Страны мира

Сальвадор: Экономика

Малые размеры территории при высокой плотнос­ти населения и асимметрии в землевладении способ­ствовали более быстрому промышленному развитию С. 12-летняя гражданская война и переход к неолибе­ральной модели оказали большое влияние на эконо­мику. В годы войны значительный ущерб был нанесён окружающей среде и базовой инфраструктуре, пред­приятиям по переработке сельскохозяйственного сы­рья и сельскому хозяйству. Резко снизились темпы экономического роста, заметно возросли уровни бед­ности и безработицы. После завершения войны в С. начался переход к неолиберальной модели.

Важнейшими элементами новой экономической политики стали: макроэкономическая стабилизация и либерализация торговли и финансовой деятельности; проведение налоговой реформы; модернизация систе- мы государственного управления; широкая привати­зация в сфере финансов и услуг, в производственной инфраструктуре. Реформирование финансовой систе­мы включало контроль за бюджетным дефицитом, оз­доровление и приватизацию финансовых институ­тов, стабилизацию национальной денежной единицы, отказ от регулирования цен на рынках товаров и ус­луг, легализацию деятельности иностранных банков. С 1 января 2001 по закону «О валютной интеграции» доллар США и колон приняты в качестве денежных единиц при курсе 1:8,75.

Изменения в налоговой системе были направлены на расширение налогооблагаемой базы при сокраще­нии числа категорий налогов, создание единой нормы подоходного налога и введение НДС в размере 13%. Фиксированный обменный курс и жёсткий контроль за денежной массой обеспечили С. один из самых низ­ких в регионе уровней инфляции (3,8% в 2001). Улуч­шению инвестиционного климата способствовали за­конодательные акты 1988 и 1998, которые предусмат­ривали 100%-ю репатриацию прибылей от промыш­ленной деятельности и 50%-ю от торговли и услуг, 100%-ю репатриацию доходов от продажи инвести­ций. Упрощалась процедура размещения бизнеса и уравнивались в правах национальные и иностранные инвесторы. В С. действуют 6 и создаются ещё 3 зоны свободной торговли. В 2001 прямые частные инвести­ции составили 674 млн долл. США, из них иностран­ные — 268 млн. Внешний долг оценивался в 4,7 млрд долл., на его обслуживание расходуется 6,3% доходов от экспорта.

Приватизация коснулась таких отраслей, как са­харная и цементная промышленность, телекоммуни­кации, компании по водоснабжению и канализации, 4 распределительных электростанций, морских портов и международного аэропорта Илопанго. В 1996 был принят закон, по которому государственная пенсион­ная система должна быть заменена частными пенси­онными фондами. До принятия закона государствен­ные пенсии получали женщины с 50 лет, мужчины с 60 лет (к началу реформы пенсии получали 18% лиц соответствующих возрастов).

В 2001 ВВП составлял 13 млрд. долл. США, 2040 долл. на душу населения. Структура ВВП (2001, %, в скобках — 1990, %): сфера услуг — 61 (57), промыш­ленность 30 (26), в т.ч. обрабатывающая 23 (22), сель­ское хозяйство 9 (17). Среднегодовые темпы прирос­та ВВП в 1990—2001 4,5% (в 1980—90 0,2%) (в сель­ском хозяйстве 1,1%, в обрабатывающей промышлен­ности 5,2 %, в сфере услуг 5,1%).

Меняется структура занятости: за 1970—90 доля занятых в аграрном секторе снизилась с 56 до 36%, но заметно выросла в промышленности (с 14,4 до 20,5%) и в сфере услуг (с 29,6 до 41,4%). Безработица за 1993—2000 снизилась с 9,9 до 6,7%.

