Страны мира

Непал: Государственное устройство и политическая система

Н. — многонациональная, многоязыковая, демо­кратическая, независимая, неделимая, суверенная, индуистская конституционная монархия. Действует Конституция 1990.
В административном отношении разделён на 5 ре­гионов развития (Восточный, Центральный, Запад­ный, Средне-Западный и Дальне-Западный), кото­рые, в свою очередь, подразделяются на 14 зон (анчол): Багмати, Бхери, Дхавалагири, Гандаки, Джанак-пур, Карнали, Коси, Лумбини, Махакали, Мечи, На-райани, Рапти, Сагарматха, Сети, а они делятся на 75 дистриктов.

Наиболее крупные города (2001, тыс. чел.): Катман­ду, Биратнагар (167), Лалитпур (163), Покхара (156), Биргандж (112).

Форма правления — конституционная монархия. Король является главой государства и главнокоман­дующим Вооружёнными силами. Может вводить чрезвычайное положение в стране и брать всю полно­ту власти в свои руки (правда, палата представителей наделяется правом отмены чрезвычайного положения 2/3 голосов). Критика действий короля, королевы и наследника не допускается. На короля нельзя подать в суд. Он официально провозглашён символом един­ства непальской нации. Его доходы и собственность не облагаются никакими налогами.

Двухпалатная модель парламента, высшего органа законодательной власти: высшая палата (Националь­ное собрание) состоит из 60 членов, нижняя палата (палата представителей) — из 205. 35 членов высшей палаты избираются нижней палатой, 15 представляют регионы, 10 назначаются королём. Выборы в нижнюю палату осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосо­вании. Право голоса предоставляется всем гражда­нам, достигшим 18 лет. Глава высшей палаты — пред­седатель, нижней — спикер, чьи полномочия весьма ограничены. Законы должны быть приняты обеими палатами (за исключением финансовых законов, ко­торые рассматриваются только нижней палатой). Все законодательные акты по финансам, налогообложе­нию, бюджету, деятельности армии и полиции требу­ют одобрения короля. Срок полномочий членов верх­ней палаты — 6 лет, нижней — 5.

Исполнительная власть делится между королём и правительством (Советом министров), подотчётным палате представителей. Премьер-министром назнача­ется лидер партии, получившей большинство мест на выборах (он должен являться членом нижней пала­ты). При отсутствии абсолютного большинства на­значается лидер партии, который сможет обеспечить себе поддержку парламентариев. Король по рекомен­дации премьер-министра назначает министров, как правило, из числа депутатов парламента.

Декларируется независимость трёхъярусной су­дебной власти, состоящей из Верховного суда, апел­ляционных и дистриктных судов.

Существует 75 комитетов развития дистриктов, 58 муниципалитетов и 3913 комитетов развития дере­вень, действующих как законодательные и исполни­тельные органы. В муниципалитеты и комитеты раз­вития деревень выборы прямые, а их члены выбирают комитеты развития дистриктов. В соответствии с по­литикой децентрализации местные органы обладают многими правами и обязанностями (так, они отвеча­ют за начальное образование, здравоохранение, про­граммы сельскохозяйственного развития, ирригацию и т.д.). Большинство комитетов, не имея достаточной финансовой базы, зависят от грантов центрального правительства.

Действует многопартийная система. Конституция запрещает деятельность политических организаций, призывающих к введению однопартийной системы. На последних выборах основного успеха добились НК, занимающий центристские позиции (1999 — 37,3% голосов, 111 мест, 1994 — 83 места) и НКП (ОМЛ), получившая в 1999 31,6% голосов и 71 место (в 1994 — 88 мест). Третье место занимает консерва­тивная Национальная демократическая партия во главе с С.Б. Тхапой (1999 — 10,4% голосов и 11 мест, 1994 — 20 мест). Существуют десятки левых и цент­ристских партий, много партий, основанных по этни­ческому принципу. В 2002 парламент был распущен до новых выборов.

Основная организация деловых кругов — Федера­ция торговых и промышленных палат Н., объединяю­щая сотни палат и компаний разного уровня. Н. — член Международной торговой палаты, Азиатско-Тихооке­анской торговой и промышленной палаты, торговых и промышленных палат стран — членов СААРК. Суще­ствуют сотни общественных организаций, которые особенно активны в области защиты прав человека, окружающей среды и в сфере здравоохранения. Дей­ствует много международных неправительственных организаций.

В сфере внешней политики для Н., расположенно­го между Индией и Китаем, главную роль всегда игра­ли отношения с ними. Н. был вынужден балансировать между своими соседями, происходили постоян­ные подъёмы и спады в двусторонних отношениях. Культурно-идеологическая близость Индии и Н. спо­собствует существованию исключительно тесных вза­имосвязей между двумя странами. Одновременно это часто приводит к некоторым осложнениям. Более ровные отношения Н. поддерживает с Китаем. Н. — член — основатель Движения неприсоединения и уча­стник всех конференций неприсоединившихся стран. Значительная роль отводится деятельности СААРК. Как одно из наиболее бедных азиатских государств, Н. заинтересован в получении безвозмездной помощи от развитых стран. Его главными донорами, помимо соседей, являются Япония и США.

Вооружённые силы состоят практически полностью из Сухопутных войск. Общая численность — 50 тыс. (рост в 2 раза по сравнению с 1985). Расходы на обо­рону (50 млн долл. США, 2001) не увеличиваются в относительном отношении и составляли 0,9% ВВП в 1990 и 2000. Основной единицей армии являются бригады. Н. активно участвует в операциях ООН по поддержанию мира с 1958. 40 тыс. солдат приняли с тех пор участие в 28 операциях. В британской армии продолжают служить гуркхи.

Н. имеет дипломатические отношения с РФ (уста­новлены с СССР в 1956).