Страны мира

Россия: Государственное устройство и политическая система

Россия — демократическое федеративное правовое го­сударство с республиканской формой правления. Действует Конституция, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993.

В административном отношении Россия состоит из ре­спублик, краёв, областей, городов федерального под­чинения, автономных округов, которые являются субъектами Федерации. Согласно Конституции РФ все субъекты Федерации равноправны. В то же время Конституция РФ фиксирует и некоторые различия в правовом положении субъектов Федерации. Так, рес­публики в составе РФ имеют собственные Конститу­ции, а все прочие субъекты Федерации — уставы. Ре­спубликам в составе России предоставлено право устанав­ливать свои государственные языки, которые в госу­дарственных учреждениях республик употребляются наряду с русским языком.

Различия в уровнях экономической и политичес­кой самостоятельности субъектов Федерации по от­ношению к федеральному центру были зафиксирова­ны в договорах о разграничении и взаимном делеги­ровании полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации (эта практика существовала с 1994). Всего был заключён 41 договор с 46 субъектами Федерации. Но в услови­ях начавшейся при президенте В.В. Путине федера­тивной реформы с 2001 субъекты Федерации начали отказываться от договоров. В дальнейшем в соответ­ствии с планами продолжения федеративной рефор­мы предполагается в рамках федерального законода­тельства унифицировать распределение полномочий и финансовых средств между федеральными органа­ми власти, органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

В 2004 по итогам местных референдумов Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ объединились в Пермский край. Всего в РФ стало 88 субъектов:

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Рес­публика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика

Дагестан, Ингушская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Рес­публика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Са­ха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Рес­публика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмурт­ская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Респуб­лика, Чувашская Республика;

Алтайский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;

Амурская область, Архангельская область, Астрахан­ская область, Белгородская область, Брянская область, Вла­димирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркут­ская область, Калининградская область, Калужская об­ласть, Камчатская область, Кемеровская область, Киров­ская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая об­ласть, Магаданская область, Московская область, Мурман­ская область, Нижегородская область, Новгородская об­ласть, Новосибирская область, Омская область, Оренбург­ская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская об­ласть, Свердловская область, Смоленская область, Тамбов­ская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челя­бинская область, Читинская область, Ярославская область;

Москва и Санкт-Петербург — города федерального под­чинения;

Еврейская автономная область;

Агинский Бурятский автономный округ, Корякский ав­тономный округ, Ненецкий автономный округ, Таймыр­ский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ор­дынский Бурятский автономный округ, Ханты-Мансий­ский автономный округ, Чукотский автономный округ, Эвенкийский автономный округ, Ямало-Ненецкий авто­номный округ.

Из них: 21 республика, 7 краёв, 48 областей, 2 города фе­дерального подчинения, 1 автономная область, 9 автоном­ных округов. 7 субъектов Федерации (Красноярский и Ха­баровский края, Архангельская, Иркутская, Камчатская, Тюменская и Читинская области) являются многосостав­ными, т.е. в их состав входят другие субъекты Федерации — автономные округа (Ненецкий АО — в Архангельскую об­ласть, Усть-Ордынский Бурятский АО — в Иркутскую об­ласть, Корякский АО — в Камчатскую область, Ханты-Ман­сийский и Ямало-Ненецкий АО — в Тюменскую область, Агинский Бурятский АО — в Читинскую область, Эвенкийский и Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО — в Красно­ярский край). Чукотский автономный округ, до 1991 быв­ший в составе Магаданской области, самостоятельно входит в состав РФ.

Республики в составе РФ созданы на базе бывших политических (автономные республики) и админист­ративных (автономные области) автономий, которые в советскую эпоху были предоставлены крупным не­русским этносам на территории их исторического проживания.

При президенте Б.Н. Ельцине был взят курс на уравнивание прав административных единиц, вследст­вие чего автономные округа, сохранив в большинстве своём административную принадлежность соответст­вующим краям и областям, получили одновременно статус субъектов Федерации. Однако в мае 2000 в це­лях улучшения координации действий федеральных и местных органов власти, контроля за исполнением фе­деральных законов указом президента России в рамках его конституционных полномочий вся территория страны была разделена на 7 федеральных округов (Централь­ный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный) во главе с полномочными представителями президента РФ.

