Страны мира

Турция: Государственное устройство и политическая система

Турция — унитарное государство со смешанной формой правления (в нём сочетаются элементы как парламен­тарной, так и президентской республики). Действует Конституция 1982.

В административно-территориальном отношении Турция делится на 81 иль (провинцию): Адана, Адияман, Афьен, Агры, Аксарай, Амасья, Анкара, Анталья, Ардахан, Артвин, Айдын, Балыкесир, Бартын, Батман, Байбурт, Биледжик, Бингель, Битлис, Болу, Бурдур, Бур­са, Ван, Газиантеп, Гиресун, Гюмюшхане, Денизли, Диярбакыр, Дюздже, Зонгулдак, Ичель, Игдир, Испарта, Истанбул, Измир, Йозгат, Кахраманмараш, Карабюк, Караман, Карс, Кастамону, Кайсери, Килис, Кырыкка-ле, Кыркларели, Киршехир, Коджаэли, Конья, Кютахья, Малатья, Маниса, Мардин, Мугла, Муш, Невшехир, Нигдэ, Орду, Османийе, Ризе, Сакрья, Самсун, Сивас, Сиирт, Синоп, Стамбул, Текирдаг, Токат, Траб­зон, Тунджели, Ушак, Хаккари, Хатай, Чанаккале, Чанкыры, Шанлы Урфа, Ширнак, Эдирне, Элязыг, Эрзинджан, Эрзурум, Эскишехир, Ялова.

Наиболее крупные города (центры провинций) с населением св. 1 млн чел.: Стамбул, Анкара, Измир, Бурса, Адана, Конья, Анталья, Антакья, Газиантеп, Шанлы Урфа, Самсун.

Законодательная функция в Т. принадлежит одно­палатному парламенту (меджлису) — Великому на­циональному собранию Т. (ВНСТ), включающему в свой состав 550 депутатов.

Исполнительная власть осуществляется президен­том и Советом министров. Глава государства — прези­дент республики. Согласно Конституции он олицетво­ряет собой единство и неделимость страны и нации. Президент наделён широкими полномочиями в области исполнительной, законодательной и судебной власти.

По сложившейся традиции президент назначает ли­дера победившей на выборах партии премьер-министром, а рекомендуемых последним лиц — министрами. Конституция Т. не предоставляет Совету министров право самостоятельно издавать нормативные акты. Од­нако ограниченность его прав является лишь кажущей­ся, так как Совет министров инициирует издание мно­жества постановлений по важнейшим вопросам внут­ренней и внешней политики, которые подписываются президентом и соответствующими министрами.

Избирательное право в Т. регулируется ныне дейст­вующей Конституцией 1982, а также законом о выборах от 10 июня 1983. Избирательная система включает эле­менты как мажоритарной, так и пропорциональной си­стем подсчёта голосов. Сочетание этих элементов подо­брано таким образом, чтобы создать наибольшие пре­имущества для крупных политических партий, что должно содействовать формированию однопартийных правительств, обеспечивая тем самым стабильность ту­рецкой политической системы. По Конституции 1982 выборы являются свободными, прямыми, равными, тайными, одноступенчатыми, всеобщими, при откры­том подсчёте и учёте голосов и проводятся под судеб­ным надзором и руководством. Турецкие граждане, до­стигшие 18-летнего возраста, имеют право избирать и участвовать во всенародных референдумах. Голосовать на всеобщих выборах не могут солдаты и унтер-офицеры действительной службы, военные курсанты, аресто­ванные и осуждённые, содержащиеся в местах заключе­ния. Для депутатов предусмотрен более высокий возра­стной ценз, чем для избирателей, — 30 лет.

Выборы в ВНСТ проводятся один раз в 5 лет. В случае если в парламенте освобождаются депутатские места, могут проводиться промежуточные выборы. Выборы в Т. проводятся под общим руководством и контролем Высшей избирательной комиссии. По всем вопросам выборов, по жалобам и протестам решения Высшей избирательной комиссии — окончательные и обжалованию не подлежат.

