Страны мира

Соединённые Штаты Америки: История

Первые американцы — выходцы из северо-восточ­ной Азии появились ок. 10—15 тыс. лет назад, попав на Аляску через Берингов пролив. Позднее южные и за­падные части континента стали осваивать выходцы из Полинезии. Первыми европейцами в Новом Свете ста­ли испанцы. В октябре 1492 три испанские каравеллы под командованием Христофора Колумба открыли ос­тров, названный Сан-Сальвадором — «Святым Спаси­телем». В 1507 лотарингский географ М. Вальдземюллер предложил именовать Новый Свет Америкой в честь флорентийского мореплавателя Америго Веспуччи, участника экспедиций к восточному побережью Южной Америки (1499—1504).

Первое английское поселение в Америке возникло в 1607 на территории, позднее названной Вирджиния. Французские землепроходцы появились на конти­ненте в 17 в. В августе 1619 в Новый Свет прибыл гол­ландский корабль, доставивший в Америку первых чёрных африканцев. Негры стали превращаться в по­жизненных рабов. Рабский труд — основа плантаци­онного хозяйства в южных колониях, главными куль­турами которого стали табак и хлопок. В декабре 1620 на Атлантическое побережье континента прибыл ко­рабль «Мэйфлауэр» со 102 английскими пуританами-кальвинистами, именовавшими себя пилигримами. На протяжении 75 лет после основания Вирджинии возникли еще 12 колоний — Нью-Хэмпшир, Массачу­сетс, Род-Айленд, Коннектикут, Нью-Йорк, Нью-Джерси, Пенсильвания, Делавэр, Мэриленд, Север­ная Каролина, Южная Каролина и Джорджия. Разви­тие колоний сопровождалось войнами с индейцами. Контроль за политической и экономической жизнью колоний сохранялся за английским правительством. Английская революция 1688 положила начало разви­тию капиталистических отношений и ускорила обра­зование общеанглийского рынка, подтолкнув разви­тие социальных процессов в колониях. Принятые в Англии в кон. 17 — 1-й пол. 18 в. законы ущемляли экономические интересы американских колоний и превращали их в сырьевой придаток метрополии и рынок сбыта готовой продукции. Дискриминацион­ная политика метрополии препятствовала развитию американской промышленности, сельского хозяйства и мануфактур, что вызывало недовольство колонис­тов, требовавших демократизации политических ин­ститутов, расширения избирательных прав населе­ния, вывода английских войск. Активными сторонни­ками и пропагандистами идей американской незави­симости были Бенджамин Франклин (1706—90), То­мас Джефферсон (1743—1826), Томас Пейн (1737— 1809). В сентябре 1774 начал свою работу I Континен­тальный конгресс. Выработанная им Декларация прав содержала заявление о правах американских колоний на «жизнь, свободу и собственность».

19 апреля 1775 началась Война за независимость. Командующим американскими войсками стал гене­рал Джордж Вашингтон (1732—99). В мае 1776 Кон­тинентальный конгресс санкционировал преобразо­вание колоний в независимые от Великобритании ре­спублики — штаты со своими конституциями. 4 июля 1776 конгресс принял Декларацию независимости — основной документ Американской революции, а в 1777 были приняты Статьи Конфедерации — времен­ная конституция страны. Последние бои Войны за не­зависимость произошли осенью 1782. В 1782 в Пари­же был заключён мирный договор, по которому Вели­кобритания признала независимость США.

4 июля 1788 вступила в силу Конституция США. Первым президентом страны стал Дж. Вашингтон (1789—97). В 1791 были приняты первые 10 попра­вок к Конституции (Билль о правах), провозгласив­шие основные демократические свободы. Его положения не распространялись на женщин, чернокожих рабов и индейцев.

Первое правительство США было сформировано в сентябре 1789 и состояло из 5 департаментов (мини­стерств) — иностранных дел (Государственный де­партамент), финансов, военного и юстиции, а также ведомства Генерального почтмейстера. Конгресс США учредил Верховный суд США в составе 6 чело­век. Временной столицей США была объявлена Фи­ладельфия. В 1792 было начато строительство прези­дентской резиденции, ставшей известной позднее как Белый дом.

