Страны мира

Турция: Экономика

По оценочным данным, ВВП Т. в 2002 по паритету покупательной способности валют 468 млрд долл., ВВП на душу населения 7000 долл. ВВП и ВВП на ду­шу населения по текущему обменному курсу по ито­гам 2001 147,7 млрд долл. и 2124 долл. соответствен­но. По классификации Всемирного банка Т. относит­ся к подгруппе стран со средненизкими доходами, за­нимает 27-е место в мире по объёму ВВП.

Ок. 34% общего числа занятых (ок. 24 млн чел.) приходится на сельское хозяйство, 19% на промыш­ленность и 47% на сферу услуг (2002).

В отраслевой структуре производства ВВП лиди­ровали сфера услуг 66% и промышленность 21%, доля сельского хозяйства 13% (2001).

В 1990-е гг. изменение соотношения основных от­раслей промышленности по стоимости продукции было не слишком значительным: неизменно лидиро­вала обрабатывающая промышленность с удельным весом св. 80%, удельный вес добывающей промыш­ленности составлял ок. 5%, остальная часть приходи­лась на энергетику, газо- и водоснабжение.

Хотя в отраслевой структуре обрабатывающей про­мышленности лидерами по объёму созданной добавлен­ной стоимости оставались пищевкусовая (13%), текс­тильная (12%) промышленность, нефтепереработка (12%) и химическая промышленность (11%), значительного удельного веса достигли транспортное машиност­роение (7%), чёрная металлургия (5%), электромашино­строение (5%), швейная промышленность (4,5%).

В структуре сельского хозяйства лидирующей отрас­лью является растениеводство, обеспечивающее при­близительно 2/3 суммарного дохода отрасли, за ним сле­дует животноводство. Площадь обрабатываемых земель превышает 28 млн га. Основной проблемой в землевла­дении остаётся сохранение большого числа мелких хо­зяйств, имеющих весьма низкие показатели эффектив­ности. Поэтому для Т. весьма важным является вопрос о формах и размерах государственной поддержки аграр­ного сектора, которые ныне по настоятельным рекомен­дациям МВФ значительно меняются.

Первостепенное значение в структуре растениевод­ства имеет выращивание зерновых, под которые отведе­но ок. 80% посевных площадей. Значительное место в структуре земледелия принадлежит выращиванию тех­нических культур (хлопок, сахарная свёкла, подсолнеч­ник, табак, чай). Важными экспортными отраслями яв­ляются плодоводство, овощеводство и цветоводство.

Суммарная стоимость транспортных услуг и услуг связи в 2001 составила почти 16% стоимости ВВП. Об­щая протяжённость железных дорог 8607 км, автодорог 382,059 тыс. км. По территории Т. проходит 1738 км нефтепроводов, осуществляющих транспортировку сырой нефти, 2321 км трубопроводов, перекачивающих нефтепродукты, 708 км газопроводов. Крупнейшими портами на территории Т. являются Стамбул, Измир, Мерсин (Ичель), Искендерун, Измит (Коджаэли), Самсун, Трабзон, Хопа. В 2001 на территории Т. функционировало 120 аэропортов. Общий объём пассажирских перевозок в 2001 составил 209,6 млн пассажиров, а грузоперевозок — 721,8 ткм.

В 1999 в Т. насчитывалось 19,5 млн телефонных линий. В 2001 в стране использовалось св. 17 млн мо­бильных телефонов. Число пользователей Интерне­та 2,5 млн чел. (2002).

Услуги оптово-розничной торговли обеспечили в 2001 ок. 18% стоимости ВВП. В системе оптовой тор­говли важнейшее место принадлежит товарным бир­жам. Наибольший объём сделок в 2001 был осуществ­лён на Стамбульской, Измирской и Конийской биржах. Всего в системе оптовой и розничной торговли Т. функционировало св. 700 тыс. предприятий, на кото­рых было занято св. 1,8 млн чел. (1997).

В 2001 страну посетило ок. 11 млн туристов. Чистый доход страны от туризма (за вычетом расходов турок-туристов за рубежом) превысил 6 млрд долл. США.

