Страны мира

Таджикистан: Государственное устройство и политическая система

Таджикистан — республика. В административно-территори­альном отношении делится на Согдийскую, Хатлон-скую области, Горно-Бадахшанскую автономную об­ласть и районы республиканского подчинения. Столи­ца и прилегающие 8 районов формируют отдельную административно-территориальную единицу.

Крупные города: Душанбе, Куляб, Курган-Тюбе, Гарм, Мургаб, Хорог.

Глава государства и исполнительной власти — пре­зидент. Э.Ш. Рахмонов был избран 6 ноября 1994, 6 ноября 1999 переизбран на 7 лет в соответствии с из­менениями, внесёнными в Конституцию по итогам ре­ферендума 26 сентября 1999, летом 2003 полномочия Э. Ш. Рахмонова продлены до 2020.

Правительство издаёт постановления и распоря­жения, исполнение которых на территории Т. обяза­тельно. Правительство слагает свои полномочия пе­ред вновь избранным президентом.

Премьер-министр — А. Акилов.

Законодательная власть — парламент — Маджлиси Оли. Срок его полномочий — 5 лет. В 1999 однопалатный парламент преобразован в двухпалатный: Маджлиси на-мояндагон (палата представителей) и Маджлиси милли (национальное собрание).

Маджлиси намояндагон состоит из 63 депутатов, из которых 41 избирается тайным голосованием по од­номандатным округам, а 22 — от политических партий и движений. Депутатом может быть избран гражданин не моложе 25 лет. В феврале 2000 состоялись выборы, Народно-демократическая партия Таджикистана (НДПТ) получила в нижней палате 34 места, комму­нисты — 13, исламисты — 2, независимые депутаты — 14. Председатель палаты — С.Х. Хайруллоев.

Маджлиси милли формируется местными органа­ми власти (25 чел.). Кроме того, 8 депутатов назнача­ются президентом. Членами палаты также являются, по их желанию, бывшие главы государства. В марте 2000 прошли выборы в 5 избирательных округах, сформированных в основных регионах страны. Боль­шей частью депутатами стали представители правя­щей НДПТ. Председатель палаты М.У.Убайдуллоев (действующий мэр Душанбе; согласно Конституции стал вторым лицом в государстве).

Местная власть состоит из представительных и ис­полнительных органов. Они обеспечивают исполнение Конституции, законов и законодательных актов. Орга­ном местной представительной власти в областях, горо­дах и районах является Маджлис народных депутатов, которым руководит председатель. Депутаты местных Маджлисов избираются сроком на 5 лет. Этот орган ут­верждает местный бюджет и отчёт по его исполнению, определяет пути социально-экономического развития территории, местные налоги и платежи в соответствии с законом, определяет способы управления и владения коммунальной собственностью и др.

Исполнительная власть на местах осуществляется представителем президента — председателем области, города и района. Председатель ответственен перед вы­шестоящим исполнительным органом и соответствую­щим Маджлисом народных депутатов. Органом само­управления в поселке и селе является джамоат.

Основные политические партии: Народно-демо­кратическая партия Т., Коммунистическая партия, Исламская партия возрождения Т., Демократичес­кая партия Т., Партия народного единства, Партия политического и экономического обновления и др.

Развитие ситуации в Т. определяется ходом реали­зации соглашения об установлении мира и националь­ного согласия. Компромисс, найденный правительст­венной стороной и ОТО, позволил остановить граждан­скую войну. Военные формирования ОТО распущены, часть из них влилась в силовые структуры правительст­ва. Состоялся референдум, на котором были приняты изменения и дополнения в Конституцию.

Переходный период, определённый соглашением 1997, завершился с проведением парламентских вы­боров на основе новой редакции Конституции.

Решением СБ ООН прекращён мандат Миссии на­блюдателей ООН в Т. Для содействия постконфликтно­му развитию в Т. в Душанбе начало работать Бюро ООН для политического обеспечения деятельности органов системы ООН в интересах реализации программ соци­ально-экономического восстановления страны.

Внешняя политика Т. с завершением процесса межтаджикского урегулирования нацелена на созда­ние условий, благоприятных для восстановления на­циональной экономики, разрушенной в ходе граж­данской войны, укрепление суверенитета и террито­риальной целостности страны.

Приоритетными для Т. являются отношения с РФ и др. государствами СНГ. Душанбе является сто­ронником укрепления интеграционных процессов в политической, военной, экономической и др. облас­тях. Т. присоединился к Таможенному союзу (с октя­бря 2000 — Евразийское экономическое сообщество), подписал все многосторонние соглашения, заключён­ные в рамках СНГ. Т. выступает за активизацию кол­лективных усилий в борьбе с международным терро­ризмом и незаконным оборотом наркотиков. Важное место во внешней политике занимают центральноа-зиатские страны, в первую очередь Узбекистан. Т. яв­ляется членом ЦАС. Большое значение придаётся во­просам укрепления региональной безопасности.

Т. участвует в разработке Договора о безъядерной зоне в Центральной Азии. Т. стремится к развитию от­ношений с исламским миром, в первую очередь — с Ираном. Т. последовательно выступал за политичес­кое урегулирование афганского конфликта путём пе­реговоров и создания широкопредставительного пра­вительства, участвовал в работе «группы соседей и друзей Афганистана» («Шесть плюс два»).

С осени 2001 оживились связи с США, западноевро­пейскими государствами. Душанбе уделяет значитель­ное внимание вопросам взаимодействия с ООН, высту­пает за усиление её стабилизирующей роли. На 54-й сес­сии ГА ООН Т. выдвинул предложение объявить 2003 Международным годом пресной воды. Т. заинтересован в продолжении и расширении контактов с ОБСЕ, высту­пает за её большую вовлеченность в оказание экономиче­ской и экологической помощи в постконфликтный пери­од, укрепление региональной безопасности.

Дипломатические отношения с РФ установлены 8 апреля 1992.

Вооружённые силы Т., по местным оценкам, на­считывают около 20 тыс. чел.: правительственная ар­мия — около 12 тыс., интегрированные отряды ОТО — 8 тыс. По сведениям Международного института стратегических исследований (Лондон), числен­ность армии Т. — 6 тыс. чел.