Наличие обширных земель и природных богатств, высокий уровень промышленного производства, при­ток иммигрантов и расширяющиеся внешнеторговые связи благоприятствовали капиталистическому разви­тию страны. Одновременно шёл процесс экстенсивно­го развития плантационного сельского хозяйства юж­ной и активной колонизации западной частей конти­нента. Политические интересы развивающегося по ка­питалистическому пути промышленного Севера и со­хранявшего феодальные отношения сельскохозяйст­венного рабовладельческого Юга часто приходили в столкновение. Образовались партии федералистов и антифедералистов, ориентировавшиеся на интересы различных географических регионов и слоёв общества.

Завершивший в 1797 своё президентство Дж. Ва­шингтон в прощальном послании к нации предостерёг соотечественников от опасности партийных склок и от «постоянных союзов, тесных контактов с любой ча­стью зарубежного мира». Сменивший Вашингтона президент Джон Адамс (1797—1801) способствовал принятию законов, направленных как против внеш­них врагов, так и против политической оппозиции внутри страны.

Заметный прогресс в политической, экономичес­кой и общественной жизни не устранил серьёзных проблем. Транспорт и связь в стране практически отсутствовали. Фермеры пользовались примитив­ной сельскохозяйственной техникой. Промышлен­ность нуждалась в квалифицированной рабочей си­ле. США оставались преимущественно сельскохо­зяйственной страной с небольшими фермами на Се­вере и обширными земельными угодьями — планта­циями на Юге. 90% населения северных штатов и 95% населения южных штатов проживали в сельско­хозяйственных районах. В США было лишь два го­рода с населением св. 25 тыс. чел. Значительная часть населения страны проживала вдоль Атланти­ческого побережья.

В кон. 18 в. начался постепенный экономический рост; население страны достигло в 1800 5 млн чел. Создавались новые промышленные предприятия, транспортные компании и банки. Шёл активный про­цесс повышения образовательного и культурного уровня населения страны. Стала быстро развиваться внешняя торговля. К нач. 19 в. на долю внешнеторго­вых операций США приходилась 1/7 всей англий­ской внешней торговли.

После избрания президентом Томаса Джефферсона (1801—09) начался пересмотр основных направле­ний внешней и внутренней политики. В 1803 США приобрели французскую Луизиану общей площадью более 2,6 млн км2, в результате чего американская территория увеличилась почти вдвое. В том же году в Европе началась 12-летняя Англо-французская вой­на. Вражда между европейскими державами распро­странилась на их американские владения и отрази­лась на внешней торговле и судоходстве США. Объ­ём американского экспорта сократился в 5 раз. В США увеличивались объемы нереализованных про­довольственных и промышленных товаров, росли безработица и число банкротств. Возникла опасность раскола страны.

Дипломатические отношения между США и Рос­сией официально ещё не были установлены, но при­сутствие России на континенте отмечалось уже в сер. 18 в. В результате освоения российскими промысло­виками Алеутских островов и Аляски в 1799 возник­ла Российская американская компания (РАК), сыг­равшая на протяжении своего 68-летнего существова­ния заметную роль во внутренней торговле США и в российско-американских торгово-экономических связях. РАК принадлежит ключевая роль в появле­нии понятия «Русская Америка» и укреплении пози­ций России на Тихоокеанском побережье Северной Америки. В 1807 между США и Россией были уста­новлены дипломатические отношения.

