Страны мира

Словакия: Государственное устройство и политическая система

С. — демократическая парламентская республика. Действует Конституция 1992. В административном отношении С. делится на 8 областей и 79 районов. Го­сударственная власть на областном и районном уров­нях осуществляется соответствующими администра­циями; территориальное самоуправление на уровне об­ластей, в городах и сельских общинах реализуется че­рез органы местного самоуправления, приматоров (мэ­ров) и старост. Наиболее крупные города: Братислава, Кошице, Нитра, Прешов, Жилина, Банска-Бистрица.

Высший орган законодательной власти — однопалат­ный парламент (Национальный совет Словацкой Рес­публики), состоящий из 150 депутатов, избираемых сро­ком на 4 года. Выборы в парламент осуществляются на основе всеобщего избирательного права и пропорцио­нального представительства; право выдвижения канди­датов в депутаты принадлежит политическим партиям, движениям и коалициям. Первоначально выборы про­водились по 4 многомандатным избирательным окру­гам, с 1998 установлен единый (общенациональный) многомандатный избирательный округ. Во избежание чрезмерного партийного дробления состава парламента устанавливаются избирательные барьеры для политиче­ских партий. Согласно поправкам, внесённым в избира­тельный закон в 1999, чтобы быть представленной в пар­ламенте, партии необходимо набрать не менее 5% голо­сов избирателей, коалиции из 2—4 партий — 7%, коали­ции из 5 и более партий — 10%.

Высший орган исполнительной власти — правитель­ство, возглавляемое премьер-министром и подотчетное Национальному совету. Формируется на парламент­ской основе (парламентским большинством); прези­дент страны назначает премьер-министра и по его ре­комендации — членов кабинета министров. Конститу­цией предусмотрена политическая ответственность правительства перед парламентом: последний может выразить правительству вотум недоверия, правитель­ство может обратиться к парламенту с просьбой о вы­ражении ему доверия.

Глава государства — президент с 5-летним сроком полномочий. С 1999 политическая роль президента не­сколько усилилась благодаря введению всеобщих и прямых выборов президента (до 1999 президент изби­рался парламентом большинством в 3/5 голосов) и расширению его полномочий в случае возникновения конфликта между законодательной и исполнительной ветвями власти. Президент может распустить парла­мент в трёх случаях: если после вынесения вотума не­доверия правительству три последовательные попытки депутатов избрать новое правительство оказываются безуспешными; если парламент не принимает поддер­живаемый правительством законопроект, связанный с вынесением вотума доверия; если парламент не может принять какой-либо законопроект в течение 3 мес.

На парламентских выборах в 2002 5%-й барьер пре­одолели 7 партий: ДЗДС (19,5% голосов избирателей), Словацкий демократический и христианский союз (СДХС) (15,1%), партия «Смер» (13,5%), Партия вен­герской коалиции (ПВК) (11,2%), Христианско-демо-кратическое движение (ХДД) (8,3%), Альянс нового гражданина (АНГ) (8,0%), Коммунистическая партия С. (КПС) — 6,3%. По итогам выборов 4 партии пра­воцентристского толка (СДХС, ПВК, ХДД и АНГ), по­лучившие 78 мандатов из 150, договорились о создании коалиции для формирования правительства. Председа­телем Национального совета нового созыва стал П. Гру-шовски (ХДД). Кабинет министров, сформированный правящей коалицией, возглавил М. Дзуринда (СДХС). По итогам первых в истории С. прямых и всеобщих пре­зидентских выборов, состоявшихся в мае 1999, прези­дентом страны был избран Р. Шустер.

Партийная система состоит в основном из малых партий; её фрагментарность в 1990-е гг. нарастала: в пер­вых национальных выборах, состоявшихся в 1994, при­няли участие 18 политических субъектов (партий, дви­жений и коалиций), на выборах в 2002 — 25. Поскольку ни одна из партий не была способна без вступления в ко­алицию победить на выборах и обеспечить работу пра­вительства, все кабинеты министров в 1990-е гг. были коалиционными. Политические партии и движения: ДЗДС возникло в 1991 после распада ОПН, председа­тель В. Мечиар; ХДД основано в 1989, председатель П. Грушовски; СДХС образован в 1999 в результате раско­ла ХДД, председатель М. Дзуринда; партия «Смер», председатель Р. Фицо; ПВК, председатель Б. Бугар; АНГ, председатель П. Рушко; КПС, председатель Й. Шевц; Партия гражданского согласия основана в 1998, председатель П. Гамзик; Словацкая национальная пар­тия основана в 1989, председатель Я. Слота; Партия ле- вых демократов, председатель П. Концос; Демократиче­ская партия, председатель Л. Каник; Либерально-демо­кратический союз, председатель Я. Будай; Словацкая национальная партия, председатель А. Маликова и др.

На кон. 2001 в С. были зарегистрированы 16 849 не­правительственных организаций, их них лишь 1,3—2 тыс. организаций (8—12%) характеризовались активной регулярной деятельностью. Среди организаций деловых кругов стремятся к участию в политической жизни стра­ны Ассоциация работодателей С., Ассоциация городов и деревень (ZMOS), союзы работников металлургической промышленности KOVO и METALURG. Конфедера­ция профсоюзов (KOZ) основана в 1990, объединяет 42 профсоюза; в 2000 в профсоюзных организациях С. со­стояло 700 тыс. чел. (в 1990 — 2,5 млн чел.).

Вооружённые силы С. включают Сухопутные войска, ВВС и войска противовоздушной обороны, погранич­ные войска, войска гражданской обороны. Численность Вооружённых сил составила в 2001 33 тыс. чел. (в 1995 — 47 тыс. чел.), в т.ч. численность Сухопутных войск 19,8 тыс. чел., ВВС 10,2 тыс. чел. Резерв (национальная гвар­дия) 20 тыс. чел. Военизированные формирования 2,6 тыс. чел., в т.ч. силы внутренней безопасности 1,4 тыс. чел. В рамках подготовки к вступлению в НАТО С. с кон. 1990-х гг. приступила к реорганизации Вооружён­ных сил и модернизации материально-технической ба­зы армии. На 2001—04 предусмотрены военные ассигно­вания в размере 1,89% ВВП (ок. 400 млн долл. США в год): до 25% этих средств предполагается направить на модернизацию вооружения, остальные средства — на со­держание техники и личного состава. В последующие годы военные расходы будут увеличены до 2% ВВП. С 2002 начат переход от всеобщей воинской обязанности к комплектованию Вооружённых сил по контракту: к 2006 армия должна стать полностью профессиональной, а её численность — сократиться до 25 тыс. чел.

С. имеет дипломатические отношения с РФ (с 31 декабря 1992 после разделения ЧСФР на два незави­симых государства; между СССР и Чехословакией были установлены 9 июня 1934).