Политическая система РФ базируется на демо­кратических принципах: действует принцип разделе­ния властей на законодательную, исполнительную и судебную; в Конституции закреплены идейный и по­литический плюрализм, многопартийность, равенст­во граждан перед законом, права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права.

Россия — светское государство. Религиозные объедине­ния отделены от государства и равны перед законом.

РФ — президентская республика. Государствен­ную власть в России осуществляют президент РФ, двухпа­латный парламент — Федеральное Собрание, прави­тельство РФ и суды РФ.

Глава государства — президент, избираемый все­общим голосованием сроком на 4 года. При этом Кон­ституция оговаривает, что одно и то же лицо не может занимать должность президента РФ более двух сро­ков подряд.

Президент занимает центральное место в системе органов власти РФ. По Конституции он определяет основные направления внутренней и внешней поли­тики страны. В ряде случаев президент может выпол­нять функции, которые обычно осуществляются зако­нодательными и судебными органами власти.

Как глава государства президент является гаран­том соблюдения Конституции, прав и свобод граждан. Ему принадлежит ведущая роль в назначении выс­ших должностных лиц РФ. Президент с согласия нижней палаты парламента назначает на должность председателя правительства РФ; по представлению председателя правительства назначает его заместите­лей и федеральных министров. Президент также на­значает и увольняет с должности высшее командова­ние Вооружённых сил, руководителей других сило­вых структур, дипломатических представителей РФ за рубежом, полномочных представителей пре­зидента в федеральных округах, формирует и воз­главляет Совет безопасности РФ, формирует ад­министрацию президента. Президент представляет для назначения парламентом кандидатуры предсе­дателя Центрального банка РФ, судей Конститу­ционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ, генерального прокурора страны.

Президент имеет право роспуска нижней палаты парламента в случаях, предусмотренных Конституци­ей, назначения даты всенародного референдума, вы­боров в нижнюю палату парламента — как очередных, так и досрочных.

Президент выступает арбитром в спорах между органами государственной власти России и субъектов Фе­дерации, между органами власти субъектов Федера­ции. В случае отсутствия законодательной базы, регу­лирующей те или иные стороны общественной жизни, президент имеет право издавать указы, имеющие силу закона до принятия парламентом соответствующих нормативных актов. Президент имеет право наложить вето на законы, принимаемые Федеральным Собра­нием, после чего они поступают на повторное рассмо­трение парламента.

Президент РФ может быть отрешён от должности в порядке, предусмотренном Конституцией страны.

Высшим органом представительной и законода­тельной власти РФ является парламент — Федераль­ное Собрание, состоящее из двух палат: нижней — Го­сударственной Думы и верхней — Совета Федерации.

Государственная Дума, избираемая всеобщим го­лосованием на 4 года, состоит из 450 депутатов. Её ос­новная функция — принятие законов Российской Фе­дерации. К ведению Государственной Думы относят­ся: дача согласия президенту РФ на назначение пред­седателя правительства РФ, решение вопроса о дове­рии правительству РФ, назначение на должность и освобождение от должности председателя Централь­ного банка РФ, председателя Счётной палаты РФ и половины ее аудиторов, назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, объявление амнистии, выдвижение обвинения против президента РФ для отрешения его от должности.

Государственная Дума может быть распущена президентом РФ в случаях, предусмотренных Кон­ституцией страны, которые связаны с отказом ут­вердить предложенную президентом кандидатуру на пост председателя правительства РФ, а также с отклонением предложенного правительством воту­ма доверия и выражением вотума недоверия прави­тельству.

В соответствии с законодательством депутаты Го­сударственной Думы могут создавать депутатские объединения — фракции и депутатские группы.