Администрация президента Джеймса Мэдисона (1809—17) столкнулась с серьёзными внешнеполити­ческими, внутриполитическими и экономическими проблемами. Растущие объёмы промышленного про­изводства, приток переселенцев из Европы требовали расширения территории США. Страна разделилась на два лагеря. Южные и западные штаты проявляли интерес к территориальной экспансии за счёт англий­ской Канады и испанской Флориды, а также за счёт земель на Западе, принадлежащих индейским племе­нам. В июне 1812 началась Англо-американская вой­на. В августе 1814 англичане заняли столицу США г. Вашингтон; к сентябрю 1814 в их руках оказалась значительная часть северо-востока США. В 1814 был подписан Гентский мирный договор, согласно которо­му обе стороны сохранили существовавшие до войны границы. Индейские племена были вынуждены усту­пить правительству США значительную часть своих земель к северу от реки Огайо, а также южную и за­падную части Алабамы. По договору 1819 Испания уступила США Флориду. К кон. 1819 в Союзе состо­яли уже 22 штата (11 свободных и 11 рабовладельчес­ких). Равное количество свободных и рабовладельче­ских штатов поддерживалось во имя соблюдения ра­венства их представительства и защиты их интересов в конгрессе США. Принятие в Союз новых штатов было сопряжено с нарушением равновесия и вызыва­ло осложнение внутриполитической обстановки. В 1821 был принят «Миссурийский компромисс», вре­менно обеспечивший соблюдение численного равен­ства. Он добавил к Союзу 24-й по счёту штат, но со­здал предпосылки будущей гражданской войны. В 1823 президент Джеймс Монро (1817—25) провозгла­сил доктрину, запрещавшую вмешательство европей­ских стран в дела Западного полушария (доктрина Монро). В годы президентства Джона Квинси Адамса (1825—29), Эндрю Джексона (1829—37) и Мартина Ван Бюрена (1837—41) продолжался процесс капита­листического развития страны, сопровождавшийся обострением внутриполитической и экономической борьбы между промышленным Севером и рабовла­дельческим Югом. Продолжалось становление поли­тических партий. Шёл активный рост рабочего и або­лиционистского движений. В следующие 20 лет сме­нились администрации 6 президентов — Уильяма Гаррисона (1841), Джона Тайлера (1841—45), Джейм­са Полка (1845—49), Закари Тейлора (1849—50), Милларда Филлмора (1850—53) и Франклина Пирса (1853—57). В 1845 был аннексирован Техас, ставший 28-м штатом. В 1846 США приобрели у Великобрита­нии значительную часть Орегона, а в результате Аме­рикано-мексиканской войны 1846—48 аннексировали 1,36 млн км2 мексиканской территории. В эти годы США приобрели в общей сложности более 2,5 млн км2 дополнительных территорий и провозгласили в 1845 концепцию «предопределённой судьбы», оправ­дывающую право доминировать над любой частью Нового Света от Атлантического до Тихого океана. В 1850 Калифорния стала 31-м штатом США. По дого­вору 1853 США приобрели у Мексики ещё ок. 140 тыс. км2 территории. Продолжался процесс вытесне­ния индейских племён с исконно принадлежавших им земель. Принятие в состав США новых штатов обост­рило противоречия между Севером и Югом. Попытки примирить интересы политических и экономических кругов этих регионов приносили лишь временные ре­зультаты. Вопрос о распространении рабства на не­давно принятые в Союз территории разгорелся с но­вой силой в 1854, после принятия Билля Канзас-Не­браска. Выборы нового президента США, которым стал Джеймс Бьюкенен (1857—61), раскололи страну по т. н. «линии Мэйсона-Диксона» — условной грани­це, разделявшей сторонников и противников рабства. В стране росло аболиционистское движение, кульми­нацией которого стало восстание 1859 под руководст­вом Джона Брауна.

Выразителем интересов политических, экономиче­ских и социальных сил, выступающих против рабства, стал Авраам Линкольн (1809—65), избрание которого президентом США в 1860 стало поводом к распаду страны. 20 декабря 1860 Южная Каролина приняла ре­шение об отделении от Союза. За ней последовали Миссисипи, Флорида, Алабама, Джорджия, Луизиана и Техас. 8 февраля 1861 отделившиеся штаты объяви­ли о создании Конфедеративных Штатов Америки. 12 апреля 1861 в стране началась Гражданская война, продолжавшаяся до мая 1865. Незадолго до окончания войны было совершено покушение на А. Линкольна, в результате которого он был убит. На смену ему при­шёл Эндрю Джонсон (1865—69). В годы его прези­дентства были восстановлены в правах большинство из ранее отколовшихся штатов. Начавшийся период Реконструкции — процесса демократических преобра­зований на Юге — не смог сгладить сохранявшиеся по­литические и экономические противоречия с Севером.

Гражданская война способствовала развитию аме­риканской экономики, особенно металлургической и электротехнической промышленности, а также транс­порта и связи. На службу экономическим нуждам го­сударства был брошен внушительный финансовый и интеллектуальный потенциал нации. Процессу про­мышленной революции в США способствовали круп­нейшие технические изобретения и открытия 2-й пол. 19 в. в различных областях американской промыш­ленности и сельского хозяйства. Превращение аграр­ной страны в индустриально развитое государство было особенно заметно в северо-восточных и запад­ных регионах страны. Росли города, создавались фаб­рики и заводы, закладывались рудники по добыче зо­лота, серебра и железной руды, строились транскон­тинентальные железнодорожные пути. Начали скла­дываться и обретать экономическую мощь, а затем и политическое влияние крупные производственные объединения в области металлургической, нефтяной, химической, пищевой, текстильной промышленнос­ти, а также в сферах транспорта и связи.