Аграрный сектор занимает 3-е место по вкладу в ВВП и остаётся важнейшей отраслью экономики, обеспечивая более 40% доходов от экспорта и 70% на­ционального спроса на продовольствие. С. отличается высокой степенью освоенности земельных ресурсов, но ему присущи большие диспропорции в распреде­лении земли. Закон об аграрной реформе 1980 вызвал резкое сопротивление латифундистов. В результате реформы было перераспределено св. 300 тыс. га; пере­стали существовать хозяйства площадью св. 245 га, но реформа не ликвидировала малоземелье. В 1999 обра­батываемые земли занимали 810 тыс. га (560 тыс. га находилось под пашней и 250 тыс. га под плантация­ми многолетних культур), на 1 человека приходилось 0,1 га. Производство мало диверсифицировано 97% уборочных площадей находится под 11 культурами: 78% пашни занимают зернобобовые культуры (куку­руза, сорго, рис, фасоль); 96% площадей под много­летними культурами занимают кофе и сахарный тро­стник. Выращивают также фрукты, овощи, какао, та­бак, индиго и хенекен. Кофе остаётся важнейшей культурой: на него приходится 20% стоимости сель­скохозяйственной продукции. Развито животновод­ство, главным образом мясное. В 2000 поголовье крупного рогатого скота составило 1212 тыс., сви­ней — 300 тыс.

Лесное и рыбное хозяйства развиты слабо. Произ­водство лесной продукции в 1999 составило 5,2 млн м3, из них лишь 12,6% промышленной древесины. Большую часть улова рыбопродуктов составляют морская рыба и креветки. В последние годы уделяет­ся внимание развитию аквакультуры, главным обра­зом производству креветок.

Относительно высокий уровень развития промы­шленности, наличие дешёвой рабочей силы, развитая инфраструктура и благоприятный инвестиционный климат сделали С. первой страной в Центральной Америке, где стали развиваться сборочные предприя­тия («макилас») с ориентацией на реэкспорт готовой продукции. За 1992—97 их доля в ВВП утроилась. Развитию «макилас» способствует создание зон сво­бодной торговли. Первая такая зона расположена вблизи аэропорта Илопанго. На «макилас» занято ок. 50 тыс. чел., из них 80% женщины. Из 3 млрд добав­ленной стоимости обрабатывающей промышленнос- ти 45% приходилось на долю пищевкусовой, 34% — швейной, 1% — машиностроения, 7% — химической.

Основные энергоресурсы — гидро- и геотермаль­ные источники, 1/3 конечного потребления электро­энергии базируется на импортной нефти. В 1998 уста­новленная мощность электростанций составляла 996 МВт, производство электроэнергии 3821 млн кВт-ч, из них 1508 млн кВт-ч (39%) давали ГЭС. Св. 1/2 ге­нерирующих мощностей приходится на 4 ГЭС, 84% производства электроэнергии давала государственная энергетическая компания. В 1998 её 4 распредели­тельные компании были приватизированы.

Основу транспортной сети С. образуют шоссей­ные дороги. Их длина ок. 10 тыс. км, 1/5 с твёрдым по­крытием. Главные транспортные артерии: Панамери­канское шоссе (307,3 км), пересекающее страну с за­пада на восток, и Прибрежное шоссе, связывающее сельскохозяйственные районы с портами. Длина же­лезных дорог 1202 км (в 1980 602 км), из них 503 км электрифицировано. С. не имеет морского флота, пе­ревозки осуществляются судами иностранных компа­ний. Имеются несколько небольших морских портов и международный аэропорт Илопанго.

В 2002 внешнеторговый товарооборот составил 5342 млн долл. США с дефицитом в 2664 млн (в 2000 — соответственно 7898 и 1998 млн). В экспорте 51,6% приходится на долю сырья и 48,4% на готовые изде­лия (в 1990 — 64,5 и 35,5%). Кофе даёт 1/5 всех дохо­дов от экспорта. Почти 1/4 доходов от экспорта и ок. 1/5 расходов на импорт приходится на сферу услуг. В импорте в 2000 46% затрат приходилось на полуфаб­рикаты, 23% — на потребительские товары, 17% — на средства производства и 1,7% — на топливо. США — основной внешнеторговый партнёр (61% экспорта и 41% импорта).