Страны мира

Португалия: Наука и культура

До вступления в ЕС португальская наука финанси­ровалась крайне слабо, практически не было контактов с зарубежными научными центрами. В 1986 — 2000 фи­нансирование науки выросло втрое и составило 0,7% ВВП. Доля П. в общем объёме научных разработок в мире 0,2%. После учреждения в 1995 Министерства на­уки и технологий начался процесс реорганизации ис­следовательских учреждений. В 1998 был принят но­вый закон о науке и научных исследованиях. Учрежде­но Агентство научно-технических инноваций для практической реализации прикладных разработок.

В настоящее время португальская наука организа­ционно концентрируется в четырёх секторах: государ­ственном, в вузах, на предприятиях и в частных неком­мерческих исследовательских учреждениях. Основ­ной объём научных исследований приходится на пер­вые два (почти 2/3 финансирования). В стране насчи­тывается ок. 800 исследовательских учреждений, где работает более 20 тыс. научных сотрудников (1999). Научные исследования на базе вузов отличаются высоким уровнем фундаментальных и прикладных разработок, больше половины из них осуществляется на базе университетов г. Лиссабона. Наибольших успе­хов португальская наука достигла в молекулярной би­ологии, биоинженерии, генетике, химии, медицине. Слабее всего развиты исследования в экономических и других общественных науках. Португальские иссле­довательские центры участвуют в многосторонних проектах и программах, прежде всего по линии ЕС.

Система образования П. строится в соответствии с «Базовым законом о системе образования» от 1986, с учётом поправок от 1997 и рядом других законов и по­становлений. Расходы на образование 6% ВВП. Систе­ма образования состоит из 3 ступеней: базовое, сред­нее и высшее. Базовое образование — 9-летнее школь­ное образование для детей от 6 до 15 лет — является всеобщим обязательным и бесплатным. Среднее обра­зование обязательным не является и представляет со­бой следующую ступень школьного обучения длительностью 3 года для детей от 15 до 18 лет. Высшее образование делится на университетское и политехни­ческое в государственных, частных и кооперативных вузах. В 1998—99 насчитывалось 9215 базовых школ, 497,5 тыс. учеников и 34,3 тыс. учителей, в среднем об­разовании число учебных заведений — 3420, уча­щихся — 1066,2 тыс., преподавателей — 111,2 тыс., в высшем образовании — соответственно 282 вуза, 346,0 тыс. студентов и 6,9 тыс. преподавателей (1999).

На развитие португальской культуры оказали влияние римские, арабские и испанские культурные

традиции. Путешествия португальских мореплавате­лей способствовали проникновению восточной куль­туры. В П. находится много археологических памят­ников: доисторические надписи в пещере в Эскорале, остатки римского зодчества (храм Дианы в Эворе, со­боры в Браге и Визеу). Период арабского завоевания нашёл отражение в типично арабской архитектуре южных городов. На музыкальные традиции оказала влияние арабо-андалузская музыка. К традиционно­му народному творчеству П. относятся майоликовая утварь, кружевоплетение, ткачество, резьба по дереву.

В городах Лиссабон, Порту, Эвора, Брага находятся известные библиотеки, где имеются редкие старинные книги и коллекции манускриптов (библиотека Акаде­мии наук, Национальная библиотека, Национальный архив Торре ду Томбо и др.). В стране 303 музея и 290 картинных галерей. Музыкальным центром П. является Лиссабон, где находятся оперный театр «Сан-Карлуш», национальная консерватория, музыкальная академия. В живописи и скульптуре преобладают реалистическое и неореалистическое направления (пейзажи и жанровые композиции, национальная история). Мировую извест­ность получил живописец-монументалист Р. Рибейру. Основные литературные течения — неореализм и ро­мантизм. Известный представитель португальской ли­тературы — поэт и драматург Ф. Пессоа. В 1998 Нобе­левскую премию по литературе получил португальский писатель Х. Сарамагу. В 2001 Собрание Республики приняло новый закон «Об основах политики защиты культурного наследия».