Закон о выборах 1983 ввёл в избирательную систе­му два дополнительных барьера. Первый из них — об­щий барьер — состоит в том, что политическая партия, не набравшая на выборах 10% всех действительных го­лосов по всей стране, не получает депутатских мандатов (даже если она одержала победу в одном или несколь­ких округах). Второй барьер действует внутри каждого избирательного округа. Все поданные в данном округе в ходе выборов действительные голоса делятся на число депутатских мандатов, установленное для этого округа, полученное количество становится барьером.

Среди политических деятелей Т., которые длитель­ное время находились на посту премьер-министра, стоит назвать И.Иненю, С. Демиреля, А. Мендереса, Б. Эдже-вита, Т.Озала. При этом И.Иненю, Т.Озал и С.Демирель впоследствии занимали пост президента республики.

В результате последних досрочных парламентских выборов, состоявшихся в ноябре 2002, потерпели пол­ное поражение партии, занимавшие лидирующие по­зиции после воссоздания многопартийной системы в 1983. К ним относятся Партия Отечества, Партия верного пути, а также две партии, входившие в правящую коалицию: Партия националистического движения и Демократическая левая партия. На первый план вы­шли умеренные исламисты в лице Партии справедли­вости и развития, возглавляемой Р.Т. Эрдоганом.

Президент республики избирается 2/3 голосов полного состава членов ВНСТ путём тайного голосо­вания. Президент может быть избран и не из числа де­путатов, для этого необходимо письменное предложе­ние 1/5 депутатского корпуса. Кандидат в президенты должен быть не моложе 40 лет, иметь высшее образо­вание и обладать правом быть избранным в парла­мент. Конституция предписывает, что президент дол­жен быть беспартийным и нейтральным по отноше­нию к партийному составу парламента.

Выборы президента начинаются за 30 дней до исте­чения срока его полномочий либо спустя 10 дней после освобождения поста президента и завершаются в тече­ние 30 дней с даты начала выборов. Если в ходе двух первых туров голосования не удаётся обеспечить боль­шинство голосов в 2/3 полного состава членов, прово­дится третье голосование, и избранным на пост прези­дента считается кандидат, получивший при третьем ту­ре голосования абсолютное большинство голосов. Если такого большинства не удаётся достичь, назначается четвёртый тур; если и в этом туре кандидат в президен­ты не наберёт абсолютного большинства голосов, то в этом случае «несговорчивый» парламент распускается и безотлагательно проводятся новые выборы в ВНСТ.

Среди влиятельных общественных организаций ту­рецкие профсоюзы: Конфедерация профсоюзов рабо­чих Т., Конфедерация революционных рабочих проф­союзов Т., Конфедерация справедливых рабочих профсоюзов, Конфедерация профсоюзов предпринимателей Т., а также Союз турецких промышленников и предпринимателей, Союз независимых промыш­ленников и предпринимателей, Союз турецких про­мышленных и торговых палат.

Основные направления внешней политики страны определяются традиционно близкими партнёрскими от­ношениями с США, курсом на вступление в ЕС. Частич­но они уравновешиваются попытками Т. усилить региональную внешнюю политику за счёт развития связей с государствами Центральной Азии, Закавказья и РФ, Израилем, с мусульманскими странами.

Основные направления внутренней политики в настоящее время диктуются стремлением страны до­стичь соответствия политической группе копенгаген­ских критериев, что является необходимым предвари­тельным условием вступления в ЕС. Поэтому в Т. в настоящее время наблюдается дальнейшее развитие демократического процесса, в частности, его направ­лений, связанных с соблюдением прав человека, на­циональных меньшинств, снижением роли армии в урегулировании политических кризисов в стране.

В структуру турецких Вооружённых сил входят Сухопутные войска (500 тыс. чел.), Военно-воздуш­ные войска (60 тыс. чел.), Военно-морские силы (64 тыс. чел.). В рядах турецкой национальной жандарме­рии служат 100 тыс. чел. Военные расходы в 2002 пре­высили 8 млрд долл. США, или 4,5% ВВП.