Страны мира

Словения: Экономика

Сразу после провозглашения независимости С. вы­сказалась за переход к современной социальной рыноч­ной экономике и за интеграцию в западноевропейские структуры. Как и в других постсоциалистических стра­нах, экономика в С. в нач. 1990-х гг. пережила экономи­ческий спад. На состоянии экономики негативно сказа­лась потеря прежних рынков в республиках бывшей Югославии. В результате всего этого в С. произошло па­дение производства и жизненного уровня населения, снизились объём инвестиций и занятость, усилилась экономическая нестабильность. В 1991—92 ВВП сокра­тился на 14,4%. Но уже в следующем году появились признаки хозяйственного оздоровления благодаря на­чавшемуся проведению политики экономической стаби­лизации. В 1993 возобновился рост ВВП, составивший за год 2,8%. После того как в 1994 ВВП вырос на 5,3%, а в 1955 — на 4,1%, его объём приблизился к уровню 1990. Одновременно в экономике происходили позитивные структурные сдвиги, приведшие к улучшению качест­венных параметров развития (повышению производи­тельности труда, увеличению отдачи от капиталовложе­ний, техническому перевооружению производства). По-

сле принятия в декабре 1992 закона о трансформации об­щественной собственности начался процесс приватиза­ции предприятий, а затем и банков. Постепенно осуще­ствлялись реструктуризация организационных и управ­ленческих основ предприятий, укрепление их финансов.

Экономическому росту способствовало увеличение внутреннего потребления вследствие повышения реаль­ных доходов населения. С 1994 к этому добавились рост капиталовложений и экспортная экспансия, которой способствовала благоприятная внешнеторговая конъ­юнктура на основных европейских рынках. В результате выросла занятость и загрузка производственных мощ­ностей предприятий, что в свою очередь содействовало дальнейшему росту производства и экспорта.

Ускоренный рост производства и потребления со­провождался определёнными проблемами. Опережение роста заработной платы, пенсий и других социальных выплат населению темпов роста производительности труда при некотором временном замедлении структур­ных реформ оказалось не под силу ещё не окрепшей эко­номике, особенно когда с сер. 1995 резко ухудшилась внешнеэкономическая конъюнктура в Европе. В то же время замедлились экономические реформы и усили­лась несогласованность отдельных её сторон. В частнос­ти, произошло отставание в реформировании налоговой системы, не были вовремя модернизированы налоговые службы и расширены источники поступлений налогов в бюджет. Происходил рост теневой экономики, замедлил­ся процесс приватизации, снизилась инвестиционная мотивация, уменьшился приток капитала в реальный сектор экономики. Отсюда замедление темпов экономи­ческого роста и ограничение притока бюджетных по­ступлений при продолжавшемся прежними быстрыми темпами росте государственных расходов, трудности в сфере внешних финансов из-за ослабления контроля за заимствованиями предприятий и банков за границей и несвоевременного реагирования курсовой политики на изменения на международных валютных рынках. В ито­ге в 1997 впервые в независимой С. появился бюджет­ный дефицит в размере 1,5% ВВП. Правительство было вынуждено перейти к политике строгой экономии бюд­жетных средств и ограничению роста социальных расхо­дов. В результате стали снижаться темпы роста дефици­та государственного бюджета до 0,8 и 0,6% ВВП в 1998 и 1999. Однако в 2000 и 2001 годовой бюджетный дефицит вновь вырос до 1,4% ВВП, а в 2002 он увеличился в 2 ра­за, составив 3% ВВП. Таким образом, проблема финансо­вой стабилизации остаётся для С. по-прежнему острой.

Основные показатели экономического развития С. в 2002: прирост в % ВВП 3,2, сельское хозяйство 1,1, про- мышленность 4,7, строительство 3,3, услуги 3,0; ВВП на душу населения (долл. США по курсу) 10 577, безрабо­тица (% к трудоспособному населению) 6,4; производи­тельность труда (прирост в %) 3,2; инфляция (%) 7,5; внешняя торговля (млн. евро) — экспорт и импорт това­ров (11 083, 11 344), экспорт и импорт услуг (2416, 1824).