С нач. 1980-х гг. в Т. проводились стабилизационные мероприятия, направленные на снижение дефицита в системе государственных финансов. Одновременно большое внимание уделялось поощрению промышленного экспорта с целью повышения сбалансированности текущих операций платёжного баланса. Определённая непоследовательность, которая наблюдалась в осуще­ствлении этой политики после прихода к власти в кон. 1983 гражданского правительства Т.Озала, не позволила справиться с проблемой инфляции. После парламент­ских выборов 1988 правительство удержавшейся у влас­ти Партии Отечества пошло по пути ужесточения фис­кальной политики, однако сформировавшиеся за пред­шествующие годы её правления устойчивые инфляци­онные ожидания экономических агентов привели к то­му, что усилия властей по сдерживанию роста денежно­го предложения ввергли экономику страны в состояние стагфляции. Данное обстоятельство одновременно с на­коплением издержек политики экспортоориентированного роста вынудило правительство пойти по пути сти­мулирующей фискальной политики, означавшей усиле­ние роли внутреннего рынка в обеспечении экономиче­ского роста. После почти десятилетия непрерывного снижения реальной заработной платы начался её рост, сопровождавшийся заметным повышением доли теку­щих расходов в структуре бюджета. Постепенно возрас­тало и отношение бюджетного дефицита к ВВП. Однако «перегрев» экономики позволил обеспечить достаточно высокие темпы роста вплоть до 1994, когда разразился валютно-финансовый кризис. Рост бюджетных дефици­тов привёл к росту заёмной деятельности государства на внутреннем и внешнем рынках. По мере роста государ­ственной задолженности возрастала её краткосрочная структурообразующая, что ещё более удорожало обслу­живание государственного долга. Наконец, ввиду опас­ного повышения доли процентных выплат в структуре бюджетных расходов государство объявило о снижении доходности по своим ценным бумагам. В результате «го­рячие» деньги, игравшие немалую роль в финансирова­нии бюджетных дефицитов, устремились из страны, что обусловило неизбежную девальвацию турецкой лиры. Последовательное проведение после кризиса 1994 ста­билизационных мероприятий было затруднено из-за не­устойчивости политической ситуации в стране. Факти­ческое начало более успешных стабилизационных про­грамм, осуществляемых при кредитном содействии МВФ, пришлось на кон. 1990-х гг. Однако объём накоп­ленного государственного долга, тяжесть его обслужи­вания в условиях значительного снижения эффективно­сти новых займов обусловливают сохранение несбалан­сированности в сфере государственных финансов, а зна­чит, сохранение зависимости экономики от колебаний в поступлениях внешних источников финансирования и угрозу обратимости стабилизации.

В 1-й пол. 2000 Т. удалось добиться заметных ус­пехов в борьбе с инфляцией: рост оптовых цен за ян­варь — апрель составил 16,2% (самый низкий уровень за аналогичный период на протяжении предшествую­щих 13 лет). Частично достигнутая стабилизация финансового рынка была нарушена разногласиями во властных структурах, имевшими негативные послед­ствия для социальнополитической сферы. В резуль­тате общество вновь утратило доверие к проводимой стабилизационной программе, турецкая лира стала подвергаться массированным атакам. 19 февраля спрос на доллары достиг 7,6 млрд долл., в результате чего Центральный банк объявил о переходе к плаваю­щему валютному курсу, что было равносильно объяв­лению неконтролируемой девальвации.

В 2001 размер кредитной помощи МВФ превысил 10 млрд долл., что сыграло важную роль в преодолении последствий нового валютно-финансового кризиса. На 2002—04 запланировано предоставление Т. кредитной помощи в размере 16 млрд долл. Основные направления стабилизационной программы Т.: сокращение государ­ственных расходов в результате придания государствен­ным финансам более компактной и более легко контро­лируемой структуры, что позволит повысить прозрач­ность государственных расходов; дальнейшее проведе­ние налоговой реформы, направленной на расширение налоговой базы и исключение применения всевозмож­ных налоговых льгот; обеспечение заданных объёмов первичного профицита государственного бюджета (т.е. соотношения бюджетных доходов и расходов до осуще­ствления процентных выплат по государственному дол­гу); снижение потребностей государства в новых займах, ослабление его давления на финансовый рынок, сниже­ние процентных ставок и инфляции.

По итогам 2001 отношение дефицита консолидиро­ванного бюджета к ВНП составило почти 16%, а сум­марного дефицита всей системы государственных фи­нансов к ВНП — 16,5%. Дефлятор ВНП в 2001 — 55,3, а в 2002 — 34,5. Заметно выросший в последние годы внешний долг страны на кон. 2002 оценивался в 131 млрд долл., из которых на задолженность центрального правительства приходилось ок. 57 млрд долл. Отноше­ние внутреннего государственного долга к ВНП состав­ляло по состоянию на кон. 2001 ок. 70%. Согласно офи­циальным заявлениям, в 2003 правительству Т. пред­стоят долговые выплаты по внутреннему долгу в разме­ре 82 млрд долл. и внешнему в размере 11,4 млрд долл. США. В условиях после кризисного развития экономи­ки уровень безработицы, составивший в 2001 8,5%, по­высился в 2002 до 11,4%. Кроме того, в Т. довольно высок уровень неполной занятости, поэтому уровень час­тично безработных в 2002 превысил 6%.

Перспективы финансовой стабилизации стали оцениваться более позитивно после прошедших в Т. в кон. 2002 парламентских выборов и прихода к власти однопартийного правительства, сформированного Партией справедливости и развития.

