Страны мира

Перу: Наука и культура

П. имеет богатые научные и культурные традиции, восходящие к древним высоким цивилизациям. По­сле испанского завоевания в 1551 в Лиме был основан Старший университет Сан Маркос, но современная система знаний появилась в кон. 19 — нач. 20 вв. В 1866 в университете был основан факультет точных наук, который стал выполнять координирующие на­учные функции в стране. При комитете по контролю над атомной энергией в 1955 был создан Высший ин­ститут ядерной энергии; в 1960 учреждён Институт моря П. Национальный совет научных и технологиче­ских исследований (1969) был призван координиро­вать всю исследовательскую деятельность в стране. Он входит в университетскую систему, которая вклю­чает также Национальный университет Сан Агустин (г. Арекипа), основан в 1828; университет Сан Анто-нио Абад (г. Куско); Национальный инженерный университет (г. Лима); Аграрный университет и др.

В древнем П., по-видимому, существовала музы­кально-танцевальная драма. Сохранились отдельные произведения, видоизменённые в театральных пред­ставлениях после испанского завоевания. Наиболее значительное из этих произведений «Апу Ольянтай». О жизни государства инков и ходе его завоевания ис­панцами рассказывают хроники 16 в. Наиболее значи­тельным из хронистов был Чиеза де Леон (1519—54). Идеализированное и в ряде моментов утопическое описание инкского общества дал Инка Гарсиласо де ла Вега (1539—1616), считающийся одним из основопо­ложников перуанской литературы и историографии.

Ещё в колониальный период в П. получили широ­кое распространение не только религиозные, но и свет­ские театральные представления, сложились професси­ональный театр и собственная драматургия. После до­стижения независимости в 19 в. театральная деятель­ность в П. пережила пору своего расцвета. В Лиме дей­ствовали театры «Колиссо», Де комедия, Комедия на-сьональ и др.

Родоначальником романтической поэзии П. вре­мён войны за независимость был М. Мельгар (1790— 1815). В 19 в. большое распространение получили описания быта городской и сельской жизни в стиле костумбризма. Социальную тематику и влияние анар­хизма отразил в своём творчестве поэт и критик, ди­ректор Национальной библиотеки М. Гонсалес Прада (1848—1918). Духом критического реализма, но с ак­центом на историческую тему пропитано творчество Р. Пальмы (1833—1919).

Социальная тематика заняла видное место в литера­турном творчестве крупнейшего поэта, реформатора языка и стихосложения, романиста и критика С. Вальехо (1892—1938). Индейскую тему развивали этнограф, писатель Э. Лопес Альбухар (1874—1966) и индеанист Х.М. Аргедас (1913—69). Важную роль в раз­витии журналистики и литературной критики сыграл Х.К. Мариатеги (1894—1930). Классиком перуанской литературы считается романист С. Алегриа (1909—67). Большой вклад в её развитие внёс романист, поэт и ли­тературовед С. Саласар Бонди (1924—65). Наиболее из­вестным современным перуанским писателем является романист, литературный критик и политический дея­тель М. Варгас Льоса (род. 1936).

П. обладает богатыми традициями живописи. В 17— 18 вв. здесь сложилась «школа Куско», определившая направление развития изобразительного искусства П.

Среди композиторов, продолживших богатейшие музыкальные традиции древнего П., выделяются Х.Б. Альседо (автор национального гимна с 1821), ав­тор первой национальной оперы Х. Валье Риестра («Ольянтай», 1900) и Х. Перес де Боканегра.