Словенская экономика сориентирована на внешний рынок. Страна имеет либеральный внешнеторговый ре­жим, экспорт и импорт по существу свободны. 2/3 внеш­ней торговли приходится на страны ЕС, из которых 1-е место занимает Германия. Следующими важными внеш­неторговыми партнёрами С. являются Италия, Австрия, Хорватия, Франция. РФ находится на 7—8-м месте.

В 2002 продолжилась начавшаяся в предыдущем го­ду тенденция резкого сокращения дефицита внешней торговли товарами. Ежегодно он уменьшался в среднем более чем наполовину и в 2002 был в 4,7 раза меньше, чем в 2000. Положительное сальдо внешней торговли услуга­ми в среднем составляло в 2000—02 более 500 млн евро ежегодно. В 2002 экспорт товаров почти сравнялся с им­портом, превысив 11 млрд евро, а экспорт услуг достиг 2,5 млрд евро, т.е. на 1/3 был больше объёма импорта.

Положительное сальдо текущего платёжного ба­ланса в 2002 составило 375 млн долл.

С. подразделяется на 12 экономико-географических регионов: Приморье, Нотраньский, Горишский, Горень-ский, Средняя С., Доленьский, Засавье, Нижнее Поса-вье, Савиньское, Юго-Восточная Коринфия, Подравлье и Помурье. Эти регионы делятся на 57 микрорегионов и 106 районов. На макроуровне С. часто подразделяют на две части, каждая из которых тяготеет к словенским Любляне и Марибору, являющимся крупными промы­шленными и культурными центрами страны.

Условия для занятия сельским хозяйством в С. не очень благоприятны из-за в основном гористого рельефа местности и ограниченности плодородных почв. Ббльшая часть территории страны непригодна для сель­ского хозяйства. На сельскохозяйственные угодья при­ходится лишь 38,9% территории страны, на леса — 54,2%, на полностью непригодные земли — 6,9%. 62,8% всех уго­дий — луга (в основном альпийские), пахотные земли за­нимают всего 29,9% сельскохозяйственных площадей. Примерно 90% обрабатываемых и других сельскохозяй­ственных угодий находится в частной собственности.

Доля в ВВП сельского и лесного хозяйства вместе с рыболовством составляет 4,7%, а в экспорте страны — 0,8%. Важнейшие отрасли сельского хозяйства — жи­вотноводство (в основном разведение крупного рогато­го скота), огородничество, виноградарство, садоводст­во. В полеводстве основное место занимает производство зерновых и технических культур (преимущест­венно хмеля и сахарной свёклы).

Важнейшее место в структуре экономики занимает энергетика. Больше всего энергии потребляет промыш­ленность — более 1/3, затем население — 1/3 и транс­порт — 1/4 общего количества. В С. работают 73 гидро­станции общей мощностью 728 мВт (на реках Драва, Сава и Сочи), 4 крупные тепловые электростанции мощностью 1020 мВт и совместная с Хорватией атом­ная электростанция в Кршко мощностью 664 мВт. На ГЭС приходится 28%, на ТЭС — 35%, на АЭС — 37% всей производимой электроэнергии.

Важным источником горючего на ТЭС служит при­родный газ, получаемый по международным газопрово­дам из РФ через Австрию и из Алжира через Италию. Одним из важнейших внутренних источников энергии является каменный уголь. Однако имевшиеся запасы лигнита и бурого угля в основном исчерпаны.

В словенской промышленности работают 40,8% все­го занятого населения, отрасль производит 29,9% ВВП. Вместе со строительством и ремёслами её доля достига­ет 38% в ВВП и 48,4% в общем числе занятых.

