Страны мира

Нидерланды: Государственное устройство и политическая система

Нидерланды — конституционная монархия с парламентской системой управления. Первая Конституция была принята в 1814. Ныне действует Конституция 1983, заменившая Основной закон от 1848.

В административном отношении Н. делятся на 12 провинций, сложившихся исторически, а провинции — на 635 коммун. Официальной столицей считается Ам­стердам, но правительство, парламент, иностранные представительства имеют постоянную резиденцию в Гааге. Другие крупные города: Роттердам (592 тыс.чел.), Утрехт (233 тыс.), Эйндховен и Тилбург (по 200 тыс.чел.).

В соответствии с Конституцией законодательная власть принадлежит монарху (с 1980 — королева Беатрикс) и парламенту, который носит название Генераль­ные штаты. Монарх назначает главу исполнительной власти — премьер-министра — лидера партии, получившей большинство мест на парламентских выборах, и по его представлению — других членов кабинета. Он при­нимает также отставку кабинета, открывает ежегодные парламентские сессии, назначает высших должностных лиц регионального и местного уровней — Верховных ко­миссаров провинций и бургомистров коммун. Мо­нарх — глава Государственного совета, консультативно­го органа, дающего кабинету рекомендации по админис­тративным вопросам и в области законодательства. Вме­сте с тем права монарха ограничены Конституцией. Так, правомочие роспуска парламента может быть реализо­вано только с согласия самого парламента. Он же санк­ционирует и деятельность монарха во внешнеполитиче­ской сфере (объявление войны, заключение договоров).

Парламент состоит из Первой и Второй палат. Правом законодательной инициативы обладает Вто­рая палата, состоящая из 150 членов. В выборах в неё участвуют все граждане в возрасте от 18 лет. Депута­ты избираются на основе мажоритарной системы прямым, всеобщим, равным и тайным голосованием. Срок легислатуры — 4 года. Последние по времени выборы во Вторую палату состоялись в 2003. По их результатам депутатские мандаты распределились так: ХДП 44, ПТ 42, НПСД 28, Социалистическая партия 9, Список Пима Фортёйна (СПФ) 8, «Зе­лёные» 8, Д-66 6, прочие 5. Председатель Второй па­латы избирается на срок легислатуры. С 2003 этот пост занимает Ф. Вейсглас (НПСД).

Первая палата обладает правом отлагательного ве­то по отношению к законам, принимаемым Второй палатой. Выборы в Первую палату осуществляются парламентами провинций — провинциальными шта­тами — на основе пропорционального представитель­ства на срок 4 года. В этой палате 75 депутатов. Она имеет следующий состав: ХДП 20 мандатов, НПСД 19, ПТ 15, «Зелёные» 8, Д-66 4, прочие 9.

Исполнительная власть осуществляется кабине­том во главе с премьер-министром, который форми­рует правительство, руководит его деятельностью и несёт за неё ответственность. Премьер-министр обеспечивает выполнение законов, отвечает за обо­роноспособность страны, представляет Н. на между­народной арене. Премьер-министр ответственен пе­ред парламентом. Обычный срок деятельности кабинета — 4 года. С 2003 пост премьер-министра за­нимает Ян Петер Балкененде (ХДП).

Власть на региональном уровне осуществляется Советом провинции, избираемым на базе пропорцио­нального представительства и осуществляющим в масштабах подведомственной административной тер­ритории законодательные функции. Из состава Сове­та провинции избирается Исполнительный комитет. Во главе обоих этих органов находится Верховный комиссар провинции. По аналогичному принципу ор­ганизовано управление в коммунах. Представителей муниципальных советов избирают жители прямым голосованием, из их состава выдвигается муници­пальный исполнительный комитет. Их возглавляет бургомистр, также назначаемый королевским указом.

Партийно-политическая система Н. характеризу­ется высокой степенью стабильности и консенсуса. Крупных партий насчитывается 16; 7 из них в послед­ние 20 лет были хотя бы раз представлены в парла­менте. Наиболее заметную роль в политической жиз­ни играют 4 партии. Это правоцентристский ХДП (89 000 членов, лидер Я.П.Балкененде), либеральная НПСД (50 000 членов, лидер Г.Залм); социал-демо­кратическая ПТ (58 000 членов, лидер В.Бос), а также принадлежащие к левому центру Демократы-66 (12 500 членов, лидер Т.де Грааф).

Особенность Н. — постоянное отсутствие у какой-либо одной партии абсолютного парламентского боль­шинства, обусловливающее создание коалиционных

правительств. Они включают обычно 2, реже 3 партии. Между 1982—2002 у власти находились следующие ко­алиции: ХДП-НПСД: 1982—86 и 1986—89; ХДП-ПТ 1989—94; ПТ-НПСД-Д-66 1994—98 и 1998—2002; ХДП-НПСД-СПФ 2002—03. Парламентский кризис 2002, вызванный внутренними разногласиями в пар­тии СПФ, обусловил внеочередные парламентские вы­боры (янв. 2003), в ходе которых СПФ потерпел пол­ное поражение. Коалиционное правительство создано в мае 2003 из представителей ХДП, НПСД и Д-66.