Совет Федерации представляет интересы регио­нов РФ. Он формируется по принципу 2 члена верх­ней палаты от каждого субъекта Федерации. Совет Федерации в обязательном порядке рассматривает принятые Государственной Думой законы по вопро­сам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, тамо­женного регулирования, денежной эмиссии, ратифи­кации и денонсации международных договоров РФ с другими государствами, статуса и защиты Государ­ственной границы РФ, войны и мира. К исключи­тельной компетенции Совета Федерации относятся: утверждение границ между субъектами РФ, утверж­дение указов президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения на территории страны, решение вопроса о возможности использования Во­оружённых сил страны за пределами территории РФ, назначение выборов президента РФ, отрешение президента РФ от должности, назначения на долж­ность генерального прокурора РФ, судей Конститу­ционного, Верховного и Высшего Арбитражного су­дов РФ, заместителя председателя и половины ауди­торов Счётной палаты.

Действующий регламент Совета Федерации не предусматривает создание фракций по партийному принципу. Влияние политических предпочтений чле­нов Совета Федерации (распространено также назва­ние «сенаторы») на политическую позицию верхней палаты парламента заметно ниже, чем в Государст­венной Думе. В гораздо большей степени на позицию Совета Федерации влияют различия в интересах ре­гионов, которые представляют сенаторы (например, регионы-доноры и регионы — реципиенты федераль­ного бюджета и др.).

Парламент играет в политической жизни России огра­ниченную роль. Это объясняется тем, что парламент по Конституции практически лишён контрольных функций.

Избирательная система РФ. Граждане России имеют право участвовать в выборах органов власти с 18 лет. Минимальный возраст для того, чтобы быть избран­ным в органы власти, устанавливается соответствую­щими законодательными актами. Так, президент России не может быть моложе 35 лет, депутат Государственной Думы — моложе 21 года. Кроме того, закон устанавли­вает предельный возраст в 65 лет, в котором гражда­нин может участвовать в выборах в качестве кандида­та на пост президента РФ.

Государственная Дума избирается по смешанной, пропорционально-мажоритарной системе. Половина депутатов (225 чел.) избирается по пропорциональ­ной системе — по партийным спискам. До выборов 1999 включительно в голосовании по партийным спи­скам участвовали политические партии и избиратель­ные блоки, в состав которых входили политические партии и общественные объединения. Начиная с пар­ламентских выборов 2003 избирательные блоки допу­скаются только в том случае, если в их состав в обяза­тельном порядке входит хотя бы одна политическая партия. В дальнейшем намечается наделить исключи­тельным правом участия в выборах только политиче­ские партии. При выборах по партийным спискам де­путатские места в Государственной Думе получают партии и блоки, набравшие не менее 5% голосов изби­рателей. С думских выборов 2007 процентный барьер будет повышен до 7%. Выборы считаются действи­тельными, если в них приняло участие св. 50% зареги­стрированных избирателей.

Другая половина депутатов избирается по одно­мандатным округам, границы которых определяет Центральная избирательная комиссия РФ. Право вы­двигать кандидатов в депутаты Государственной Ду­мы имеют группы граждан, политические партии. За­кон допускает и самовыдвижение кандидатов. Выбо­ры депутатов по одномандатным округам проводятся в один тур. Победителем считается кандидат, набрав­ший простое большинство голосов. При этом количе­ство голосов, поданных за победителя, не должно быть меньше числа принявших участие в выборах из­бирателей, проголосовавших против всех кандидатов.

Принцип формирования Совета Федерации начи­ная с 1993 изменялся трижды. В 1993—95 верхняя па­лата парламента состояла из сенаторов, выбранных прямым голосованием населением субъектов Федерации. С 1995 палата формировалась по принципу пред­ставительства в ней глав субъектов Федерации и председателей региональных парламентов (Законода­тельных собраний) субъектов Федерации. В 2000 принцип формирования верхней палаты был снова изменён. Сенаторы стали делегироваться главой ис­полнительной власти субъекта Федерации и регио­нальным парламентом. При этом замена прежнего со­става членов Совета Федерации проводилась посте­пенно по мере проведения перевыборов в субъектах Федерации. Переход к новой системе формирования Совета Федерации был полностью завершён к январю 2002. По действующему законодательству срок пол­номочий сенаторов соответствует срокам полномочий делегировавшего их органа власти субъекта Федера­ции, который имеет право отзыва члена Совета Феде­рации, если его действия не соответствуют в должной мере интересам региона.

