Страны мира

Панама: Экономика

Своеобразие географического положения П. про­явилось и в структуре её хозяйства, специализирую­щегося ещё с колониальных времён на сфере между­народных услуг, диапазон которых постоянно рас­ширялся. На сферу услуг приходится ок. 80% ВВП, в то время как на сельское хозяйство — 7,1%, на обра­батывающую промышленность — 7,0%, на строи­тельство — 5,0%. Такой тип хозяйства получил опре­деление «транзитная экономика». Её системообразу­ющими элементами являются межокеанский шлюзо­вой канал, ведущая в Западном полушарии зона сво­бодной торговли в г. Колон (ЗСТК), крупный меж­дународный банковский центр, формальный статус П. как крупнейшей с 1994 морской державы мира (феномен «налоговой гавани», или «удобного фла­га») и туризм (с сер. 1990-х гг.).

С момента открытия Панамского канала 15 авгус­та 1914 было зарегистрировано св. 850 тыс. проходов через канал, ежегодно канал пересекают ок. 13 тыс. судов, а пошлины за проход кораблей составляют примерно 600 млн бальбоа, т.е. ок. 6% ВВП. Объём импортно-реэкспортных операций в ЗСТК в 2001 был равен 10,16 млрд бальбоа, а число действующих здесь компаний приближается к 2 тыс. Главными партнёрами зоны (по импорту) являются страны Азии (Сянган, Тайвань, Япония и др.), основными пользователями — страны Латинской Америки, вхо­дящие, в частности, в Ассоциацию латиноамерикан­ской интеграции. В последние годы резко сократился экспорт РФ в ЗСТК, хотя и прежде он был неболь­шим в стоимостном выражении (0,5 млн долл. США в 2001 по сравнению с 21,5 млн в 1997). В междуна­родном банковском центре в П., импульсом развития которого стал закон 1970, на 31 декабря 2001 был за­регистрирован 81 банк с активами, превышающими 38 млрд долл. США, хотя пик операций центра при­шёлся на 1983, когда здесь действовали более 125 банков, а их активы приближались к 50 млрд долл. США. В реестре национального торгового флота П. к нач. 2002 было зарегистрировано 10 095 судов общим тоннажем 143,2 млн т. Благодаря льготному законо­дательству 1994 в П. стал интенсивно развиваться международный туризм, в т.ч. круизный и экотуризм, вследствие притока крупных инвестиций, включая зарубежные, в инфраструктурные сооружения и зем­ли, возвращённые П. Соединёнными Штатами. Если в 1994 страну посетили 362 тыс. иностранных турис­тов, израсходовавших в П. 261,6 млн долл., то в 2001 их число составляло 500,3 тыс. (расходы — 485,9 млн долл. США).

Специфика модели транзитной экономики отра­жается и в структуре занятости: из общей численнос­ти экономически активного населения 1,12 млн чел. (2001) в сфере услуг занято св. 60%, в сельском хо­зяйстве — 18%, в промышленности — 9,2%, в строи­тельстве — 7,2%, при высоком уровне безработицы — 165,3 тыс. чел. (16,5% в 2002 и 15,6% в 2003).

Открытый характер экономике П. придаёт также свободное обращение долларовых банкнот на всей тер­ритории страны. Очень низкие темпы инфляции обус­ловлены отсутствием права у панамского правительст­ва на выпуск бумажных бальбоа (чеканятся только мо­неты), в стране нет центрального эмиссионного банка.

Поэтому количество денег в стране определяется при­током иностранного капитала, состоянием платёжного баланса, что ведёт в условиях развивающейся страны к необходимости внешних заимствований.

Уникальность экономической модели П., осно­ванная на её сравнительных преимуществах в гло­бальном разделении труда и притязаниях господст­вующих элит страны превратить П. в «Сингапур За­падного полушария», обусловливает и её высокую степень уязвимости от мировой конъюнктуры, при­тока иностранных инвестиций и перепадов в обще­планетарном климате сотрудничества. Так, в услови­ях торможения развития мировой экономики в по­следние годы, смены вектора международного со­трудничества и неустойчивой экономической конъ­юнктуры в Латинской Америке, оказывающей непо­средственное воздействие на деятельность междуна­родного банковского центра в П. и ЗСТК, произошло замедление темпов экономического роста. ВВП со­ставил в 2002 9,4 млрд бальбоа, или 3,2 тыс. бальбоа в пересчёте на душу населения, при темпах прироста ВВП 0,4 и 0,8% в 2001 и 2002 соответственно, что оз­начало сокращение ВВП на душу населения на 1,5% в 2001 и 1,1% в 2002. В 2003 был зарегистрирован прирост ВВП в 3%, или в пересчёте на душу населения 1,1% (впервые за 3 года).

