Страны мира

Тайвань: Экономика

Несмотря на ограниченные запасы полезных иско­паемых, экономика Т. до 2000 развивалась быстрыми темпами — 6—7% годовых. Однако в 2001 в экономике начался спад. В 2002 объём ВНП составил 9989,0 млрд тайв. долл. (288,9 млрд долл. США), а на душу населе­ния — 446 094 тайв. долл. (или 12 900 долл. США). Общая численность занятого населения 9,45 млн чел. При этом насчитывается 515 тыс. безработных, и без­работица составляет 5,2%. В течение 1990-х гг. инфля­ция 3—4% в год, в 2000—01 — 4,1%.

Основной составной частью ВНП является сфера услуг — 67,2%. Промышленность даёт 30,9% ВНП, из которых 25,3% приходится на обрабатывающую про­мышленность. Большая часть населения занята в об­рабатывающей промышленности — 27,6%, в торговле, питании и сфере услуг — 43,5% занятого населения.

Наиболее развитые отрасли промышленности — электронная, текстильная, химическая, пищевая, су­достроение, нефтяная. Особенно быстро развивается промышленность по производству информационных технологий — производство компьютеров, программ­ного обеспечения и комплектующих для них. По про­изводству высокотехнологичной продукции Т. зани­мает 4-е место в мире, отставая только от США, Япо­нии и КНР. В 2002 было выпущено 14,92 млн ком­пьютеров, по всем позициям — от ноутбуков и скане­ров до мониторов — доля Т. в мировом производстве этой продукции составляет 30—70%. Быстро развива­ется и автомобильная промышленность. В 2002 на Т. было выпущено 330 тыс. легковых автомобилей.

В сельском хозяйстве (1,9% ВНП) основные куль­туры — рис, пшеница, сахарный тростник, чай, фрук­ты, развито животноводство и рыболовство. В 2000 было собрано 1,54 млн т риса, 1,27 млн т пшеницы, 178 тыс т кукурузы, 20 тыс т чая, 2,89 млн т сахарного тростника, 12 тыс. т табака, произведено 256,4 тыс. т аквапродуктов, 1,16 млн т свинины.

Т. — важный транспортный узел в Восточной Азии. Общая протяжённость железных дорог — 4600 км, автомобильных дорог — 20 041 км. В 2001 по же­лезным дорогам было перевезено 19,3 млн т грузов, а по автомобильным — 301,0 млн т, перевезено пасса­жиров по железным дорогам — 476 млн чел., по авто­мобильным — 1091 млн чел. Крупные международные аэропорты — аэропорт им.Чан Кайши в пригороде Тайбэя и в Гаосюне. В 2001 в аэропортах Т. действова­ло 39 международных и 6 местных авиакомпаний. Са­мые крупные морские порты на Т. — Гаосюн и Цзи-лун. Кроме этого, имеется ещё 4 морских порта — Суао, Тайчжун, Хуалянь и Аньпин. Общий объём об­рабатываемых грузов составил 181,7 млн т (2000). Он обслуживает 32,6 млн пассажиров и 2,2 млн грузов в год (2001). На Т. хорошо развиты все средства связи. Имеется 12,84 млн абонентов постоянных телефонов, 21,63 млн абонентов мобильных телефонов, 6,23 млн пользователей сети Интернет.

Большая часть торгового оборота связана с внеш­ней торговлей. Тем не менее внутренняя торговля также имеет большое значение для экономики остро­ва. В 2000 насчитывалось св. 1 млн торговых организаций — от крупных оптовых фирм до мелких семей­ных лавок, включая предприятия питания и сферу ус­луг, у которых общий объём товарооборота составил 25 843,6 млрд тайв. долл.

Туризм не играет существенной роли в экономике Т. Всего в течение года на территорию острова совер­шается 2,624 млн чел.-визитов. Большую часть турис­тов представляют гости из Азии — 75,63%, затем из Северной и Южной Америки — 15,6%.

Основным направлением экономической и соци­альной политики Т. в нач. 21 в. является программа создания «Зелёного силиконового острова». Прези­дент Чэнь Шуйбянь во время своей инаугурации предложил для Т. эту программу, суть которой состо­ит в сохранении баланса между развитием экономики и охраной окружающей среды. Исполнительный Юань принял программу «Зелёного силиконового ос­трова», которая состоит из трёх частей: 1) развитие «экономики знаний»; 2) устойчивое сохранение окру­жающей среды; 3) справедливое общество. Эта про­грамма стала основой экономической политики на ближайшие 10 лет.

На Т. имеются Центральный банк Китая, кото­рый осуществляет кредитно-денежную политику в масштабах острова, и много различных коммерчес­ких банков, обслуживающих потребности в креди­тах отраслей, предприятий и регионов. В 2001 на­личная денежная масса в обращении составляла 4429,1 млрд тайв. долл., долговые обязательства — 21 939,2 млрд, резервный фонд — 1583,4 млрд, депо­зитов — 19 308,7 млрд, займов и инвестиций — 16 310,8 млрд тайв. долл. Центральное правительст­во и местные власти выпустили облигаций на об­щую сумму 457 млрд тайв. долл. На Т. также имеет­ся фондовая биржа, на которой в 2001 были зареги­стрированы 584 компании, её оборот составил 18 355 млрд тайв. долл. при резком падении по срав­нению с 2000 как объёма торгов почти вдвое, так и индекса «Тайэкс» более чем в 1,5 раза.

На протяжении последних лет после азиатского фи­нансового кризиса наблюдался то незначительный про­фицит, то незначительный дефицит правительственно­го бюджета, однако в 2000 (млрд тайв. долл.): доходы составили 2784,9, расходы 3140,9, дефицит 356,0. Большая часть доходов бюджета собирается за счёт на­логов на различные сделки — 70,0%. В расходной части бюджета преобладают операционные расходы — 83,2%, где большая часть расходов идёт на социальное страхо­вание, образование, здравоохранение, экономическое развитие, оборону и управленческие расходы.

В 2002 средняя заработная плата в промышленности составляла 1145 долл. США в месяц, а в сфере услуг — 1308 долл. США. На каждые 100 семей приходи­лось 99,45 цветных телевизора, 79,46 кондиционера, 95,36 стиральных машины, 98,04 телефона, 55,58 авто­мобиля и 46,49 компьютера. Пользовалось системой ме­дицинского страхования 21,9 млн чел. (практически все жители острова), системой страхования на образова­ние — 630 тыс. чел., трудового страхования — 7,92 млн чел., крестьянского страхования — 1,78 млн чел.

В 2002 объём внешней торговли (млрд долл. США) — 243,2 (резко снизился по сравнению с 2000 — 288 млрд долл. США), экспорт — 130,6, импорт — 112,6. Основ­ные партнёры по импорту: Япония (24,1%), США (17,0%) Малайзия, Германия, Филиппины и Австра­лия. Основные партнёры по экспорту: США (22,4%), Гонконг (21,9%), Япония (10,4%). Общий объём инвес­тиций на Т. составил 7,6 млрд долл. США, которые по­ступили с Виргинских и Каймановых островов в Цент­ральной Америке, из США, Сингапура, Японии и Вели­кобритании. Общий объём инвестиций из Т. составил 5,08 млрд долл. США, из которых их большая часть по­ступила на Виргинские и Каймановы острова, в США, другие страны Америки, Японию и Сингапур (2000).