До кон. 19 в. ещё 5 политических деятелей стано­вились президентами США — Разерфорд Хейс (1877—81), Джеймс Гарфилд (1881), Честер Артур (1881—85), Гровер Кливленд (1885—89 и 1893—97), Бенджамин Гаррисон (1889—93) и Уильям Маккин-ли (1897—1901); двое из них — Гарфилд и Маккинли стали жертвами покушений. К концу века в США бы­ло уже 45 штатов. В 1898 началась и окончилась Ис­пано-американская война. На Дальнем Востоке был провозглашён принцип «открытых дверей», обеспе­чивший США неограниченный доступ к китайскому рынку. Быстрое развитие промышленности и сель­ского хозяйства сопровождалось ростом концентра­ции промышленности и централизацией финансово­го капитала. Крупный монополистический капитал США вышел на лидирующие позиции как в нацио­нальном, так и в международном масштабе, ознаме­новав тем самым наступление эры государственно-монополистического капитализма в стране и эпохи империализма в мире. Внутри страны возникали и исчезали многочисленные политические партии, от­мечалось распространение социалистических идей. Активным пропагандистом и проводником политики империалистической экспансии и буржуазного ре­формизма стал президент Теодор Рузвельт (1901— 09). Предпринятые им меры по ограничению роста и деятельности монополий не дали ожидаемого эффек­та. В руках монополистических объединений оказа­лись наиболее важные отрасли американской эконо­мики — металлургическая, нефтяная, угольная, пи­щевая, а также железнодорожный транспорт. Внеш­няя политика США формировалась в соответствии с интересами крупного капитала страны. Рузвельт про­возгласил политику «большой дубинки» и объявил долгом США исполнение роли международного по­лицейского на всей территории Центральной и Юж­ной Америки. Внешнюю и внутреннюю политику Рузвельта продолжил его преемник президент Уиль­ям Тафт (1909—13). После начала 1-й мировой вой­ны администрация президента В. Вильсона (1913— 21) провозгласила нейтралитет, а американский ка­питал взял на себя роль поставщиков и кредиторов стран Антанты. В апреле 1917 США вступили в вой­ну. 11 ноября 1918 в Версале был подписан мирный договор, положивший конец войне. В подготовке это­го документа и его составной части — Устава Лиги Наций — принимал активное участие Вильсон, но ему не удалось добиться согласия сената США на ут­верждение договора.

За годы войны доля США в мировой экономике существенно возросла, из должника они превратились в кредитора многих стран. В центре внимания 3 после­военных республиканских администраций США — Уоррена Гардинга (1921—23), Кэлвина Кулиджа (1923—29) и Герберта Гувера (1929—33) были вопро­сы, поставленные крупным капиталом страны, кото­рый был заинтересован в получении реальной полити­ческой и экономической выгоды от расстановки сил на международной арене после военного поражения Гер­мании и двух революций в России. На протяжении 12 лет внешнеполитический курс страны практически не менялся. Социально-экономическая ситуация в стра­не осложнялась с каждым годом. В октябре 1929 в США разразился экономический кризис, охвативший все сферы промышленного производства, сельского хозяйства и финансовой деятельности. Администра­ция Гувера оказалась неспособной справиться с кри­зисом и его последствиями. На выборах 1932 победу одержала Демократическая партия и её кандидат Франклин Рузвельт. Президентство Ф. Рузвельта, продолжавшееся в течение 12 лет (1933—45), ознаме­новалось крупнейшими историческими событиями. Рузвельт предпринял решительные шаги в области внутренней и внешней политики, включая проведение экономических и социальных реформ («новый курс») и установление в ноябре 1933 дипломатических отно­шений с СССР. В области внешней политики особую озабоченность администрации Ф. Рузвельта вызыва­ли планы Японии на Дальнем Востоке и Германии в Европе, предусматривавшие новый передел мира. До 2-й мировой войны США воздерживались от прямого участия в европейских делах, но после её начала в сен­тябре 1939 стали оказывать всё большую поддержку жертвам агрессии со стороны гитлеровской Германии. В марте 1941 был принят Закон о ленд-лизе, предусма­тривавший оказание им помощи вооружением и стра­тегическим сырьём. После нападения Германии на СССР действие этого закона было распространено и на СССР. США вступили во 2-ю мировую войну по­сле нападения Японии на американскую военно-мор­скую базу в Пёрл-Харборе в декабре 1941. В ходе вой­ны была создана антигитлеровская коалиция, основ­ными участниками которой стали США, Великобри­тания и СССР. В ходе встреч руководителей госу­дарств «большой тройки» в Тегеране (1943) и Ялте (1945) согласовывались вопросы их военного сотрудничества в целях разгрома Германии и её союзников, включая вопрос об открытии второго фронта в Европе, а также послевоенное сотрудничество и создание ООН. Основные военные действия с участием США и Великобритании разворачивались в Северной Афри­ке, Италии и на острове Сицилия. Второй фронт был открыт в Нормандии (Франция) в июне 1944. В апре­ле 1945 Рузвельт скоропостижно скончался и на пре­зидентский пост заступил Гарри Трумэн (1945—53), подвергнувший пересмотру курс на послевоенное со­трудничество с СССР. В ходе последней встречи «большой тройки» в Потсдаме в июне 1945 выявились разногласия между СССР и США по ряду аспектов послевоенной политики. Атомные бомбардировки японских городов Хиросима и Нагасаки (август 1945) продемонстрировали намерение США воспользовать­ся монополией на ядерное оружие. Потери США в жи­вой силе за годы войны составили ок. 300 тыс. убиты­ми и св. 670 тыс. ранеными. За военные годы доходы американских корпораций выросли более чем вдвое.

