достижением правительства в сфере внешней политики стало включение в 1994 в состав Н. порта Уолфиш-Бей. После провозглашения независимости этот единственный глубоководный порт остался под юрисдикцией ЮАР. Претория долго отказывалась включить его в состав независимой Н. на том основании, что он был отдельной английской колонией и не был частью германской ЮЗА.

В 1998 Н. вмешалась во внутриполитический конфликт в Демократической Республике Конго. Она послала 2000 солдат в ДРК на помощь прези­денту Кабиле. Когда известие о погибших намибий­ских солдатах достигло страны, действия Нуйомы вызвали острую критику и выход из правящей пар­тии некоторых руководителей.