Страны мира

Португалия: Экономика

П. — индустриально-аграрная страна, одна из от­носительно слаборазвитых в экономическом отноше­нии в Западной Европе. В 1974—75 экономика под­верглась глубоким преобразованиям. Были национа­лизированы крупнейшие промышленные и финансо­вые компании. После вступления в ЕС в 1986 эконо­мика стала более диверсифицированной с преоблада­ющим развитием сферы услуг. Ускорился процесс ре-приватизации госсектора, модернизации и либерализации экономики, её адаптации к требованиям ЕС. Доля государства в экономике снизилась с 40% ВВП в 1975 до 7—8% ВВП в 2001, доля заработной платы в госсекторе составила 15% ВВП. В 1986—99 П. получи­ла от ЕС помощь в размере 29,7 млрд евро на реструк­туризацию и модернизацию своей экономики.

В 1996—2000 ежегодный прирост ВВП П. был од­ним из самых высоких в ЕС — 3,4%, но уже в 2001 — 1,7%, а в 2002 — 0,7%. ВВП (в текущих ценах, млрд ев­ро): в 1998 — 101,0; в 2001 — 123,0; в III квартале 2002 — 128,9. Несмотря на достаточно высокие темпы приро­ста ВВП по сравнению со среднеевропейскими, ВВП на душу населения в П. всё ещё составляет 74% от среднего уровня в ЕС (в 2001 — 12,2 тыс. долл.). Доля П. в мировом ВВП стран — членов ОЭСР — 0,7%, в ВВП ЕС — 2%, в промышленном производстве — со­ответственно 0,8 и 2,3% (1995).

Безработица 4,7% — один из самых низких показа­телей в ЕС, инфляция — 3,7% (2002). На сельское хо­зяйство приходится 3,8% ВВП, на промышленность 30,5%, на сферу услуг 65,7% (нач. 2002). В сельском хозяйстве занято 10% рабочей силы, в промышленно­сти 30%, в сфере услуг 60% (2001).

Роль добывающей промышленности невелика. Она представлена предприятиями по добыче руд цветных металлов, меди, олова, цинка, свинца, урана и др. По производству медного концентрата П. стоит на 1-м месте в ЕС. В добывающей промышленности за­нято всего 0,3% экономически активного населения. Основная часть продукции этой отрасли поставляет­ся в Европу. Энергетическая отрасль работает в ос­новном на импортируемых энергоносителях — нефти и газе. Производство электроэнергии 43,242 млрд кВт-ч при потреблении 41,146 млрд кВт-ч; 70,3% про­изводства электроэнергии идёт за счёт нефти, газа и угля, 25,9% — за счёт гидроэнергоресурсов, 4,06% — др. Нефтеперерабатывающая промышленность рабо­тает на привозном сырье, размещается в приморских городах. 2/3 продукции химической промышленнос­ти составляют нефтехимикаты, искусственные удоб­рения и фармацевтические товары. Основные пред­приятия отрасли сосредоточены в Лиссабонской аг­ломерации и в районе г. Порту.

Традиционные отрасли обрабатывающей промы­шленности: текстильная, швейная, обувная, пищевая, лесная и деревообрабатывающая (производство проб­ки, целлюлозы и бумаги), керамическая и судоре­монтная. Среди новых отраслей выделяются автомо­билестроение, производство смол, пластмасс, некото­рых видов электрического и электронного оборудования, машиностроение для лёгкой и пищевой промыш­ленности. В обрабатывающей промышленности про­изводится 25,8% ВВП, в ней занято 23,3% рабочей си­лы, рост производства 2,0% (2002).

Производство текстиля и одежды играет важную роль в экономике П. (7% ВВП и 33% экспорта, 2000). Текстильная промышленность сосредоточена на севе­ро-востоке страны (хлопчатобумажные ткани) и на юго-востоке (производство шерстяных тканей). Швейные предприятия в основном находятся в густо­населённых районах недалеко от крупных центров (Лиссабон, Порту, Брага). В пищевой промышленнос­ти наибольшее значение имеет производство рыбных консервов, вина и оливкового масла. Улов рыбы и дру­гих морепродуктов 215 тыс. т (2000). Основные рыбо­консервные заводы размещаются вблизи основных рыболовных портов — Порту, Сетубал, Портиман и др. По производству вина (8 млн гкл) П. занимает 6-е ме­сто в мире. Вина типа портвейнов и мадеры вывозятся во многие страны. Среднегодовой объём производства оливкового масла — 0,2 млн т (2000). В промышлен­ной структуре П. важное место занимает лесное хозяй­ство. Основной экспортный товар этой отрасли — ду­бовая пробка, ежегодное производство 130—200 тыс. т. На долю П. приходится ок. 60% мирового экспорта этого товара.

