Страны мира

Непал: Наука и культура

В 2000 насчитывалось более 4,9 млн учеников (бо­лее 43% — девочки), на которых приходилось более 140 тыс. учителей (половина — с квалификацией пе­дагога). Существует 5 высших учебных заведений. Самым крупным (ок. 6 тыс. преподавателей, более 140 тыс. студентов, из которых более 60 тыс. учатся на двухлетних курсах) и старейшим (1959) является Университет им. Трибхувана. 14% студентов Н. изу­чают точные и естественные науки.

Королевская Непальская академия науки и техно­логии (создана в 1982) является основным академи­ческим центром по исследованиям в области точных и естественных наук. Королевская академия Н. (осно­вана в 1957) курирует культуру, искусство, языкозна­ние, историю, литературу. Важнейшими научными центрами являются университеты Н.

Искусство Н. в основном было связано с религиоз­ной тематикой. Сохранились древнейшие ступы Бодхнатх и Сваямбхунатх (около Катманду), постро­енные в 3 в. до н.э. (позднее перестраивались). Их на­иболее характерная деталь — «глаза Будды», смотря­щие на все четыре стороны света (на уровне бровей расположен «третий глаз»). Огромное распростране­ние получили пагоды (некоторые эксперты полагают, что пагоды появились именно в Н.). Часть храмов за­вершается «шикхарой». В 15—18 вв. в Н. возводились храмы, в которых причудливо сочетались черты ин­дийского и китайского искусства. Знаменит комплекс индуистских храмов Пашупатинатх в Катманду (строительство началось в 13 в.). Только в долине Катманду (включена ЮНЕСКО в список мест миро­вого культурного значения) сохранилось более 2500 крупных храмов и монументов. Из светских построек наибольший интерес вызывают «Дворец 55 окон» (Бхактапур, конец 17 в.) и дворец Сингха Дарбар в Катманду (начало 20 в.). Непальские памятники, осо­бенно периода 16—18 вв., отличает необыкновенно искусная резьба по дереву.

Осталось много образцов старинной скульптуры (с 1 в.), близкой к индийскому искусству. Первона­чально они, как правило, делались из камня. После 9 в. появляется всё больше бронзовых фигур, обычно изображающих богов и героев. Многие работы выполнены в стиле тантрической школы. Большинство ста­туэток покрыто нежно-красноватой патиной. Средне­вековое искусство достигло расцвета в 15—18 вв., ког­да бронзовая скульптура, почти полностью вытеснив­шая каменную, становится ещё более совершенной. Существуют и прекрасные образцы каменной скульп­туры 17—18 вв.

Самые ранние сохранившиеся произведения жи­вописи датируются 10—11 вв. (миниатюры рукопи­сей). В средневековой живописи заметно воздействие индийской (раджпутской и монгольской) и тибетской школ (танка). Она также достигает расцвета к концу правления династии Малла. Для современной живо­писи, как правило, характерны подражания европей­ским и индийским школам.

До 15 в. литература (религиозные тексты) созда­валась на санскрите. В долине Катманду в годы правления династии Малла начинает развиваться светская литература, прежде всего поэзия и драма­тургия. После объединения Н. появляется литера­тура на непальском языке, зато постепенно исчеза­ют произведения на неварском. Поэзия Бханубхакты Ачарии (1812—68) и сочинения Мотирама Бхатты (1866—96) сыграли большую роль в становле­нии непальской литературы. В 20 в. наиболее зна­чимыми литературными явлениями были поэзия Л.П. Девкоты (1909—59), Лекхнатха Поудьяла (1884—1965), Сиддхичарана Шрестхи (1912—92), Мадхава Гхиммире (род. 1919), драматургия Бала Кришна «Самы» (Шамшер Джанг Бахадур Рана) (1902—81), проза Б.П. Коиралы (1914—82), первого премьер-министра, пришедшего к власти после де­мократических выборов. С нач. 20 в. вновь развива­ется неварская литература.