Страны мира

Норвегия: Государственное устройство и политическая система

Норвегия — конституционная монархия. Глава государ­ства — король. Королевский дом — династия Шлезвиг-Гольштейн-Зогденбург-Глюксбург: Харальд V, король Н. (с 17 января 1991), родился 21 февраля 1937; Соня, королева Н. (4 июля 1937); Хокон, крон­принц Н. (20 июля 1973) и принцесса Марта-Луиза (22 сентября 1971). Король Н. Харальд V постановил, что принцесса Марта-Луиза после 1 февраля 2002 потеряла свой титул и все связанные с ним при­вилегии после замужества и её решения продолжать работу в собственной компании Prinsesse Martha Louises Kulturformidling.

В административном отношении страна делится на 20 областей (фюльке), в их числе и крупнейшие го­рода Осло и Берген.

Согласно действующей Конституции (17 мая 1814) с последующими изменениями престолонасле­дие передаётся по прямой линии независимо от пола. У короля Н. сохранились формально достаточно ши­рокие полномочия. Он назначает и смещает премьер-министра, утверждает законы, объявляет войну и за­ключает мир, является верховным главнокомандую­щим Вооружёнными силами и главой государствен­ной церкви.

Законодательная власть осуществляется стортин­гом (165 депутатов), избираемым всеобщим равным и тайным голосованием по пропорциональной системе сроком на 4 года. На первой сессии стортинга депута­ты избирают из своего состава 1/4 депутатов, образующих лагтинг, в качестве высшего совещательного органа, остальные составляют одельстинг. Исполни­тельная власть формально принадлежит королю, ко­торый назначает Государственный совет (правитель­ство), формируемый, как правило, из партий парла­ментского большинства. Вся полнота исполнитель­ной власти на практике принадлежит правительству, возглавляемому премьер-министром.

Управление в фюльке (провинциях) осуществляет назначаемый королём фюлькесман (губернатор), при нём имеется фюлькестинг (областной совет), состоя­щий из председателей советов сельских и городских коммун. В каждой коммуне имеется выборный орган местного самоуправления — собрание представителей.

Судебную систему Н. образуют суды первой и вто­рой инстанций и Верховный суд — высший орган су­дебной власти; все судьи назначаются королём.

Избирательным правом пользуются граждане, до­стигшие 18 лет и проживающие в стране не менее 5 лет.

Важная особенность внутриполитической жизни Н. — установление своеобразного баланса между со­циальными и политическими силами страны. Спе­цифическому социально-классовому согласию соот­ветствовала действующая т. н. двухполюсная пар­тийно-политическая система, которая подвергается эрозии в последнее время. На одном полюсе нахо­дятся социал-реформистская Норвежская рабочая партия (НРП — с 1887) (Det Norske Arbeiderparti, входит в Социнтерн) и левые социалисты (Социа­листическая народная партия — Sosialistiske Folkeparti, основана в 1961); на другом — все право­центристские буржуазные партии: Хёйре (Hoyre — с 1885) — консерваторы, первая политическая партия страны — Венстре (Venstre — с 1884) — либералы, клерикальная Христианско-народная партия (ХНП — Kristelig Folkeparti, основана в 1933) и Партия Цен­тра (Senterpartiet, до 1959 именовалась Крестьян­ской партией, с мая и до конца 1959 — Норвежской демократической партией, основана в 1920). При таком балансе сил существенное влияние оказы­вает популистская Партия Прогресса (ПП — Fremskrittspartiet — основана в 1973), с которой по­ка отказываются сотрудничать как левые, так и пра­вые партии.

Между правоцентристскими партиями в целом и социал-демократами не было непримиримых проти­воречий. Фактически сложилась и функционирует корпоративная система принятия решений, причём роль координатора в этой структуре (государство — профсоюзы — предприниматели) взяли на себя пред­ставители властей, которые проводят курс «социаль­ного партнёрства»: заключение коллективных догово­ров о заработной плате и других условий труда, дея­тельности трудовых судов, улаживании трудовых конфликтов. Ведущими звеньями системы парт­нёрства являются, с одной стороны, объединения предпринимателей, а с другой (с 1899 общенацио­нальное) — Центральное объединение профсоюзов Н. (ЦОПН). Система сотрудничества между бизнесом и государством дополняется также неформальными связями.

В централизованной структуре предприниматель­ских союзов главную роль играет Конфедерация нор­вежских предпринимателей (200 тыс. чел.), а доми­нирующим влиянием пользуются Союз судовладель­цев, Промышленный союз, Союз сельских хозяев-производителей. В ЦОПН представлены св. 40 отрас­левых профсоюзов (700 тыс. членов), а в Конфедера­ции норвежских государственных служащих (30 от­раслевых союзов, даже уникальный профсоюз пенси­онеров) насчитывается 120 тыс. членов. Влиятельны: Кооперативное объединение (основано в 1906, 0,5 млн пайщиков), Союз квартиросъёмщиков (1939), Рабо­чий просветительный союз (1931) и Рабочий союз молодёжи (1903).

Основные условия продажи рабочей силы выра­батываются раз в 2 года на переговорах между КНП и ЦОПН в виде рамочных и общих договоров. Пер-

вое базовое соглашение было заключено ещё в 1935 и до сих пор служит в качестве образцового «трудо­вого кодекса».

В 1960-х — нач. 70-х гг. развернулась острая вне­парламентская борьба вокруг проблемы членства Н. в «Общем рынке», её главным итогом стал отказ от вступления в организацию. Референдум 1972 по это­му вопросу нанёс своеобразную «травму» норвежской партийно-политической системе. На референдуме 1994 противникам членства страны в ЕС удалось до­биться своей повторной победы.