Партии, составляющие коалиции, далеко не всегда близки друг другу по политической ориентации. Но на­циональная традиция консенсуса, умение уважать раз­ные интересы и увязывать их в переговорном процессе, каким бы трудным он ни был, позволяли создавать ус­тойчивые и работоспособные правительства формаль­но далёким друг от друга демохристианам и социал-де­мократам и тем более социал-демократам и либералам. На этом традиционно спокойном политическом и соци­ально-экономическом фоне неожиданностью явился быстрый и очевидный успех немногочисленной крайне правой партии СПФ, получившей в марте 2002 более 1/3 мест в муниципальном совете Роттердама и 2 места на выборах в парламент. Основной пункт программы «фортёйновцев» — сокращение иммиграции и борьба с преступностью, по их мнению, тесно связанной с прито­ком в страну представителей других цивилизаций, которые не могут приспособиться к голландской куль­турной и экономической реальности.

Как и повсеместно в Западной Европе, в Н. суще­ствуют большие сложности адаптации иммигрантов. Но острота этой проблемы и отсутствие должного внимания к ней со стороны традиционных партий — лишь один из факторов протестного голосования, яв­ным выражением которого в 2002 стали победы СПФ. Главную роль здесь, как ни парадоксально, сыграла прочность политического консенсуса: в глазах изби­рателя традиционные партии с их примерно одинако­выми курсами и отсутствием ярких фигур среди лиде­ров почти не отличаются друг от друга по идеологии и по социально-экономической практике.

Важный элемент голландской общественной струк­туры — предпринимательские ассоциации. В Н. их 4; крупнейшая — Союз нидерландских промышленников и работодателей (СНПР), в рамках которого в нач. 1990-х гг. слились светский Союз предпринимателей (СНП) и Объединение христианских предпринимате­лей Н. (ОХПН). Входящие в СНПР 150 предпринима­тельских объединений — более 25 тыс. компаний — ох­ватывают практически всю национальную экономику. СНПР находится в центре выработки государственных решений по всем основным вопросам экономической и социальной жизни, непосредственно участвует в за­ключении коллективных договоров, регулирующих ве­личину и движение заработной платы, что для гол­ландской промышленности, специализированной на трудоёмких отраслях, имеет принципиальное значе­ние. Помимо СНПР, действуют Нидерландская сель­скохозяйственная организация (65 тыс.членов), Ни­дерландское торгово-промышленное сообщество (7 тыс.членов) и Нидерландское объединение производи­телей электронных и радиотоваров (700 членов).

Ведущую роль в голландском профсоюзном дви­жении играет Объединение нидерландских профсою­зов (ОНП, образовалось в 1975 при слиянии близкой к социал-демократам Федерации нидерландских профсоюзов и ориентированного на демохристиан Нидерландского объединения католических профсо­юзов). ОНП — самая большая организация трудя­щихся, включает 17 ассоциаций, 1,2 млн членов. Вто­рое по значению — Нидерландское национальное объ­единение профсоюзов, 11 ассоциаций, 359 тыс.членов. Свой профсоюз есть у «белых воротничков» — Орга­низация менеджеров среднего и высшего звена, 150 ассоциаций, 25 тыс.членов.

Консенсус, прагматизм и исключительная терпи­мость голландцев постоянно проявляются во внутри­политическом курсе голландских правительств, в т.ч. и в последнее двадцатилетие. Н. первыми на континенте восприняли идеи неолиберализма, перешли к практике тэтчеризма и рейганомики. Они также одними из пер­вых отменили смертную казнь, приняли эффективные либеральные законы в области борьбы с наркоманией. В 2001 голландский парламент первым в Европе прого­лосовал за закон, разрешающий эвтаназию.

Внешняя политика Н. традиционно отражает их ин­тересы как торговой нации. Отсюда — стремление к поддержанию дружественных отношений со всеми странами, которые придерживаются миролюбивой по­литики и участвуют в мирохозяйственных связях. Н. — одна из стран — основательниц ЕС; Н. неизменно вы­ступают за расширение и углубление процесса евро­пейской интеграции (так, переход к евро поддержали 77% населения — высший показатель в ЕС). Н. прово­дят активную политику помощи развивающимся стра­нам: на официальную помощь развитию в 2002 было направлено 0,7% ВВП (в среднем по ЕС — 0,33%). В международных экономических организациях Н. — активный сторонник либерализации мировой торгов­ли и инвестиционного процесса. В рамках НАТО Н.

следуют в фарватере англо-американского курса, что отразилось, в частности, на их положительном отноше­нии к войне с Ираком (2003).

Вооружённые силы Н. (51,940 тыс. чел.) состоят из сухопутной армии, ВМФ (12,340 тыс. чел.) и ВВС (11,300 тыс. чел.). С 1996 служба осуществляется на кон­трактной основе. В 1995 были созданы объединённые немецко-голландские ВВС (28 тыс.чел.); в 1996 оперативные соединения Королевского Военно-морского флота были объединены с бельгийскими под общим ко­мандованием военно-морского министра Бенилюкса.

Бюджетные затраты на нужды национальной оборо­ны 1,6% ВВП, в т.ч. 48% — затраты на персонал, 25% — на вооружения.

Н. — довольно крупный (по масштабам малой страны) производитель обычных вооружений, кото­рые используются в странах НАТО, а также экспорти­руются в Латинскую Америку и на Ближний Востоколо Доля Н. в мировой торговле оружием в 1997—2001 со­ставляла в среднем 4,3%.

Н. имеют дипломатические отношения с РФ (ус­тановлены с СССР 10 июля 1942).