Президент РФ избирается всеобщим голосовани­ем. Право выдвижения кандидатов в президенты имеют группы граждан и политические партии. При этом, чтобы кандидат был официально допущен до участия в выборах, нужно собрать не менее 1 млн подписей граждан в его поддержку. Для того чтобы выборы были признаны состоявшимися, необходимо участие в них более 50% списочного состава избира­телей. Победителем считается кандидат, набравший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если в 1-м туре никто из кан­дидатов не смог добиться этого результата, то назна­чается 2-й тур, в котором участвуют два кандидата, набравшие по итогам 1-го тура наибольшее количе­ство голосов. Президентом становится кандидат, по­лучивший более 50% голосов избирателей, приняв­ших участие во 2-м туре. При этом их число должно составлять половину списочного состава избирате­лей плюс 1 голос.

Исполнительную власть РФ согласно действую­щей Конституции осуществляет правительство РФ. Однако в Конституции не говорится, что правитель­ство является высшим органом исполнительной влас­ти в стране. Это обусловлено тем, что важнейшие функции федеральной исполнительной власти осу­ществляет президент РФ.

Правительство России обеспечивает оперативное уп­равление народным хозяйством посредством проведе­ния единой финансовой, кредитной и денежной поли­тики. Правительство разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обес­печивает его исполнение.

Правительство РФ назначается президентом России и слагает полномочия перед вновь избранным главой государства. Правительство РФ также может быть от­правлено в отставку в случае, если президент РФ со­гласен или с вотумом недоверия, вынесенным прави­тельству Государственной Думой, или с тем, что Дума отказывает правительству в доверии.

Главой правительства является его председатель (в литературе часто фигурирует термин «премьер-ми­нистр»), который назначается на должность прези­дентом и утверждается Государственной Думой. Председатель правительства вносит на утверждение президента РФ предложения о структуре исполни­тельной власти и составе правительства.

Правительство, занимаясь оперативным управле­нием народным хозяйством, выполняет функции цен­тра согласования важнейших экономических интере­сов. Эффективное выполнение этих функций под ру­ководством сильного премьера обеспечивает значи­тельный вес правительства как органа власти в поли­тической жизни страны.

Система власти на уровне субъектов Федерации характеризуется существенными отличиями. Феде­ральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнитель­ных органов государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации» (1999) формулирует лишь базо­вые подходы к организации системы органов власти на местах. В остальном же субъекты Федерации на ос­нове их Конституций и уставов сами определяют сис­тему органов власти.

Во всех субъектах РФ проживающие на их терри­ториях граждане прямым всеобщим голосованием из­бирают высшее должностное лицо субъекта Федера­ции — губернатора (для краёв, областей, автономных областей, автономных округов), президента (для рес­публик в составе РФ), который и формирует испол­нительную власть в регионе. В некоторых субъектах Федерации должности главы субъекта Федерации и руководителя исполнительной власти разъединены.

Высшие должностные лица субъектов Федерации избираются сроком на 4 или 5 лет. В 2000 создан зако­нодательный механизм федерального вмешательства для отстранения их от должности в случае системати­ческого нарушения федеральных законов. Однако на практике этот механизм пока не применялся.

В подавляющем большинстве субъектов Федера­ции законодательные органы (региональные парла­менты) в 1990-е гг. формировались на основе мажори­тарной избирательной системы. Лишь в отдельных субъектах Федерации существовала смешанная пропорционально-мажоритарная избирательная система. Однако в связи с изменениями, внесённы­ми в федеральные законы в 2001—02, направлен­ными на укрепление многопартийной системы, с 2005 намечено осуществить переход к смешанной избирательной системе при выборах Законода­тельных собраний регионов во всех субъектах Фе­дерации.

