Страны мира

Шри Ланка: Наука и культура

В Ш. Л. неполное среднее образование обязатель­но для детей. В 2001 насчитывалось более 4,3 млн уче­ников, на которых приходилось более 200 тыс. учите­лей. Было 13 университетов, в которых обучалось бо­лее 48 тыс. студентов. Самые крупные университеты в Перадении, Шри Джаеварденепура Котте, Коломбо.
Научную деятельность координирует Нацио­нальный научный фонд при Министерстве экономи­ческих реформ, науки и технологии. Существует много НИИ, занимающихся фундаментальными ис­следованиями, проблемами сельского хозяйства, ме­дицины. Важными научными центрами являются университеты Ш. Л.

Искусство в классический период (3 в. до н.э. — 12 в.) развивалось в первую очередь в столицах — Анурадхапуре и Полоннаруве. Архитектура и живо­пись прежде всего были связаны с буддизмом. До сих пор сохранились гигантские ступы высотой более 100 м, построенные в Анурадхапуре в 3—5 вв. Знаме­ниты фрески в Сигирии, изображающие апсар (5 в). С 8 в. буддийские храмы становятся менее монумен­тальными, приобретая полную гармонию в Полонна-руве. Продолжалось сооружение гигантских статуй Будды. Сохранилось много светских скульптурных изображений, зданий королевских дворцов, индуист­ских храмов. Наиболее выдающимся произведением живописи Средних веков считаются росписи стен в монастыре Джетавана (Полоннарува, 12—13 вв.). С сер. 13 в. начинается период упадка культуры. Рели­гиозное возрождение вызвало появление кандийского стиля живописи (18—19 вв.). С кон. 19 в. зарожда­ется профессиональное станковое искусство.

С 1948 активно развиваются живопись и архитек­тура, сочетающие национальную традиционную и со­временную европейскую культуры. Наряду с сохране­нием народного театра появились современные виды театрального искусства.

Самые древние произведения литературы — «Ди-паванса» (4 в. н.э.) и «Махаванса» (5 в.) — написаны на пали. Наряду с мифами и легендами содержат ис­торические факты. В 5—6 вв. появляется огромная комментаторская литература на пали. Самые знаме­нитые авторы — Буддхагхоши, автор энциклопедии буддизма «Висуддхимагга»; Буддхадатта, автор пяти руководств к канону; Дхаммапала. Новый расцвет ли­тературы на пали пришёлся на 12 в.

Старейшие литературные произведения на сингаль­ском языке датируются рубежом 9—10 вв. С этого пери­ода литература развивалась преимущественно на этом языке. Золотым веком считается 13 в. («Море нектара» и «Лампада буддийского учения» Гурулугоми; «Прибе­жище Будды» Видьячакраварти и особенно «Гирлянда драгоценных камней истинной веры» Дхармасены). Появилось одно из лучших произведений сингальской поэзии «Жемчужина поэзии», написанное королём Па-ракрамабаху II (1236—70). Особо значимым произведе­нием 14 в. является «Орнамент истинной религии» Джаябаху Дхармакирти. С 15 в. начинается постепен­ный упадок сингальской прозы, зато расцветает поэзия. Выделяют «Диадему поэзии» (1450) Шри Рахула, авто­ра и ряда других сравнительно светских поэтических произведений; «Поэму о Гуттиле» Веттеве. С нач. 17 в. происходит упадок и сингальской поэзии.

С кон. 19 в. начинается развитие сингальской нере­лигиозной прозы («Вимала» и «Любовное письмо» Ал-берта Силвы, «Мина» Симона Силвы). Крупнейшим писателем признан Мартин Викремасингхе (1891— 1976), автор знаменитой трилогии «Изменяющаяся де­ревня», «Последний век» и «Конец века». Значитель­ные произведения создали Гунадедаса Амарасекара («Заново рождённые» и «Безногие»), Эдиривира Сарачандра («Уставший не видит пути», «День помино­вения усопших»), К. Джаятиллеке («Неприятная исто­рия») и Сири Гунна-сингхе («Тень»).

С кон. 19 в. как самостоятельная начинает разви­ваться ланкийская литература на тамильском и анг­лийском языках.