Страны мира

Судан: Экономика

С. относится к числу слаборазвитых стран и вхо­дит в группу беднейших государств мира. ВВП 12,2 млрд долл., доход на душу населения 385 долл. (2001). Инфляция — 10% (2001). Основа экономики — сель­ское хозяйство, в котором занято ок. 80% экономичес­ки активного населения. На его долю приходится 45% ВВП. Доля промышленности в ВВП 22,8% (в ней за­нято ок. 5% населения), сектора услуг — 31,6% (2002).
Несмотря на большие ресурсы полезных ископа­емых, промышленность С. в целом развита слабо. Основные отрасли: добывающая (8,7% ВВП), обра­батывающая (7,9% ВВП), лёгкая и пищевая, фарма­цевтическая, производство строительных материа­лов. В стране сохраняется серьёзная нехватка элект­роэнергии.

Наиболее динамично развивается добыча и пере­работка нефти. Запасы нефти, по оценкам, превыша­ют 3 млрд барр. В 1999 завершено строительство 1610 км нефтепровода, соединившего южносуданское мес­торождение Хеглик с терминалом на Красном море (Порт-Судан). Годовая добыча нефти составляет ок. 13 млн т (2002). Часть добываемой нефти поступает на нефтеперерабатывающий завод на окраинах Хар­тума. Добыча, экспорт и переработка части нефти поз­волили правительству удовлетворить внутренние по­требности страны в нефтепродуктах и сэкономить до 350 млн долл. США, которые ежегодно расходовались на импорт. Это также дало возможность правительст­ву объявить уже в сер. 2000 о снижении цен на 27% на бензин и на 17% на газолин и керосин.

Добыча хромовой руды составляет ок. 4 тыс. т (1996), золота 3700 кг. Запасы железной руды опреде­лены более чем в 500 млн т.

Обрабатывающая промышленность (1999): мука — 532 тыс. т, сахар — 622 тыс., растительное масло — 100 тыс., цемент — 267 тыс. т, текстиль — 35 млн яр­дов, обувь — 48 млн пар, сигареты — 122 т.

Электроэнергия, используемая в промышленнос­ти, сельском хозяйстве и быту, производится на 12 тепловых и 3 гидроэлектростанциях. Среднее потреб­ление электроэнергии на душу населения составляет ок. 53 кВт-ч. Более 80% электроэнергии вырабатыва­ется на электростанциях в центральном районе С. Он стал ядром единой энергосистемы, связывающей все ГЭС на Сеннарской плотине, в Хашм Эль-Герб и в Эр-Росейресе с трансформаторными подстанциями в провинциях Хартум, Верхний Нил и Северная. На центральный район приходится более 80% суммарно­го энергопотребления. Доля южных и западных райо­нов — 2%. Промышленность потребляет 39% всей производимой электроэнергии, коммунально-быто­вой сектор — 37%, остальное приходится на сельское хозяйство, транспорт и прочие отрасли экономики. Доля электроэнергетики в ВВП 3%. В соответствии с программой экономического развития предполагает­ся построить дополнительно 10 плотин на Голубом и Белом Ниле, также на реке Атбара.

С. располагает значительными земельными угодья­ми. Площадь обрабатываемых земель 12,5 млн га, но орошаемые составляют лишь 1,9 млн га (15%). Паст­бищами занято 56 млн га, лесные массивы занимают 46,5 млн га.

Основная товарная культура — хлопчатник, глав­ным образом тонковолокнистый. Основной хлопко-производящий центр — Гезира (80% сбора). Доля хлоп­ка в общем экспорте падает. Собирается ок. 100 тыс. т (1998). Выращивается также арахис (4-е место в Афри­ке) — 800 тыс. т, кунжут — 165 тыс., пшеница — 597 тыс., сорго — 4891 тыс. т, а также просо, бобы, ячмень, кукуруза. Важное место в сельскохозяйственном про­изводстве занимают плодовые культуры (манго, апель­сины, грейпфруты, лимоны, бананы и др.), бахчевые (арбузы, дыни) и овощные (лук, томаты и др.).

Животноводство — вторая традиционная отрасль сельского хозяйства. С. обладает богатейшими живот­новодческими ресурсами: продуктивными пастбища­ми, значительными площадями, большим поголовьем скота. Поголовье крупного рогатого скота — 20—22,5 млн голов, овец — 19—20 млн, коз — 13,5—14 млн, вер­блюдов — 3 млн, ослов — 650—670 тыс., лошадей — 20—21 тыс. Численность домашней птицы ок. 30 млн.

Запасы древесины оцениваются 1,3 млрд м3 в ди­корастущих лесах и 8 млн м3 в лесопарках. Лесозаго­товка (1997, тыс. м3): пиловочные брёвна, фанерный и шпальный кряж — 110, прочая деловая древесина — 2092, топливная древесина —14 111, итого: 16 313; гу­ммиарабик — 25.

С. располагает значительными рыбными ресурса­ми. Источниками служат Нил и его притоки, различ­ные водоёмы и Красное море. Улов составлял (тыс. т в живом весе, 1997): нильская рыба — 11, прочая прес­новодная — 31, морская — 5, внутренние водоёмы — 42, Красное море — 5.