Для региональных политических систем, как и для политической системы России, характерен дисбаланс во взаимоотношениях между исполнительными и пред­ставительными органами власти в пользу института губернатора (президента республики). Это обеспечи­вает доминирование исполнительной власти в поли­тических процессах в субъектах Федерации.

После создания федеральных округов и учрежде­ния института полномочных представителей прези­дента, на которых возложена координация работы всех органов власти на местах, начался процесс госу­дарственного строительства на этом уровне. Был со­здан институт главных федеральных инспекторов, ку­рирующих работу органов власти в конкретных субъ­ектах Федерации. Федеральные органы государствен­ного управления стали формировать свои окружные структуры.

Партийная система. Политические партии в России не оказывают решающего влияния на формирование и осуществление внутренней и внешней политики стра­ны. Это объясняется несколькими причинами: отно­сительной слабостью самих политических партий, ог­раниченностью полномочий представительных орга­нов власти, отсутствием соответствующей традиции в политической культуре российского общества.

Закон «О политических партиях» (2001) устанав­ливает определённые требования к количественному составу политической партии: она должна состоять не менее чем из 10 тыс. членов и иметь региональные от­деления численностью от 100 членов в более чем по­ловине субъектов Федерации. Закон разрешает толь­ко индивидуальное членство. Не разрешается созда­ние региональных партий. Запрещено также создание партий по признакам профессиональной, расовой, на­циональной или религиозной принадлежности.

Партии должны строиться только по территори­альному принципу.

По закону одной из главных функций политичес­кой партии является участие в выборах. Партия, в те­чение 5 лет не принимавшая участие в выборах, под­лежит ликвидации.

В 1990-е гг. в России сложилась относительно устойчи­вая партийная система, представленная крупнейши­ми партиями, имеющими стабильное представитель­ство в Государственной Думе. К числу ведущих пар­тий относятся:

Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) — фактически возобновила свою деятель­ность на территории страны с 1993; выступает за по­степенное возвращение страны на социалистический путь развития и укрепление государственного секто­ра в экономике; пользуется популярностью у слоёв, не адаптировавшихся к условиям рынка;

«Союз правых сил» — основан в 2000 на базе слия­ния нескольких партий и общественных объединений радикально-реформаторского толка во главе с парти­ей «Демократический выбор России», основанной в 1993; выступает за продолжение в России радикальных рыноч­ных реформ, укрепление и развитие индивидуальных свобод; пользуется популярностью среди групп насе­ления, добившихся личного успеха в ходе реформ;

«Яблоко» — партия социал-либеральной направ­ленности, основана в 1993; выступает с критикой кур­са реформ, проводившихся в 1990-е гг., в нач. 21 в., ра­тует за проведение социально ориентированных пре­образований; выражает интересы части среднего класса крупных городов;

Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) — основана в 1991; партия, активно эксплуа­тирующая националистические и национал-протест-ные идеи, выражает настроения некоторой части мел­кого и среднего провинциального бизнеса.

В России также получил развитие институт, названный «партией власти». Под этим названием понимают по­литические объединения партийного типа, созданные исполнительной властью для успешного проведения её решений через парламент. Первым таким объеди­нением было движение «Наш дом — Россия» (НДР), существовавшее с 1995 по 2000. Затем его сменило межрегиональное движение «Единство», основанное в 1999. В 2001 на базе объединения «Единство» с дру­гими пропрезидентскими политическими группами создана партия «Единая Россия». «Партии власти» обычно придерживаются центристской политической ориентации и выражают интересы крупного капитала и федерального чиновничества.

После выборов, состоявшихся в декабре 2003, партийная система начала меняться. По их итогам го­лоса и депутатские мандаты по федеральному округу распределились следующим образом: «Единая Рос­сия» — 37,57%, 120 мандатов; КПРФ — 12,61%, 40 мандатов; ЛДПР — 11,45%, 36 мандатов; блок «Роди­на» — 9,02%, 29 мандатов. Не преодолели 5%-й барьер «Яблоко» (4,3%), СПС (3,97%).

