Страны мира

Соединённые Штаты Америки: Государственное устройство и политическая система

США — федеративная республика с президентской формой правления. Конституция вступила в силу в 1788, включает 27 поправок, принятых со дня её ратифи­кации (действующими из них являются 26 — поправка XVIII, вводившая в 1919 «сухой закон», была отменена в 1933 поправкой XXI). Первые 10 поправок — Билль о правах — были приняты в 1789. Поправки вступают в силу после их ратификации Законодательными собра­ниями (легислатурами) 3/4 штатов. Всеобщее избира­тельное право распространяется на граждан США, до­стигших 18 лет.

Административное деление ? 50 штатов и Федеральный округ Колумбия. Штаты делятся на графства (округа) (в штате Луизиана — приход), ко­торые, в свою очередь, делятся на муниципалитеты, осуществляющие самоуправление в городах, и таун-шипы, представляющие самоуправление в сельской местности.

В основе функционирования государственного механизма США лежит конституционный принцип «разделения властей», предусматривающий сущест­вование 3 ветвей власти — законодательной, испол­нительной и судебной — и исключающий возмож­ность злоупотребления властью какой-либо одной из её ветвей.

Законодательная власть осуществляется конгрес­сом США, состоящим из 2 палат — сената и палаты представителей. Сенаторы (100 чел. — по 2 представи­теля от каждого штата) избираются на 6-летний срок; каждые 2 года происходит обновление состава сената на 1/3. Выборы в палату представителей проходят каждые 2 года, в ходе которых переизбираются все 435 представителей соответствующего числа избиратель­ных округов. Избирательные округа определяются в соответствии с численностью населения. В состав па­латы представителей входят также 3 представителя Федерального округа Колумбия с правом совещатель­ного голоса. Официально председатель сената — вице-президент США (он участвует в работе сената и голо­сует, если в ходе голосования по какому-либо вопросу голоса сенаторов разделились поровну). В этом случае его голос становится решающим. В отсутствие вице-президента работой сената руководит временный пре­зидент (president pro tempore). Работой палаты пред­ставителей руководит спикер — представитель пар­тии, обладающей большинством голосов в палате. В сенате и палате представителей избираются руководи­тели постоянных и специальных комитетов и подко­митетов, а также лидеры большинства и меньшинства и их заместители — «кнуты». В каждой из 2 палат су­ществуют по 20 функционирующих независимо друг от друга постоянных комитетов по основным направ­лениям законодательной деятельности; а также 3 объ­единённых (совместных) комитета. Для рассмотрения особо важных вопросов внутренней или внешней по­литики созываются совместные заседания обеих па­лат. Конгресс каждого созыва работает в формате двух ежегодных сессий. Исторически сложилась традиция нумерации сессий конгресса США — после выборов в конгресс 2002 работает 108-я сессия.

Конгресс обладает широкими прерогативами в большинстве сфер государственной деятельности, прежде всего финансов. Он утверждает федеральный бюджет, устанавливает налоги и другие сборы, регу­лирует внешнюю и междуштатную торговлю, контро­лирует деятельность правительственных ведомств и расходование ими федеральных финансовых средств. Контроль за государственным финансированием осу­ществляется конгрессом через созданные при нём специализированные учреждения: Главное контроль­но-финансовое управление, Управление по оценке технологии и Бюджетное управление.

Наряду с полномочиями, осуществляемыми совме­стно или раздельно обеими палатами конгресса США, каждая из них обладает присущими исключительно ей функциями. Так, все законопроекты в области бюд­жетной политики, включая утверждение ежегодного бюджета, могут исходить лишь из палаты представите­лей, сенат обладает правом лишь обсуждать их и вносить в них поправки. Палате представителей предо­ставлено право избрания президента США, если ни один из кандидатов на этот пост не получил больше половины голосов членов Коллегии выборщиков, и вынесения обвинения об импичменте президента или вице-президента. Сенат США, «по совету и с согла­сия» которого принимаются важнейшие президент­ские решения, обладает правом объявления войны, чрезвычайного положения, утверждения международ­ных договоров, внесения в них поправок и дополне­ний, утверждения кандидатов на занятие кабинетных постов и ряда высших должностей в госаппарате, ру­ководителей дипломатических представительств США за рубежом, членов Верховного суда США, фе­деральных судей, а также выносит окончательное ре­шение относительно прошедшей через палату предста­вителей резолюции об импичменте президента стра­ны. Сенат не обладает полномочиями утверждения на­значений на посты в аппарате Белого дома.

Законодательная власть на местах осуществляется легислатурами штатов, состоящими из двух или од­ной (Небраска) палат.

