Страны мира

Словения: Государственное устройство и политическая система

С. — демократическое, правовое и социальное госу­дарство с республиканской формой правления. Оно ос­новано на политическом плюрализме и парламентской демократии, на соблюдении принципа разделения влас­тей. Власть в республике принадлежит народу, осуще­ствляется она непосредственно с помощью референду­мов и путём выборов в органы власти. Словенское госу­дарство территориально едино и неделимо.

Экономическое и социальное устройство основано на плюрализме форм собственности, уважении природного и культурного наследия, свободе предпринимательства и труда, заботе государства о занятости и социальных пра­вах населения, участии трудящихся в управлении, свобо­де профсоюзов и праве трудящихся на забастовку.

Высший представитель государства — президент республики, являющийся одновременно верховным главнокомандующим её Вооружённых сил. Прези­дент избирается на всеобщих выборах на 5 лет, но не более чем на два срока подряд.

Власть в стране разделена на законодательную, ис­полнительную и судебную. Высший орган законода­тельной власти — Государственное собрание, состоя­щее из 90 депутатов (в их числе по одному представи­телю от итальянской и венгерской общин), избирае­мых на 4 года. Высший совещательный орган — Госу­дарственный совет, включает 40 членов, избираемых на 5 лет и представляющих разные социальные, хозяй­ственные, профессиональные и местные интересы.

Высший орган исполнительной власти — правитель­ство республики, ответственное перед Государствен­ным собранием. Функции государственного управле­ния выполняют министерства: иностранных дел, внут­ренних дел, обороны, юстиции, экономики, труда и др.

Высшим судебным органом С. является Конститу­ционный суд. Непосредственным судопроизводством занимаются 44 районных, 11 окружных и 4 высших су­да. Имеется также Верховный суд. Специализирован­ные суды рассматривают дела об индивидуальных и коллективных трудовых и социальных спорах.

Государственная прокуратура С. во главе с гене­ральным прокурором выдвигает и обосновывает обви­нения против преступников и выполняет другие пол­номочия в гражданском споре. В местах деятельности окружных судов действуют окружные прокуратуры, при высших судах работают высшие прокуратуры.

Самостоятельной и независимой судебной инстан­цией в С. является адвокатура (закон 1993). Особую юридическую службу представляет нотариат (закон

1994). В стране действуют общественные правозащит­ники, занимающиеся в основном защитой прав граждан, связанных с приватизацией общественной собственнос­ти и отношениями между разными формами собствен­ности (закон об общественной правозащите 1995).

Местное самоуправление граждане осуществляют в 147 общинах страны.

Политический плюрализм в С. гарантируется сво­бодой деятельности политических партий, впервые возникших в кон. 1980-х гг. как выражение стремления к демократизации общества. На основе закона о поли­тических объединениях 1989 имевшиеся в стране об­щественно-политические союзы и объединения пре­вратились в классические партии.

Ещё до изменения политического строя в 1990 плю­рализация охватила и профсоюзное движение. Сейчас профсоюзы представлены в Государственном совете. Профсоюзы заключают с правительством и работодате­лями социальные договоры на гос. уровне, а также кол­лективные договоры на уровне отраслей и предприятий.

С 1980 в республике стали появляться организации гражданского общества (экологические, пацифистские), которые в независимой С. превратились в целую сеть неправительственных и неполитических организаций, многие из которых являются членами международных организаций.

Важнейшими внутриполитическими событиями в С. в 2002 стали очередные выборы президента страны, представительных органов местной власти и глав мест­ной администрации, членов Государственного совета, а также проведённая реорганизация правительства.

На президентских выборах победу одержал предсе­датель партии Либеральная демократия С. (ЛДС) Янез Дрновшек, более 10 лет подряд возглавлявший словен­ское правительство (56,4% голосов). Его оппонента — независимого кандидата Барбару Брезигар (43,6%) — поддержали оппозиционные партии: Социал-демокра­ты С. (СДС) и Новая С. (НС). Первый президент С. Ми­лан Кучан ушёл в отставку 23 декабря 2002 после исте­чения своего двойного десятилетнего мандата. Предсе­дателем нового парламента был избран Борут Пахор.

Расстановка политических сил в стране после выбо­ров не претерпела существенных изменений. В прави­тельственной коалиции, состоящей из 4 партий, веду­щую роль играет ЛДС — 34 места в парламенте. Объеди­нённому списку социальных демократов (ОССД) при­надлежит 11, Словенской народной партии (СНП) — 9 и Демократической партии пенсионеров (ДПП) — 4 ман­дата. При фактической поддержке двух депутатов от на­циональных меньшинств левоцентристская коалиция имеет 60 из 90 мест в парламенте, т.е. конституционное большинство. Благодаря большому перевесу сил ЛДС и её союзники имеют возможность продолжить проведе­ние своего стабильного внутриполитического курса.

Правящая коалиция принимает разработанные пра­вительством решения, не особенно прислушиваясь к ар­гументам своих оппонентов. Так, правительству удалось легко провести через парламент государственный бюд­жет на 2003—04, разрешить участие иностранного капи­тала в приватизации крупнейших банков. Быстро и глад­ко прошли утверждение нового председателя правитель­ства А.Ропа, занимавшего ранее пост министра финан­сов, и реорганизация кабинета министров. Новым мини­стром финансов стал Душан Мрамор. Свои министер­ские посты сохранило большинство членов прежнего правительства, включая министра иностранных дел Ди­митрия Рупела, министра отношений с Европой Янеза Поточника, министра обороны Антона Гризолда, минис­тра экономики Теа Петрин, министра с/хозяйства Фран-ци Бута, министра здравоохранения Душана Кебера, уп­равляющего Народным банком С. Мити Гаспари и др.

Судя по итогам прошедших президентских и особен­но местных выборов, правая оппозиция, имеющая всего 21 место в парламенте (13 депутатов от СДС и 8 от НС), хотя и повышает свою популярность, но пока не пред­ставляет серьёзной угрозы для правящей элиты.