Страны мира

Македо­ния: Экономика

До 1945 М. была слабо развитым сельскохозяйст­венным регионом, где в основном присутствовали ре­мёсла и торговля. На 127 промышленно-промысловых предприятиях был занят всего 1% населения. Во время 2-й мировой войны были уничтожены почти вся промышленность, большая часть ремесленничест­ва и торговли. После войны при новой власти нача­лась ускоренная индустриализация страны. В 1960— 87 общественный продукт увеличился в 3 раза, про­мышленное производство — почти в 9 раз, а ремеслен­ная продукция — в 2,2 раза.

В настоящее время сельское хозяйство даёт ок. 13,2% ВВП и почти полностью удовлетворяет по­требности населения в продуктах питания. Земля на­ходится в основном в мелкой частной собственности: 68% хозяйств имеют менее 2 га сельскохозяйствен­ных угодий.

Современные формы ведения сельского хозяйства применяются там, где возможно орошение земель в засушливое летнее время. В М. существуют благопри­ятные условия для выращивания хлопка, высококаче­ственного табака, мака и овощей. Ок. 20% пахотных земель засевается пшеницей. Леса занимают 35,2% всей земли в основном в гористых местностях.

Водные ресурсы рек благоприятствуют строитель­ству гидроэлектростанций. В стране вырабатывается

4,7 млрд кВт-ч электроэнергии в год. В М. добывается 5,6 млн каменного угля в шахтах Осломей близ г. Кичево и в районе Битолы.

Среди наиболее развитых промышленных отрас­лей — металлообработка. В Скопье производится про­мышленное, строительное и сельскохозяйственное оборудование, автобусы и автомобильные кузова, в Охриде — автозапчасти и станки, в Кочани — детали автомобилей и тракторов, в Велесе — металлообраба­тывающие станки, в Штипе — сельхозмашины и бы­товые металлоизделия. Электротовары производятся в Скопье (трансформаторы), Охриде (изоляционные материалы), Прилепе (электромоторы), Битоле (хо­лодильники) и Гевгелии (электрокерамика).

Химическая промышленность развивается на базе отечественного сырья в городах Скопье, Ох-рид, Стриг, Куманово и Тетово. Около Скопье пост­роен нефтеперерабатывающий завод мощностью 2,5 млн т нефти в год. Действуют предприятия тек­стильной и швейной промышленности, на базе ме­стного сырья развиваются пищевая и табачная от­расли, в Велесе работает крупный завод фарфора и санитарной керамики, в Скопье — цементный и сте­кольный заводы. На долю строительной индустрии приходится ок. 5% ВВП.

В М. имеется ок. 5000 км асфальтированных до­рог, важнейшая из которых — автострада от границы с Сербией до границы с Грецией через Скопье. В Скопье и возле Охридского озера построены между­народные аэропорты. Туризм развит в основном на берегах Охридского, Преспанского, Дойранского и Мавровского озёр, зимний туризм — на Шар-горе (Попова Шапка), круглый год работают здравницы и водолечебницы.

Как и все другие страны переходного периода, М. пережила ощутимый спад общественного производст­ва, затянувшийся до 1995. Наступившее в следующие три года оживление хозяйственной деятельности бы­ло вновь приостановлено в 1999 вследствие негатив­ного воздействия на македонскую экономику воору­жённого конфликта вокруг Косово, приведшего к на­плыву в страну многочисленных албанских беженцев. После успешного хозяйственного 2000, когда ВВП вырос на 4,5%, в 2001 из-за вооружённого межэтниче­ского конфликта вновь произошло снижение ВВП на 4,1%. От наступившего глубокого кризиса экономика страны не смогла оправиться и в следующем году. Обострились хозяйственные и социальные проблемы, сопровождающие экономическое развитие М. в годы её независимости.