Доминирование НРП в норвежской политике со­шло на нет в кон. 1980 — нач. 90-х гг. По итогам по­следних очередных выборов (10 сентября 2001) сло­жилось следующее соотношение сил: НРП 24,3% го­лосов (43 депутатских места), Хёйре 21,2% (38), Пар­тия Прогресса 14,6% (26), СЛП 12,5% (23), ХНП 12,4% (22), ПЦ 5,6% (10), Венстре 3,9% (2) и Партия Побережья 1,7% (1). На их основе было сформиро­вано второе коалиционное правоцентристское пра­вительство (Хёйре, ХНП, ПЦ, Венстре) во главе с Х.-М. Бунневиком. Среди партийно-политических сил по-прежнему борьба ведётся в основном вокруг сокращения налоговых ставок, роли государства и со­циальных льгот. В последнее время общественные движения борются против отрицательных последст­вий глобализации, нарушающих традиционные устои.

После окончания «холодной войны» и перехода к постбиполярной системе углубилось участие Н. в процессах мировой интернационализации и регио­нальной интеграции. Прежде доминировавшее «ат­лантическое» направление внешней политики утра­тило определяющую роль. Норвежская политика — «базовая» и «атомная», которая декларировала отказ от размещения иностранных войск и ядерного ору­жия на территории страны в мирное время, сейчас снята с политической повестки властями. Эрозия «атлантизма» связана с изменением стратегической роли страны и сокращением военных усилий Н. в НАТО. Значение норвежской инфраструктуры для американской стратегии и НАТО в целом сократи­лось. Однако руководство страны стремится при лю­бых условиях сохранить «особые» норвежско-аме­риканские отношения.

Растущую роль играет «европейское» направле­ние. Несмотря на вынужденный отказ от вступления страны в ЕС и возникшие в связи с этим определён­ные затруднения в отношениях с основными союзни­ками в Европе, Н. активно развивает сотрудничество с ЕС. В 1973 заключено соглашение о свободной торговле промышленными товарами, в 1994 — соглаше­ние о Европейском экономическом пространстве. В рамках механизма европейского политического со­трудничества Н., опираясь на свой нефтяной фактор, эффективно обеспечивает национально-государст­венные интересы, хотя и не принимает участия в про­цессе принятия решений ЕС.

Сохраняет своё значение «северное» направление, которое страна реализует через Северный Совет. В 1990-х гг. сотрудничество стран Севера осуществля­лось в основном с государствами Балтии и в рамках программы «северного измерения» ЕС.

Н. — одна из стран — основательниц ООН. Норве­жец Трюгве Ли был избран её первым генеральным секретарём. Осло рассматривает ООН в качестве главного органа по поддержанию международного правопорядка и системы международной безопаснос­ти. Норвежская дипломатия сыграла важную посред­ническую роль в урегулировании конфликтов между ООП и Израилем, в Гондурасе и Шри Ланке. Н. зани­мает конструктивную позицию по проблемам разви­тия стран «третьего мира», она среди немногих разви­тых стран, которые предоставляют 1% ВНП в виде по­мощи развивающимся странам.

Вооружённые силы Н. находятся в процессе реор­ганизации, состоят из Сухопутных войск — СВ, ВВС, ВМС и хеймверна (национальная гвардия). Числен­ность постоянного состава 27 тыс. чел. и 220 тыс. чел. в резерве. Военные расходы 3,2 млрд долл. США, 2,1% ВВП (2002). Хотя комплектование ВС на основе зако­на о всеобщей воинской повинности (призывной воз­раст 20 лет) сохраняется, из ежегодного призывного контингента в 27 тыс. чел. только 10 тыс. призывается на действительную службу (срок 12 мес.).

Руководство, которое осуществляет главнокоман­дующий через объединённый штаб и управление ге­неральных инспекторов видов Вооружённых сил, претерпевает изменения в сторону усиления роли районов территориальной обороны.

Н. имеет дипломатические отношения с РФ. В сентябре 1921 Н. признала Советскую Россию де-факто, а в феврале 1924 признала СССР де-юре. Вза­имоотношения между Н. и Россией существуют с дав­них времен, они никогда не находились в состоянии войны. В 1905 Россия первой из великих держав при­знала независимость Н. В России с благодарностью вспоминают Ф. Нансена, организатора международ­ной кампании помощи голодающим в 1921—23. Яр­кой страницей в истории отношений является боевое братство в годы 2-й мировой войны.

В годы «холодной войны» советско-норвежские отношения переживали трудный период. В ноябре 1955 состоялся официальный визит в СССР премьер-министра Э. Герхардсена, а в 1964 Н.С. Хрущёва и в 1971 Л.И. Брежнева в Осло. В 1970—80-х гг. было подписано 60 межгосударственных и межправитель­ственных соглашений и договоров. Отдельной стра­ницей стала встреча 5 декабря 1986 М.С. Горбачёва с премьер-министром Гру Харлем Брундтланд (НРП).

С образованием РФ возобновились продуктивные связи в различных областях. Кульминацией контак­тов стали визиты президента Б. Ельцина в Осло в 1996 и короля Н. в Москву в мае 1998. Важным собы­тием стал официальный визит в Осло президента РФ В. Путина (ноябрь 2002), по итогам его переговоров с премьер-министром Хьелем Магне Бунневиком было подписано Совместное заявление, в котором стороны договорились о расширении сотрудничества в север­ном регионе.

Между заинтересованными ведомствами СССР, а позже РФ и Н. на протяжении 30 лет проводятся консультации по урегулированию вопросов делими­тации — разграничения Баренцева моря, которые ох­ватывают 155 тыс. км2, и закрепления разделительной линии протяжённостью 1700 км. Благодаря взаим­ным уступкам и компромиссам к нач. 2003 дискуссия идёт примерно о 5% спорной акватории и шельфа.