С окончанием войны на первый план вышли про­тивоположные национальные интересы бывших со­юзников. Начавшаяся в 1945 «холодная война» и гон­ка вооружений продолжались почти пять десятиле­тий. В развитие курса на сдерживание СССР США заключили в 1945—49 двусторонние оборонительные пакты с 42 государствами. Послевоенным внешнепо­литическим интересам США отвечали объявленные администрацией «план Маршалла», доктрина Трумэ­на и программа военно-технической помощи в «борь­бе с коммунизмом». По инициативе США в апреле 1949 был подписан Североатлантический пакт, преду­сматривавший создание НАТО. В самих США начал­ся период маккартизма — борьбы с инакомыслием и «антиамериканизмом». В 1947 были образованы ЦРУ и СНБ. В 1950 началась война в Корее, в которой по разные стороны фронта приняли активное участие Вооружённые силы США и КНР. В ответ на появле­ние в 1949 атомной бомбы у СССР в ноябре 1952 США произвели первое успешное испытание термо­ядерного устройства. Жёсткая линия конфронтации с СССР продолжалась и при преемнике Трумэна пре­зиденте Дуайте Эйзенхауэре (1953—61). В 1953 война в Корее закончилась; в последующие годы появились возможности переговоров между США и СССР с це­лью нормализации отношений. Акция с засылкой американского разведывательного самолёта У-2 в воздушное пространство СССР в 1960 сорвала пере­говорный процесс. Первые шаги к нормализации со­ветско-американских отношений были предприняты в годы администрации Джона Кеннеди (1961—63), од­нако убийство президента, а затем начатая его преем­ником президентом Линдоном Джонсоном (1963—69) война во Вьетнаме (1964—76) надолго прервали по­пытки нормализовать эти отношения. Переход от «эры конфронтации» к «эре переговоров» и начало разрядки международной напряжённости («детанта») связывается с президентством Ричарда Никсона (1969—74). В 1972—74 состоялись три встречи на высшем уровне между руководителями США и СССР, в ходе которых были подписаны десятки дву­сторонних соглашений, включая первые соглашения в области разоружения и контроля над вооружением. Внутриполитический «уотергейтский скандал» при­вёл к отставке президента Никсона (август 1974). При сменившем его в Белом доме Джеральде Форде (1974—77) закончилась война во Вьетнаме, но прези­денту не удалось добиться серьёзных успехов во внешней и внутренней политике. В 1976 президентом США был избран Джеймс (Джимми) Картер (1977— 81). В годы его президентства экономическое положе­ние в стране значительно ухудшилось. С 1 января 1979 были установлены дипломатические отношения с КНР, но осложнились отношения с Ираном, где по­сле свержения шаха были взяты в заложники сотруд­ники американского посольства. В июне 1979 в Вене состоялась встреча советских и американских руково­дителей, завершившаяся подписанием Договора меж­ду СССР и США об ограничении стратегических на­ступательных вооружений (ОСВ-2), но в кон. 1979 после вступления советских войск в Афганистан от­ношения с СССР вновь осложнились. Во встречах на высшем уровне между американскими и советскими руководителями наступил длительный перерыв, про­должавшийся в течение 1-й пол. президентства Ро­нальда Рейгана (1981—89). Произошло серьёзное ос­ложнение международной обстановки, вызванное но­вым витком гонки вооружений и намерением админи­страции США вести переговоры с СССР с позиции силы. В Латинской Америке и странах Азии и Афри­ки активно финансировались режимы и силы, высту­павшие с антисоветских позиций. С нач. 1984 были проведены несколько советско-американских встреч на высшем уровне, в результате чего конфронтация стала