Страны мира

Судан: Наука и культура

С. — страна богатой и самобытной культуры. Предки суданцев (мероиты) считаются создателями алфавитной письменности. Однако в современном С. стоит вопрос о ликвидации неграмотности. При­нятая в этом отношении после получения независи­мости программа позволила снизить неграмотность с 88% в 1956 (79% среди мужчин и 97,3% среди жен­щин) до 49,4% в 1993 (соответственно 35,6 и 62,5%). Тем не менее уровень неграмотности в стране остаёт­ся одним из самых высоких в мире: С. занимает 10-е место по числу неграмотных.

Начальное образование для детей в возрасте до 13 лет бесплатное. Среднее образование для детей от 14 лет продолжается 3 года. Система высшего образова­ния С. включает более 30 высших учебных заведений, в т.ч. 12 университетов, 10 институтов. Хартумский университет основан в 1956, Университет Двух Ни-лов — в 1993, Университет Джубы — в 1977, Универ­ситет «Гезира» — в 1978, Исламский университет в Омдурмане — в 1912. Значительное число суданцев

обучается в других странах (в Египте, Сирии, Герма­нии, США, Великобритании, РФ, на Украине и др.).

Современная суданская литература молода. Дух национально-освободительного движения в 1-й чет­верти 20 в. нашёл отражение в произведениях револю­ционного романтизма. С окончанием 2-й мировой вой­ны в суданской литературе появляется автобиографи­ческий жанр. Суданская поэзия послевоенного перио­да отличается революционно-демократическим пафо­сом, набирает силу реалистическое направление. Ха­рактерной чертой суданской литературы 1950—60-х гг. становится злободневность, привлекается внима­ние к повседневной жизни, к вопросам быта средних и низших слоёв, крестьянства, положения женщины в семье и в мусульманском мире. В 1970-е гг. появляют­ся такие известные суданские прозаики, как ат-Тайиб Салих, Ибрагим Харделло, Иса Хильва, Айюб аль-Халь, Набиль Гали и др. Литература народностей Юга получила развитие только после получения С. незави­симости. К нач. 21 в. суданская литература прошла путь от преодоления инерции традиционной арабской литературы через увлечение сентиментализмом и ро­мантизмом до овладения методом критического реа­лизма и приёмами европейского модернизма.

Закономерности развития, характерные для арабо-суданской и южносуданской литературы, просле­живаются и в музыкальной культуре, и в изобрази­тельном искусстве С.