Отраслевая структура промышленности по числу занятых: металлообработка, станкостроение и автомо­билестроение — 20%, текстильная промышленность — 13,8%, лесоперерабатывающая — 8,4%, пищевая — 7,8%, химическая — 6,6%, кожевенно-обувная — 4,2% и др. Преобладают трудоёмкие отрасли, на которые прихо­дится 36% всех занятых. Чуть меньшую долю занимают технически высокооснащённые отрасли (машинострое­ние, электротехническая и химическая отрасли), но их значение постоянно растёт.

Чёрная металлургия длительное время была одной из основных отраслей промышленности, однако из-за отсутствия сырья производство металла сильно сокра­тилось. Вследствие истощённости запасов закрылись рудники ртути, свинца, из-за чрезмерного потребления электроэнергии поставлено под вопрос производство алюминия, алюминиевых полуфабрикатов.

Бурное развитие переживает металлообработка. Предприятия этой отрасли расположены в 130 городах.

Радикально изменила свой облик пищевая промыш­ленность. Вместо прежних мелких мельниц, пекарен и молокозаводов, скотобоен и пивоварен появились круп­ные мукомольные фабрики, молокоперерабатывающие и мясоперерабатывающие заводы, заводы по производ­ству пива, сахарный завод, винные заводы и погреба.

Важное место в экономике страны занимает стро­ительство, которое оказывает качественные строи­тельные услуги за границей.

В словенском транспорте занято 6% всех занятых, его доля в ВВП — 7%. Первое место по значению занима­ет автомобильный транспорт, затем идут железнодорож­ный, воздушный и морской виды транспорта. Транспорт­ная инфраструктура хорошо развита, способствуя разви­тию и пассажирского, и грузового транспорта. В стране создана современная телекоммуникационная система.

До 1991 торговля была сосредоточена в основном в крупных системах, которые затем распались на более мелкие торговые организации. Число магазинов за пер­вые 5 лет независимости удвоилось. Выросло число крупных розничных магазинов, торговых компаний, торговлей занимаются более 6 тыс. предпринимателей. В торговле производится 10,5% ВВП. Услуги, включая торговлю, занимают 1-е место по доле в ВВП.

Центральным эмиссионным и контрольным органом является Банк С. В Объединение банков С. входят 30 коммерческих банков в основном универсального типа, в т.ч. 4 иностранных, имеющих 218 филиалов по всей стра­не. С 1989 работает Люблянская биржа ценных бумаг.

Туризм в С. — важнейшая отрасль экономики. В ос­новном развит горный, прибрежный и лечебный виды туризма. Разнообразные природные условия страны, её красоты и достопримечательности, возможность отды­хать в летний и зимний сезоны привлекают множество иностранных туристов. В туризме создаётся 4% ВВП, а вместе с сопутствующими сферами (торговля, транс­порт, ремесло, информатика, банковские услуги, ком­мунальное обслуживание) — 7,8% ВВП.

Конституция и законы С. гарантируют гражданам основные социальные права, включая социальную за­щиту для обездоленных и нетрудоспособных, бесплат­ное здравоохранение, пенсионное обеспечение, защиту материнства, детства и старости. Действует система обя­зательного медицинского, пенсионного и инвалидного страхования. Покрытие большей части расходов на ус­луги здравоохранения (амбулаторное и стационарное лечение, стоимость лекарств и пособий) производится из бюджетных средств. Занятые на предприятиях работ­ники в обязательном порядке страхуются от несчастных случаев, от безработицы. Проведённая недавно пенсион­ная реформа повысила порог выхода на трудовую пен­сию до 65 лет для мужчин и 58 лет для женщин, введена накопительная система пенсионного обеспечения. Орга­низована разветвлённая служба социальной помощи пенсионерам и престарелым гражданам. Работающие матери пользуются оплачиваемым отпуском по бере­менности и родам и пособием на новорождённого. Госу­дарство выплачивает пособия на детей, финансирует ра­боту детских дошкольных учреждений.