Страны мира

Новая Зеландия: Экономика

Н.З. входит в число наиболее экономически раз­витых стран. ВВП на душу населения ок. 20 тыс. долл. США (по паритету покупательной способнос­ти валюты, 2002). Темпы прироста ВВП невысоки (1—3% в год), но достаточно устойчивы. Большая часть населения занята в сфере услуг: 27% — в ком­мунальных, социальных и личных услугах, св. 21% — в торговле, ресторанном и гостиничном бизнесе, ок. 11% — в деловых и финансовых услугах, ок. 18% — в обрабатывающей промышленности, ок. 10% — в сельском хозяйстве, лесоводстве и рыболовстве (от­носительно высокая доля для развитой страны, что свидетельствует о роли этих отраслей в экономике), примерно по 6% — в строительстве и в транспорте и связи. Безработица в 1990-х гг. — 7—11% (среди ма­ори — св. 20%), в нач. 21 в. — чуть более 5%. Инфля­ция — в пределах 2—3% в год.

Особенность экономики — важная роль высоко­развитого сельского хозяйства, ориентированного на экспорт. Главная отрасль — животноводство (овце­водство и разведение мясо-молочного скота). Если молочная отрасль и производство говядины находят­ся в конкурентоспособном состоянии и продолжают развиваться, то поголовье овец в 1990-е гг. значитель­но сократилось из-за проблем сбыта шерсти (и бара­нины) на мировых рынках. В растениеводстве возде-лываются в основном кормовые культуры. Развива­ются рыболовство и рыбопереработка (значительная часть продукции идёт на экспорт). Возрастающим спросом на мировом рынке пользуется новозеланд­ское вино. Весьма развито пчеловодство.

Основные отрасли горнодобывающей промыш­ленности: угольная и газовая, а также нефтедобыча, добыча золота, неминерального сырья (глина, пе­сок и т.п.).

Основные отрасли обрабатывающей промышлен­ности: пищевая, текстильная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, металлургия, машинострое­ние, химия и электроника.

В сфере услуг создаётся большая часть ВВП.

Протяжённость железных (узкоколейных) до­рог — ок. 4 тыс. км, в большей степени используют­ся для грузоперевозок, но есть и пассажирские пере­возки (500 км — электрифицировано). Из 92 тыс. км автодорог св. 53 тыс. км — с твёрдым покрытием, в т.ч. основных шоссейных — ок. 10,5 тыс. км. Авто­парк насчитывает более 2,6 млн автомобилей и авто­бусов. Протяжённость внутренних водных путей — 1,6 тыс. км, но особого хозяйственного значения они практически не имеют. В силу островного положе­ния страны важнейшее значение имеет морской транспорт (до 99% всех внешнеторговых перево­зок). Имеется 13 прекрасно оборудованных морских портов, развит также каботажный флот. Объём вну­тренних авиаперевозок — до 5 млн пассажиров в год, международных — 2,5 млн. Крупнейший междуна­родный аэропорт — Окленд, воздушные суда типа В-747 может принимать и Крайстчерч. Аэропорты в Веллингтоне, Гамильтоне, Данидине, Палмерстон Норте и Квинстауне способны принимать самолёты типа В-737 (осуществляют внутренние и междуна­родные рейсы). Н.З. связана интенсивным воздуш­ным сообщением со всем миром, но прежде всего с Австралией. Является также воротами в мир для многих южнотихоокеанских государств. Существу­ет интенсивное морское и воздушное сообщение между двумя основными островами страны.

Есть также трубопроводный транспорт небольшой протяжённости: 1 тыс. км газопроводов, 160 км нефте-продуктопроводов и 150 км трубопроводов для сжи­женного нефтяного газа. Интенсивно развиваются средства связи и информационные технологии, «при­ближающие» страну к основным мировым центрам. В 2002 в Н.З. число пользователей Интернета превыси­ло 2 млн чел. (чуть более 1/2 населения).

Н.З. — быстрорастущий туристический рынок. Например, в 2000—02 только число южнокорейских туристов увеличилось на 70% — до 100 тыс. в год. Ин-туризм стал крупным источником инвалютных по­ступлений (ок. 6 млрд новозел. долл. в 2002 — на уровне крупнейших статей экспорта страны). В 2002 приток туристов превысил 2 млн чел. (в основном из Австралии, Северной Америки, Великобритании и Восточной Азии).

Внешняя торговля товарами и услугами имеет воз­растающее значение для страны, поскольку объём внутреннего рынка невелик. Товарная экспортная квота превышает 28% (2001). Н.З. входит в число ве­дущих мировых экспортёров молочных продуктов (масло, сыр и т.п.), шерсти, баранины, фруктов (киви, яблоки и т.п.) и т.д. На продукцию сельского хозяйст­ва и пищевой промышленности падает более 50% сто­имости экспорта. Однако возрастает значение про­дукции рыбо и деревоперерабатывающих отраслей, машиностроения. Государство и бизнес прилагают значительные усилия по поиску новых ниш на миро­вых рынках и по диверсификации торговых партнё­ров, особенно с прицелом на Восточную Азию. Три крупнейших экспортных рынка (2001): Австралия (18%), США (15%) и Япония (13%). Доля Великобри­тании — 5% (по сравнению с 25% и более до её вступ­ления в ЕС). Импорт состоит из широкого набора го­товых изделий, необходимых развитой экономике, особенно машин и оборудования, а также топлива, для производства которого для полного обеспечения потребностей страны местных ресурсов недостаточно. В импорте (2001) также лидируют Австралия (22%), США (16%) и Япония (11%).

Серьёзной проблемой остаётся для Н.З. дефицит платёжного баланса по текущим операциям. Его уро­вень — 5—6% ВВП — является самым высоким среди развитых государств — членов ОЭСР.

С 1984 Н.З. начала глубокие либеральные эконо­мические реформы вслед за Великобританией, США и Австралией, пойдя в их осуществлении в некото­рых отношениях дальше своих коллег по англосак­сонскому миру. Были проведены либерализация внешнеэкономических связей и рынка труда, налого­вая реформа, приватизация, впервые принят законо­дательный акт о финансово ответственном правитель­стве (при составлении и принятии государственного бюджета), законодательно установлена полная неза­висимость Резервного (центрального) банка и т.п. Ре­формы с переменным успехом и при острой внутри­политической борьбе проводились вплоть до кон. 1990-х гг., когда к власти на фоне усталости от реформ пришло нынешнее лейбористское правительство, в некоторых аспектах повернувшее социально-эконо­мические реформы вспять (в частности, на рынке тру­да). Однако к сер. 1990-х гг. результаты реформ уже вполне проявили себя, значительно трансформировав «социалистическую экономику при капитализме» (далеко отстававшую по социально-экономической эффективности от популярной «шведской модели»). Страна превратилась по отраслевой структуре эконо­мики из преимущественно аграрной (хотя и развитой в этом отношении) в индустриально-аграрную с высо­ким уровнем современных отраслей сферы услуг. Бы­ло приостановлено падение ВВП на душу населения и наметился его рост. По рейтингу экономической сво­боды Н.З. продолжает занимать место в первой трой­ке среди государств мира.