ослабевать. Оживление американской экономи­ки и открывшиеся перспективы нормализации меж­дународной обстановки стали связываться с продол­жением внешнеполитического и внутриполитическо­го курса администрации Рейгана. Преемственность этого курса обеспечивалась избранием Джорджа Буша. В годы его президентства (1989—93) ситуация в стране заметно ухудшилась — начался экономичес­кий спад, стали расти безработица и бюджетный де­фицит. В области внешней политики администрация решительно выступила против попытки Ирака аннек­сировать Кувейт. Война в Персидском заливе («Буря в пустыне») длилась ок. 1,5 мес. и завершилась пора­жением Ирака. В декабре 1991 СССР распался. Рос­сийская Федерация была немедленно признана США. В феврале 1992 российский президент Б.Н. Ельцин и Дж. Буш официально провозгласили окончание «хо­лодной войны». До окончания президентства Буша Россия и США подписали Договор о дальнейшем со­кращении и ограничении наступательных вооруже­ний (СНВ-2), а США, Канада и Мексика — Североа­мериканское соглашение о свободе торговли (НАФ-ТА). В январе 1993 президентом США стал Уильям Дж. (Билл) Клинтон (1993—2001). Окончание «хо­лодной войны» позволило его администрации уде­лять больше внимания обеспечению интересов США в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) и Африке. Нормализовались политические и стали развиваться торгово-экономические отношения США с КНР, бы­ло отменено эмбарго на торговлю с Вьетнамом, пред­принята попытка урегулировать отношения с КНДР. Идея «атлантического дома», построенного на фунда­менте НАТО, стала утрачивать привлекательность для государств Западной Европы, но получила под­держку у стран Центральной и Восточной Европы. В годы президентства Клинтона стала формироваться внешнеполитическая стратегия, сочетавшая неоизо­ляционистские положения с принципом ограничен­ного (или выборочного) участия США в выработке совместно с другими государствами (прежде всего со своими союзниками) решений по спорным междуна­родным проблемам, но при обязательном сохранении американского лидерства. США упрочили своё воен­ное превосходство и сохранили своё военное присут­ствие в Европе, АТР и в зоне Персидского залива. За­ключительный период администрации Клинтона был омрачён скандалом, прозванным «Моникагейт», кото­рый едва не завершился импичментом президента. Перед тем как покинуть Белый дом, Клинтон объявил о планах развёртывания национальной системы про­тиворакетной обороны США (ПРО) для защиты аме­риканской территории и вооружённых сил за её пре­делами от оружия массового поражения. Реакция ев­ропейских стран на это намерение и негативное отно­шение к нему РФ вынудили Клинтона оставить реа­лизацию этих планов своему преемнику. В январе 2001 началась администрация 43-го президента США Дж. У. Буша. Первые 2 года его президентства харак­теризовались осложнением внутренних социально-экономических проблем. Однако основной пробле­мой администрации стала борьба с международным терроризмом и контроль за распространением ору­жия массового поражения. 11 сентября 2001 нападе­нию арабских пилотов-смертников подверглись зда­ния нью-йоркского Центра всемирной торговли и Министерства обороны в Вашингтоне, в результате чего погибли ок. 3 тыс. чел. В марте 2003 США и Ве­ликобритания при дипломатической поддержке дру­гих стран приступили к ликвидации режима Саддама Хусейна в Ираке, обвинённого в обладании оружием массового поражения и содействии международному терроризму. Военная акция завершилась устранением режима с политической арены и утверждением США в роли единственной мировой сверхдержавы.