Обрабатывающая промышленность после вступ­ления П. в ВТО в 1997 находится в полосе затяжного кризиса (спад в 2000 составил 3,5%) вследствие утра­ты конкурентоспособности, что ведёт к сокращению её доли в ВВП и товарном экспорте. Обрабатываю­щая промышленность представлена мелкими пред­приятиями, ведущее место в ней занимает пищевая промышленность: производство сахара (146 тыс. т, 2001), переработка и консервирование молока, фрук­тов, овощей, рыбы, производство спиртных и прохла­дительных напитков. Сокращается производство ко-жевенно-обувной и швейной промышленности. Име­ются небольшие мощности по производству мебели из махагони. Развиты кустарные промыслы. На фоне кризиса в обрабатывающей промышленности при не­значительном объёме горнорудного производства и резкого спада в строительстве (-11% в 2002) устой­чивыми темпами растёт выработка электроэнергии, в большинстве на гидростанциях — 4,86 млрд кВт-ч (2001) и 5,1 млрд (2002), прирост 14%.

Сельское хозяйство, как и промышленность, пост­радало от снятия таможенных барьеров. В 2002 спад составил ок. 3%. Основные продовольственные куль­туры (2001, тыс. т): рис (256,6), кукуруза (85,8), бобо- вые (3,9). На экспорт выращиваются (2002): бананы (ок. 1 млн т), сахарный тростник (1,6 млн т), кофе (14,1 тыс. т), бахчевые. Поголовье крупного рогатого скота в 2001 составило 1,5 млн, свиней — 312 тыс., до­машней птицы — 14,1 млн. Важную роль в экономике и экспорте играют рыболовство (226 тыс. т) и лов креветок (5,2 тыс. т).

Протяжённость автомобильных дорог 11,7 тыс. км (2001), из них — 8,3 тыс. км с твёрдым покрытием; весь автопарк насчитывает 316 тыс. машин, из них в личном пользовании — 239,6 тыс. Железнодорожная сеть невелика — 485 км, в настоящее время на рекон­струкции находится первая железная дорога, связав­шая в сер. 19 в. г. Панаму и Колон.

Морские порты П. (всего 17) — важный элемент транзитной экономики страны, в 2001 обслужили 15,8 тыс. судов и обработали 23,4 млн т грузов, коли­чество обработанных контейнеров составило 942 тыс. Международных аэропортов — 5, крупнейший — сто­личный аэропорт Токумен (в 2001 обслужено 2,1 млн пассажиров, 74,4 тыс. т грузов).

Экспорт товаров и услуг П. составил в 2003 7,3 млрд долл. (7,6 млрд в 2002), импорт — 7,1 млрд долл. (7,6 млрд). Основные статьи товарного экспорта: бана­ны, рыбные продукты, креветки, нефтепродукты из импортной нефти, арбузы и дыни, сахар-сырец. В то­варном импорте преобладают машины, оборудование, металлопрокат, минеральное сырьё, текстиль, продо­вольствие. Основные торговые партнёры — США, ЕС, центральноамериканские страны, Эквадор (импорт нефти), Колумбия, Венесуэла, Япония.

Уязвимость экономической структуры П. связана и с внутренней несбалансированностью модели, круп­ными межрегиональными диспропорциями, анклав­ным характером высокотехнологичных секторов эко­номики, малосовместимыми стилями жизни в панам­ском обществе, когда меньшая часть населения имеет доступ к «виртуальным благам» цивилизации, а ос­новные сегменты населения лишены возможности прорыва в постиндустриальное общество. Неолибе­ральные преобразования 1990-х гг. создали в стране лишь «витрину развитого мира», не придав ей соци­альной и экологической устойчивости. Если по степе­ни открытости экономики, определяемой через ин­декс экономической свободы, П. сопоставима с разви­тыми странами, то по индексу развития человеческо­го потенциала, отражающему качественные характе­ристики и социальную сбалансированность избран­ной экономической модели, П. занимала в 2003 лишь 59-е место. Более 1/3 населения проживает за чертой бедности (бедность среди индейцев превышает 90% населения), существует 30-кратный разрыв в уровнях дохода 20% богатых и 20% бедных семей. Именно по­этому на выборах 1999 правящая РДП потерпела по­ражение, а президентом была избрана лидер АП М.Москосо, поставившая в основу своей программы решение острых социальных проблем развития стра­ны, но вынужденная действовать в условиях ухудше­ния конъюнктуры, усиления криминализации панам­ского общества. Решение социальных проблем адми­нистрация Москосо связывает с достижением догово­рённости в рамках национального диалога с парла­ментом и оппозицией об использовании средств из Доверительного фонда развития (ок. 1 млрд долл. США на 2002), образовавшегося от приватизации государственных предприятий в 1990-х гг. Другим на­правлением применения этих ресурсов может стать урегулирование проблемы внешнего долга страны (6,5 млрд долл. США, 2003) — одного из самых круп­ных в мире в пересчёте на душу населения.