Президент — высшее должностное лицо США — глава государства и одновременно глава правитель­ства. Его резиденцией является Белый дом, распо­ложенный в федеральной столице г. Вашингтоне. Президент избирается сроком на 4 года и в соответ­ствии с принятой в 1951 XXII статьёй Конституции не может избираться более чем на два срока. Одно­временно с президентом избирается вице-президент. Кандидаты на пост президента и вице-президента выдвигаются и утверждаются делегатами нацио­нальных партийных съездов, созываемых раз в 4 го­да. Выборы президента и вице-президента (а также выборы всех членов палаты представителей, 1/3 се­наторов и подлежащих переизбранию губернаторов штатов) проводятся в 1-й вторник после 1-го поне­дельника ноября каждого високосного года. Амери­канская избирательная система предусматривает из­брание президента и вице-президента голосами чле­нов Коллегии выборщиков, избираемых в каждом штате всеобщим голосованием из числа местных партийных активистов. Голосуя за того или иного кандидата в президенты, рядовой избиратель одно­временно голосует за выборщика конкретной пар­тии, который, как правило, обязан поддержать кан­дидата своей партии. Каждый штат избирает количе­ство выборщиков, равное общему количеству пред­ставителей данного штата — сенаторов и членов па­латы представителей — в конгрессе США. Избранные общенародным голосованием выборщики соби­раются (раздельно по штатам) в столице своего шта­та в 1-й понедельник после 2-й среды декабря висо­косного года и избирают президента и вице-прези­дента США путём заполнения специальных форм. Если кандидат в президенты не получил большинст­ва голосов выборщиков, вопрос о будущем президен­те передаётся в палату представителей конгресса США, избирающую президента из 3 кандидатов, по­лучивших наибольшее число голосов рядовых изби­рателей. Согласно принятой в 1933 XX поправке к Конституции США, официальной датой вступления президента в должность является полдень 20 января года, следующего за годом выборов. В случае смерти или неспособности президента исполнять свои обя­занности его преемником становится вице-прези­дент. В случае смерти или отсутствия вице-прези­дента порядок преемственности власти предусмат­ривает её дальнейший переход к спикеру палаты представителей, временному президенту сената, а за­тем к членам кабинета министров согласно хроноло­гии создания соответствующих министерств — Гос­департамента, обороны, финансов и т.д.

Президентом может быть гражданин США «по рождению», старше 35 лет и проживший в стране не менее 14 лет. Конституция не предусматривает выс­шего возрастного предела для лиц, избираемых на пост президента. Конституция наделяет президента широкими полномочиями. Он обладает правом зако­нодательной инициативы, представляет страну за ру­бежом, является верховным главнокомандующим Вооружённых сил, назначает (с последующим ут­верждением сенатом США) членов кабинета и выс­ших чиновников правительственных учреждений, а также федеральных судей, включая членов Верхов­ного суда и послов. Президент имеет право заключать международные соглашения в форме исполнитель­ного соглашения, не подлежащего одобрению сена­том, но имеющего такую же юридическую силу, что и международный договор. Конституция предоставля­ет президенту право помилования и отсрочки приве­дения приговора в исполнение в отношении осуж­дённых по федеральным законам. Он имеет право со­зыва чрезвычайных сессий одной или обеих палат конгресса и право переноса очередных сессий кон­гресса. Президент представляет проект федерального бюджета на рассмотрение конгресса и располагает правом вето в отношении законопроектов, одобрен­ных конгрессом, а также издания президентских при­казов, практически равнозначных законам. Президентское вето может быть преодолено повторным го­лосованием 2/3 членов конгресса. При возникнове­нии острых международных или внутренних кризис­ных ситуаций президент может прибегнуть к исполь­зованию чрезвычайных полномочий. Согласно Зако­ну о военных полномочиях 1973, президент США имеет право вводить войска на территорию, в воздушное пространство или в территориальные воды иностранного государства на срок до 60 дней без одо­брения конгресса США.

Функции вице-президента в конкретной админис­трации определяются президентом, но носят преиму­щественно представительский характер. Вице-прези­дентом не может быть избран житель того же штата, где проживает президент.

Структура исполнительной власти США вклю­чает: кабинет министров, состоящий из глав феде­ральных ведомств высшей категории — 15 минис­терств (Государственного департамента, обороны, финансов, юстиции, торговли, внутренних дел, сель­ского хозяйства, труда, здравоохранения и социаль­ных служб, образования, транспорта, энергетики, жилищного строительства и городского развития, по делам ветеранов, внутренней безопасности), минис­терства армии, Военно-морского флота и Военно-воздушных сил, не входящие в правительство; Ис­полнительное управление президента (включая ап­парат Белого дома, советников и помощников прези­дента); Административно-бюджетное управление (АБУ); Экономический совет при президенте; Совет национальной безопасности (СНБ); Управление по вопросам военно-технической политики и более 60 федеральных агентств и ведомств, включая Феде­ральную резервную систему, ЦРУ, Национальный научный фонд, Экспортно-импортный банк, Нацио­нальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, Администрацию малого бизнеса, Администрацию фермерского кредита, Поч­товую службу США.