В России действуют различные межотраслевые, отраслевые, региональные организации деловых кру­гов. Наиболее влиятельными из них являются:

Российский союз промышленников и предпринима­телей (РСПП) — создан в 1991. В 2002 объединял ок. 320 тыс. представителей промышленных, финансо­вых, коммерческих и предпринимательских объеди­нений, предприятий и организаций, обеспечивающих ок. 80% ВВП России После вступления в РСПП в 2000—01 ведущих российских корпораций в области нефти и газодобычи, цветной и чёрной металлургии, машино­строения он заметно усилил влияние на социально-экономическую политику страны;

Торгово-промышленная палата (ТПП) РФ в со­временном виде учреждена в 1991 (ТПП существова­ли и в дореволюционной России, и в советскую эпоху). Объединяет 20 тыс. предприятий и общественных ор­ганизаций. В структуру ТПП РФ входит 156 террито­риальных торгово-промышленных палат, ок. 100 объ­единений предпринимателей федерального уровня. Представляет интересы всех слоёв и направлений бизнеса.

Наиболее массовой общественной организацией является Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР), созданная в 1990. ФНПР объединяет 48 об­щероссийских, межрегиональных профсоюзов (в том числе 5 профсоюзов, сотрудничающих с ФНПР на ос­нове договоров и соглашений) и 78 территориальных профобъединений (2002). По данным ФНПР, она на­считывает более 38 млн членов и 300 тыс. первичных организаций. ФНПР тесно сотрудничает с органами власти и работодателями. Часто критикуется оппо­нентами за недостаточную, по их мнению, работу по защите интересов наёмных работников, за низкую ак­тивность непосредственно на предприятиях.

Другие профсоюзы России, не входящие в ФНПР, орга­низационно слабы и не оказывают заметного влияния на общественную жизнь.

В РФ действуют многочисленные общественные объединения и гражданские инициативы, среди кото­рых наиболее активными являются правозащитные организации («Мемориал», Общество солдатских ма­терей, Московская Хельсинкская группа и др.), обще­ства защиты прав потребителей, экологические орга­низации. После проведения в 2001 Гражданского фо­рума с участием различных общественных объедине­ний в их среде чётко обозначились разногласия по вопросу о целесообразности сотрудничества с органами государственной власти. Одни общественные объеди­нения и гражданские инициативы выступили за раз­витие взаимодействия с государством, другие, следуя традиции, сложившейся ещё в советскую эпоху, пред­почли придерживаться линии на оппонирование вла­стным институтам, мотивируя это тем, что в против­ном случае существует риск оказаться под государст­венным контролем.

Вооружённые силы РФ (ВС РФ) насчитывали на начало 2002 1,2 млн чел. До 2004 численность военно­служащих должна быть сокращена до 1 млн. Главно­командующий ВС РФ — президент РФ. Федераль­ным органом исполнительной власти, осуществляю­щим управление Вооружёнными силами, является Министерство обороны РФ, а центральным органом военного и оперативного управления — Генеральный штаб ВС РФ.

Структура Вооружённых сил включает 3 вида во­оружённых сил: Сухопутные войска, Военно-воздуш­ные силы, Военно-морской флот, 2 рода войск — Ра­кетные войска стратегического назначения и Косми­ческие войска. В оперативном отношении имеют 6 во­енных округов (Московский, Ленинградский, Севе­ро-Кавказский, Приволжско-Уральский, Сибирский и Дальневосточный), а также Калининградский осо­бый район, 4 флота (Балтийский, Северный, Тихооке­анский, Черноморский). Вооружённые силы РФ при­нимали активное участие в контртеррористических операциях в Чечне (1994—96, с 1999 по настоящее время). Участвуют также в миротворческих операци­ях за рубежом.

Помимо Вооружённых сил РФ в соответствии с за­конодательством в военную организацию государства входят другие войска и воинские формирования, под­чинённые иным ведомствам (Пограничные войска Фе­деральной службы безопасности, Внутренние войска Министерства внутренних дел, Железнодорожные войска РФ, Войска федеральных органов государст­венной охраны, Войска гражданской обороны и др.).