Наибольших успехов среди новых отраслей доби­лась автомобильная. В 1991 объём продаж в этой отрас­ли составлял 250 млн долл., в 2001 — 3,2 млрд долл., из них 2,5 млрд предназначалось для экспорта. В 1995 не­далеко от Лиссабона был построен крупнейший автозавод «Аутоевропа». На выпускаемую им продукцию приходится 11% экспорта и 2,2% ВВП (2001).

В целом промышленность размещена очень нерав­номерно. Основная часть всех мощностей сконцент­рирована в приморской полосе между Лиссабоном и Порту. Вклад Лиссабонской агломерации в ВВП 36%, на её территории находится 1,1 млн экономически активного населения страны.

Сельское хозяйство на общем фоне западноевро­пейских стран имеет более низкие технико-экономи­ческие (1 трактор на 4 фермерских хозяйства) и соци­альные показатели. Оно не удовлетворяет потребнос­ти страны в ряде сельскохозяйственных продуктов. Из-за границы ввозится до 60% продовольствия и кормов. Выращиваются зерновые, цитрусовые, ово­щи, оливки, виноград и др. культуры. Основная от­расль — растениеводство. Ок. 3/5 посевных площадей занято главными зерновыми культурами — пшеницей и кукурузой. Важнейшие виды сельскохозяйственной

продукции П. — виноград и оливы (соответственно 1 041 тыс. и 327 тыс. т). На севере страны выращива­ют яблоки, груши, сливы, на юге — цитрусовые, ин­жир, гранаты, миндаль. Животноводство развито сла­бо, страна не обеспечивает себя мясом. Главное направление — овцеводство.

Транспортная система П. развита недостаточно. Общая длина железных дорог 35 820 км, из них 873,2 км электрифицированы (2001). На железнодорожном транспорте преобладают пассажирские перевозки. Протяжённость автомобильных дорог — 68 732 км, из них 59 110 км с твёрдым покрытием, 797 км — скоро­стные дороги. В стране насчитывается 4,932 млн лег­ковых и 1,540 млн грузовых автомобилей (1999). Вну­тренний водный транспорт не играет большой роли. В основном реками пользуются лишь малые суда. В П. имеются 67 аэропортов, 3 основных находятся в Лисса­боне, Фару и Порту (2001). Трубопроводный транс­порт: 22 км для транспортировки сырой нефти, 58 км — для нефтепродуктов, 700 км — газопровод. Морской транспорт имеет большое значение, осуществляя ос­новные связи между материковой частью и острова­ми, а также каботажные перевозки. Тоннаж морского флота 1,164 млн т, торговый флот насчитывает 360 су­дов, из них 140 грузоподъёмностью от 1000 т и выше, морским транспортом перевозится ок. 65% внешне­торговых грузов (2000).

В П. насчитывается 5,3 млн телефонных линий и 3,07 млн мобильных телефонов (1999), число пользо­вателей Интернета 2 млн чел. (2001).

Прирост ВВП в сфере услуг в 1997—99 3,5%. Веду­щая отрасль — розничная торговля и туризм. По мас­штабам развития розничной торговли П. занимает од­но из первых мест в ЕС. В 2002 П. посетило 12,2 млн чел., в основном это туристы из Великобритании, Германии, Франции, Нидерландов и скандинавских стран. По числу туристов страна занимает 15-е место в мире и входит в десятку самых посещаемых стран ЕС. Доходы от туризма 5 млрд долл. (2000). В этой от­расли занято 8% экономически активного населения. Наиболее посещаемый район находится на юге стра­ны в округе Фару — 52% туристов, затем идут Мадей­ра — 18% и Лиссабон — 14%.

Экономическая политика П. направлена на дости­жение целей Маастрихтских соглашений (снижение инфляции, бюджетного дефицита, государственного долга, процентных ставок). Успешно реализовывались программы «быстрой и эффективной» реприватизации и модернизации производства, подготовки кадров, а с 1998 — программы стабилизации и развития. Социальная политика направлена на реформиро­вание системы трудовых отношений. Принято новое трудовое законодательство, предусматривающее сис­тему коллективных договоров, объём социальных льгот несколько снизился.