Осуществление с кон. 1990-х гг. финансовой стаби­лизации ознаменовалось укреплением статуса Цент­рального банка Турецкой Республики (ЦБТР). Предпо­лагалось, что с повышением роли кредитно-денежной политики контроль ЦБТР над уровнем инфляции по­требует расширения его самостоятельности, равно как и её законодательного оформления. В кон. апреля 2001 планировалось принять новый закон о ЦБТР, направ­ленный на повышение его независимости. Валютно-финансовый кризис нач. 2001 актуализировал применение им сдерживающей кредитно-денежной политики и ус­корил принятие нового закона о ЦБТР, который вошёл в силу 4 мая 2001. В соответствии с ним взаимоотноше­ния ЦБТР и исполнительной власти ограничиваются лишь обязательством первого предоставлять Совету ми­нистров дважды в год — в апреле и октябре — отчёт о проводившейся и планируемой кредитно-денежной политике. Кроме того, дважды в год ЦБТР должен инфор­мировать о своей деятельности плановую и бюджетную комиссии парламента. ЦБТР также должен оповещать общественность о целях своей кредитно-денежной по­литики и средствах их достижения. Новая редакция за­кона не предусматривает предоставление ЦБТР креди­тов казначейству или другим государственным структу­рам и организациям. В связи с отмеченными изменени­ями в деятельности ЦБТР в 2001 прирост денежного предложения сократился до 43%, тогда как в кон. 1990-х гг. он составлял не менее 100% в год.

Система коммерческих банков Т. насчитывает св. 80 банковских учреждений — как государственных, так и частных. Последняя группа включает и иностранные банки. Банковская система Т. находится в сложном по­ложении. Оно явилось результатом, во-первых, ослабления на протяжении 1990-х гг. структуры банковских активов и сужения клиентской базы в условиях пере­ключения преимущественно на операции с государст­венными ценными бумагами; во-вторых, трудностей в перестройке банков в условиях начавшейся в 2000 фи­нансовой стабилизации и снижения банковского про­цента; в-третьих, последнего валютно-финансового кризиса 2001. Особый род трудностей переживают го­сударственные банки, имеющие значительные специ­фические убытки, которые связаны с финансировани- ем социально-экономической политики государства. В результате государству приходится предотвращать участившиеся случаи банкротств в банковской сфере, передавая соответствующие банки Фонду страхования депозитов. Фонд в свою очередь принимает решения об укрупнении и укреплении банков посредством сли­яния. Аналогичные меры используются и в отношении государственных банков. Кроме того, рассматриваются и возможности приватизации последних. Суммарные активы турецких банков на кон. 1990-х гг. оценивались в 133,5 млрд долл. США, или 72% ВВП.

Стимулирующая фискальная политика, проводив­шаяся в Т. на протяжении значительной части 1990-х гг., привела к заметному росту реальной заработной пла­ты. По оценкам Всемирного банка, среднегодовая сто­имость рабочей силы в расчёте на одного рабочего составляла в Т. в 1995—99 ок. 8 тыс. долл. против 14 тыс. долл. в Бразилии, 16 тыс. в Греции, 33 тыс. в Герма­нии, 36 тыс. в Италии.

В 1995—99 среднегодовая добавленная стоимость в расчёте на одного занятого в обрабатывающей промыш­ленности Т. составляла ок. 33 тыс. долл. США. По срав­нению с нач. 1980-х гг. этот показатель возрос прибли­зительно в 2,5 раза. Однако Т. по-прежнему заметно от­ставала по производительности труда в обрабатываю­щей промышленности от таких развитых стран, как США, где во 2-й пол. 1990-х гг. в расчёте на одного за­нятого создавалась добавленная стоимость в размере 81 тыс. долл., Германия — 80 тыс. долл. При этом она нахо­дилась на уровне, близком к Аргентине (37 тыс. долл.), Чили (33 тыс. долл.), Израилю (36 тыс.) и Греции (30 тыс.). Разрыв в уровне заработной платы по сравнению с развитыми странами многократно опережал разрыв в уровне производительности труда, что подтверждало сохранение за Т. определённых конкурентных преиму­ществ с точки зрения стоимости рабочей силы.

Неравномерность в распределении доходов в Т. характеризуется весьма высоким значением коэф­фициента Джини — 42. На 10% хозяйств с наиболее низкими доходами приходится 2% совокупного рас­полагаемого дохода хозяйств, а на 10% с максималь­ными доходами — 32%.

Экспорт Т. в 2002 составил 37,6 млрд долл. США, а импорт 43,9 млрд долл. США. Внешняя торговля страны является хронически дефицитной. Основные экспортные статьи: текстильные и швейные изделия, продукция чёрной металлургии и пищевкусовой промышленности, автотранспортные средства. Импорти­рует Т. в основном сырьё, в т. ч. топливное, инвести­ционные товары и промежуточные изделия. Главные

торговые партнёры Т. в 2001: по экспорту — Германия (17% ), США (10%), Италия (7,5%), Великобритания (7%), Франция (6,0%), РФ (3%); по импорту — Герма­ния (13%), Италия (8,4%), РФ (8,3%), США (7,9%), Франция (5,5%), Великобритания (4,6%).