Протяжённость железных дорог 5503 км. Основ­ная экспортно-импортная магистраль соединяет Хар­тум и Порт-Судан — 787 км. Важное значение имеют ветки Вади Хальфа — Атбара — Хартум — Эль-Обейд, Эль-Обейд — Ньяла, Бабануса — Вау.

Автомобильный транспорт обеспечивает 60% внутренних перевозок. Общая протяжённость авто­мобильных дорог 48 тыс. км, однако с твёрдым покры­тием 2335 км. Важнейшая шоссейная дорога — Хар­тум — Порт-Судан (1186 км).

Единственный морской порт С. Порт-Судан осно­ван ещё в 1912. Его пропускная способность 8 млн т в год. Ведутся работы по увеличению его пропускной способности до 13 млн т. В 1999 построен грузовой терминал для экспорта нефти между Порт-Суданом и заброшенным портом Суакин. При финансовом со­действии европейских стран ведутся работы по созда­нию нового порта Суакин в 60 км от Порт-Судана мощностью до 1,5 млн т грузов в год. Торговый флот 19 судов грузоподъёмностью 43 078 т.

Речной транспорт особого развития не получил. Длина навигационного маршрута С. 4068 км, из кото­рых 1723 км открыты для навигации круглый год. Для судоходства используется как Белый Нил, так и Голу­бой Нил. Белый Нил — важнейший путь, связывающий северные и центральные районы страны с южными. Го­лубой Нил имеет меньшее значение, так как перевозки по нему на длительные расстояния невозможны. В С. действует совместное судано-египетское предприятие, занимающееся перевозками по озеру Насер между го­родами Вади Хальфа в С. и Асуан в Египте.

Государственная авиакомпания «Судан Эйру-эйс» преобразована в 1993 в акционерное общество с участием местного и иностранного частного капита­ла. Компания имеет в своём распоряжении 3 пасса­жирских и 7 грузовых самолётов. В 1999 объявлено о намерении построить новый международный аэро­порт в 20 км восточнее Хартума с двумя взлётно-по­садочными полосами.

Телефонная сеть С. состоит из 99 тыс. линий. В 1997 введена в действие мобильная телефонная сеть для провинции Хартум. Впоследствии к ней присое­динятся другие провинции. С февраля 1999 осуще­ствляется проект по увеличению числа абонентов суданской телефонной сети со 180 тыс. до 1,5 млн к 2003. До 70% телефонных линий действуют в столи­це, остальные в 10 крупных городах.

В 2001 второй год подряд внешнеторговый баланс имел положительное сальдо в размере 50 млн долл. США. Экспорт 1,23 млрд долл., импорт — 1,18 млрд долл. США. Товарная структура экспорта (%): сырая нефть — 70, кунжут — 8, бензин — 4,5, золото — 4, жи­вой скот — 4, хлопок — 3, гуммиарабик и сахар. Струк­тура импорта (%): станки и оборудование — 28, пром­товары — 20, медикаменты — 7, пшеница — 9,7, нефте­продукты — 6. Добыча, переработка и экспорт нефти полностью изменили ситуацию с внешней торговлей С. Если ранее основным экспортным товаром была продукция сельского хозяйства, то теперь нефть и нефтепродукты. Поставки суданской нефти на 80% покрывают потребности Эфиопии в нефтепродуктах.

Основные торговые партнёры: Саудовская Ара­вия, Великобритания, Египет, Франция, КНР, Япо­ния, Италия, Германия, Эфиопия.

Рассматривается вопрос о вступлении С. в ВТО.

В 2000 правительство С. начало проведение бан­ковской реформы с целью укрепления экономической системы в стране. Претерпевает изменение и налого­вая политика государства.

С. имеет просроченную задолженность по погаше­нию внешних кредитов, и несколько лет назад стоял вопрос о приостановке его членства в МВФ. В 1993 Фонд лишил С. права голоса (такая акция была пред­принята против страны — члена Фонда впервые). Од­нако после начала экспорта нефти С. возобновил ре­гулярную выплату сумм Всемирному банку по обслу­живанию долга, в результате чего с августа 2000 его отношения с МВФ нормализовались. Общая сумма внешнего долга С. 20 млрд долл. США.

Для преодоления финансовых трудностей Цент­ральный банк С. объявил о мерах, разработанных для стимулирования развития, понижения уровня ин­фляции, стабилизации обменного курса, поддержки либерализации макроэкономики. Согласно разрабо­танной программе на 1998—2003, ВВП должен увели­читься на 6%, а инфляция — понизиться до 5%.

МВФ снял действовавшие в течение 9 лет санк­ции в отношении С., так как стране удалось сокра­тить задолженность и провести экономические ре­формы. В мае 2000 С. ввёл налог на добавленную стоимость (НДС), составивший 10% стоимости сде­лок по товарам и услугам, средства производства бы­ли изъяты из обязательств по импорту. Правительст­во С. планирует также расширить программу приватизации агропромышленных предприятий, транс­порта, средств связи.

Темпы экономического роста в 2001 6,7% (в 2000 8,3%). Это достигнуто за счёт бурного развития неф­тяной отрасли. В бюджете 2000 доход предусмотрен 298 млрд суд. дин., расходы — 335 млрд суд. дин.