В кредитно-денежной сфере принимались меры по соблюдению финансовой дисциплины, реоргани­зации и реприватизации банков. Финансовая поли­тика использовалась в качестве инструмента воздей­ствия на хозяйственную деятельность предприятий и стимулирование накоплений. Банковская система страны включает 39 банков, из них 5 иностранных, 3296 отделений. Центральный банк обладает правом эмиссии банкнот, контролирует деятельность всех кредитно-финансовых институтов и аккумулирует золото-валютные резервы страны. Последние состав­ляют 14,261 млрд долл., из них 5,353 млн — запасы золота (2001). 5 крупных банков контролируют 80% финансового сектора страны, по уровню консолидации банков П. стоит на 5-м месте в Западной Европе. Процентные ставки по кредитам 5,16%, по депозитам — 2,4% (2001). Рынок облигаций не играет большой ро­ли, основная часть их выпусков идёт по каналам част­ного размещения. Финансовый рынок является пе­риферийным, уровень капитализации и ликвидности ниже, чем в других странах ЕС. Крупнейшая фондо­вая биржа находится в Лиссабоне.

Налогово-бюджетная сфера после реформирова­ния обеспечила приток государственных доходов, был установлен контроль за государственными расходами. Бюджет П.: расходы 48 млрд долл., доходы 45 млрд, де­фицит — 2,8% ВВП (2002). Почти 90% бюджетных до­ходов приходилось на налоги. Дефицит платёжного баланса по текущим операциям вырос на 9,2% и соста­вил 11 539 млн евро (2001). За 3 квартала 2002 дефи­цит платёжного баланса достиг 7 961 млн евро. Внеш­ний долг П. — 15 млрд долл. (2002). Общий государст­венный долг страны 61,16 млрд долл., или 55,6% ВВП (2001). Общий объём накопленных в П. прямых ино­странных инвестиций 32,671 млрд долл., португаль­ские прямые инвестиции за рубежом 24,881 млрд долл. (2001). В 2001 вывоз португальского капитала (5,7 млрд евро в виде прямых инвестиций) впервые превысил приток иностранных инвестиций в страну (3,6 млрд евро). Портфельные инвестиции в П. достиг­ли 52,9 млрд долл., португальские портфельные инве­стиции за рубежом 42,531 млрд долл. (2001). Инвести­ции П. в РФ составили 3,394 млн долл. (2001).

Экспорт товаров и услуг вырос на 6,1% и составил 24,8 млрд долл., импорт — на 5,3% и достиг 37,8 млрд

долл. (2001). Удельный вес П. в мировом экспорте — 0,4%, в импорте — 0,6% (2000). Ок. 85% экспорта при­ходится на готовую продукцию. Основные статьи: одежда, обувь, продукция машиностроения, химикаты, пробка, бумага. 79% экспорта приходится на ЕС (Испа­ния — 19%, Германия — 18, Франция — 13, Англия — 11%), 6% — на США (2001). Основные импортные това­ры: машины и транспортное оборудование, химикаты, нефть, текстиль, сельскохозяйственная продукция. Ос­новные партнёры по импорту: страны ЕС — 74% (Испа­ния — 25, Германия — 14, Франция — 11, Италия — 7, Великобритания — 6%), США и Япония — по 3% (2001). Внешнеторговый оборот П. с РФ 231 млн долл. (2001). Свободные экономические зоны действуют на Азорских островах («Санта Мария», расположенная на одноименном острове), на острове Мадейра (с 1980). Одновременно архипелаг имеет юрисдикцию офшорной зоны (до 2011).

По уровню жизни П. занимает 24-е место в мире (ин­декс развития человеческого потенциала — 0,874 в 1999). Заработная плата традиционно ниже, чем в дру­гих странах ЕС (минимальная — 348 евро в месяц, сред­няя — ок. 700 евро). В 2001 частное потребление вырос­ло на 3,6% и на душу населения составило 7190 долл. Частные доходы реально выросли на 1,1% при приросте ВВП в 1,7% (2001). Национальные сбережения 17% ВВП. В 1989 была принята новая схема выплат пособий по безработице, но до сих пор она не везде введена.