Главой исполнительной власти в штате является губернатор, избираемый на 4 или 2 (Нью-Хэмпшир, Вермонт) года, который руководит работой админис­траций (правительств) штатов. Штаты обладают ав­тономией в вопросах государственного строительства и социально-экономического регулирования. Испол­нительная власть в городе осуществляется выборным мэром или назначаемым управляющим (выборы и на­значения являются прерогативой городского Совета).

Высший орган федеральной судебной власти — Верховный суд США состоит из 9 федеральных судей, включая председателя Верховного суда. Члены Верховного суда назначаются президентом на по­жизненный срок с правом выхода в отставку по соб­ственному желанию. На федеральном уровне функ­ционируют также 94 окружных суда, рассматриваю­щие дела, подпадающие под федеральную юрисдик­цию, специальные суды, включая 12 региональных апелляционных судов и судов по банкротству, и суд по внешней торговле. В систему судебной власти США входят также суды отдельных штатов и окру­гов (графств).

Основа политического процесса в США — сущест­вование двухпартийной системы. Ведущие партии: Демократическая (организационно оформилась в 1828, получила нынешнее название в нач. 1830-х гг.) и Республиканская (основана в 1854), между которыми в основном и ведётся борьба за руководство страной. Опирающиеся на различные социальные группы об­щества Республиканская и Демократическая партии разделяют отправные положения, лежащие в основе американской политической и социально-экономиче­ской системы. Их могут различать подходы к решению конкретных вопросов внутренней и внешней полити­ки, определению степени государственного регулиро­вания и реформирования социально-экономической жизни страны. Символ Республиканской партии — слон, Демократической — осёл.

На отдельных этапах исторического развития США существовало множество других партий, кото­рым никогда не удавалось провести своего кандидата на пост президента страны или занять преобладающее положение в конгрессе США. Обычно в президент­ских выборах принимают участие от 5 до 8 партий, включая две ведущие. Так называемые третьи партии не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на государственную политику. Лишь один раз за всю ис­торию страны «третья» партия — Прогрессивная пар­тия Т. Рузвельта — смогла оттеснить одну из двух ве­дущих партий (Республиканскую) на 3-е место по числу полученных на президентских выборах голосов (1912). «Третьим» партиям неоднократно удавалось добиваться серьёзной поддержки у традиционного электората одной из двух основных партий, препятст­вуя тем самым её победе на выборах. Коммунистичес­кая партия США (основана в 1919) никогда не пред­ставляла значительной политической силы, но регу­лярно участвовала в президентских выборах 1924— 84. Из числа левых партий наибольшего успеха доби­валась Социалистическая партия в 1912, получив св. 900 тыс. голосов.

Финансирование партийной деятельности осуще­ствляется в основном за счёт добровольных пожерт­вований путём сбора средств среди сторонников соот­ветствующих партий. Чёткой организационной структуры и официального членства в партиях не предусмотрено; популярность партии и её политичес­кое влияние определяются лишь в ходе избиратель­ных кампаний по количеству поданных за их кандида­тов голосов. Малозаметной повседневной деятельнос­тью ведущих партий руководят национальные коми­теты соответствующих партий во главе с националь­ными председателями. Отделения национальных пар­тийных комитетов существуют во всех штатах. Их ак­тивность (преимущественно в форме сбора финансо­вых средств и предвыборной агитации) проявляется лишь в преддверии и в ходе избирательных кампаний. Формальным лидером партии считается действую­щий президент страны, выдвинутый конкретной пар­тией, или (до следующих выборов) претендент на пост президента страны от партии, потерпевшей пора­жение на предыдущих выборах.

В США существует более 2,5 тыс. независимых профсоюзов и объединений. Ведущее профсоюзное объединение — Американская федерация труда — Ко­митет производственных профсоюзов (АФТ-КПП) объединяет 63 отраслевых профсоюза (13 млн чле­нов). В профсоюзах состоят в общей сложности ок. 16,2 млн чел. (13,2% общенационального контингента занятой рабочей силы). В нач. 21 в. отмечается даль­нейшее сокращение числа членов профсоюзов: в 1983—2002 их численность сократилась на 6,9%. Сре­ди членов профсоюзов преобладают мужчины и чер­нокожие; ок. 40% членов профсоюзов являются госу­дарственными служащими и лишь менее 10% работа­ют в частном секторе. Наиболее широко охваченной профсоюзами является сфера транспорта (23,8%). Средняя недельная заработная плата наёмных работ­ников — членов профсоюза составляет 740 долл.; средняя заработная плата наёмных работников — не­членов профсоюза — 587 долл. Наибольшее число членов профсоюзов проживает в штатах Калифорния, Нью-Йорк и Иллинойс.

В США насчитывается более 25 тыс. крупных на­циональных ассоциаций и обществ и более 53 тыс. ре­гиональных, штатных и местных общественных орга­низаций. Самые крупные из них — Американская ав­томобильная ассоциация (45 млн членов), Американ­ская ассоциация пенсионеров (32 млн членов). В 1960—70-х гг. в США существовало большое число общественных организаций, выступавших против войны, в защиту гражданских прав и свобод, за расо­вое равенство, а также женских и молодёжных орга­низаций. К кон. 20 в. многие из них перестали сущест­вовать или заметно сократили масштабы деятельнос­ти в связи со снижением общественной актуальности поднимаемых ими проблем. Аналогичная ситуация наблюдается и в деятельности экстремистских орга­низаций расистского или антикоммунистического ха­рактера (Ку-клукс-клан, Общество Джона Бёрча и др.). Крупнейшей из организаций чернокожих амери­канцев является Национальная ассоциация содейст­вия прогрессу цветного населения (500 тыс. членов), ежегодно (с 1915) присуждающая афро-американцам медаль им. Спрингарна за высокие достижения в раз­личных областях политической и общественной дея­тельности, науки и культуры. Значительно возросла активность общественных организаций, выступаю­щих в защиту окружающей среды и гражданских прав, интересов потребителей. Основные организа­ции делового мира США: Национальная ассоциация промышленников (18 млн членов), Торговая палата США (215 тыс.) и др. Гендерными проблемами зани­маются феминистские организации: Национальная организация женщин (500 тыс. членов), Лига жен­щин-избирательниц Америки (150 тыс.) и др.

Главнокомандующий Вооружёнными силами стра­ны — президент США. Непосредственное руководство ими осуществляется Министерством обороны. Штаб-квартирой министерства является здание в г. Вашинг­тоне, известное как Пентагон (пятиугольник). Ми­нистр обороны назначается президентом (с согласия сената) из гражданских лиц. ВС включают Сухопут­ные силы (армию), ВВС, ВМФ и морскую пехоту. Об­щее руководство этими видами ВС осуществляют ми­нистры армии, флота и авиации, а также командую­щий корпусом морской пехоты. Министры и сотруд­ники аппарата министерств являются гражданскими лицами. Рабочий орган Министерства обороны — Ко­митет начальников штабов (КНШ) в составе предсе­дателя, заместителя председателя, начальников шта­бов армии, ВВС и ВМС и командующего (комендан­та) корпусом морской пехоты. КНШ осуществляет оперативное управление ВС страны.

Численность регулярных ВС — 1,3 млн чел., нахо­дящихся на действительной военной службе. 86% американских военнослужащих составляют мужчи­ны. ВС комплектуются на добровольной основе из лиц, достигших 18 лет; все военнослужащие получают денежное содержание. Военнослужащие, демобилизо­ванные с безупречным послужным списком, пользуются преимуществами при поступлении в высшие учебные заведения, получении льготного жилищного займа и при трудоустройстве. Кроме военнослужа­щих, находящихся на действительной службе, в аме­риканских ВС 650—750 тыс. чел. гражданского персо­нала. В состав ВС входят также Национальная гвар­дия (ок. 470 тыс. чел.), состоящая из Сухопутных и Военно-воздушных сил, а также организованные ре­зервы армии (ок. 780 тыс. чел.). Национальная гвар­дия предназначена для обороны территории США в случае высадки вражеских войск, выполняет отдель­ные задачи противовоздушной обороны, а также ис­пользуется для борьбы с массовыми беспорядками, последствиями стихийных бедствий и т.п. Военнослу­жащие Береговой охраны США в мирное время под­чинены Министерству транспорта; в военное время переходят в ведомство Министерства ВМФ.

Совет национальной безопасности (СНБ) являет­ся координирующим органом при президенте США, направляющим деятельность всех правительствен­ных учреждений в военной области. В состав СНБ входят постоянные члены совета: президент (предсе­датель совета), вице-президент, госсекретарь, ми­нистр обороны. По решению президента в него могут также входить руководитель аппарата Белого дома, министры финансов, юстиции, внутренней безопас­ности, некоторые другие ответственные государствен­ные деятели. В качестве постоянных советников в за­седаниях совета участвуют председатель КНШ и ди­ректор ЦРУ как главные советники президента по во­енным вопросам и разведке. Руководителем рабочего аппарата СНБ является советник (помощник) прези­дента по национальной безопасности.

Военные расходы США составляют (в текущих ценах) 347,99 млрд долл. (3,2% ВВП, 16,96% феде­рального бюджета) (2002).

Преступность и пенитенциарная система. Тяж­кие преступления на 100 тыс. чел. — св. 500. Количество заключённых — 1,3 млн чел.